Решитько Юлия Владимировна
Методическая разработка по обучению детей игре «Шахматный поединок»
▼ Скачать + Заказать документы
«В шахматы играем, обучаем».
Методическая разработка по обучению детей игре
«В шахматы играем, обучаем».
(Шахматный поединок)
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с приёмами, способствующими формированию навыков игры в шахматы.
Задачи:
1. Обучающие :
- Продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с шахматными терминами;
Публикация «Методическая разработка по обучению детей игре „Шахматный поединок“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
- научить правильно, помещать шахматную доску между партнерами, различать горизонталь, вертикаль, диагональ; ориентироваться на шахматной доске :
- познакомить с названиями шахматных фигур : ладья, слон, ферзь, король, конь, пешка, правилами хода и взятия каждой фигуры, расстановкой фигур перед игрой;
2. Развивающие: - развивать интеллектуальные способности детей.
3. Воспитательные: Продолжать воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, коммуникативные навыки.
Материалы и оборудование: компьютер, шахматная доска с фигурами, мольберт, «Волшебный мешочек», указка, шахматные фигуры на магнитах.
Ход мероприятия.
Ведущий: Ребята, я хотела бы вам рассказать одну древнейшую легенду:
«Когда-то давным-давно в Персии жил Хан. Он провёл много войн. И наконец-то понял, что все ближайшие территории завоёваны. Что же делать? Он созвал визирей и дал им задание придумать для него интересное занятие. Как вы думаете, какое занятие?
(Ответы детей)
Тогда один визирь вышел вперёд и положил перед Ханом необычную доску с чёрно-белыми квадратами и начал расставлять перед ним фигурки.
- Ребята, а как вы думаете, что это за доска и какие были фигурки?
(Ответы детей)
Визирь начал объяснять правила игры.
На квадратиках доски
Короли свели полки
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Педагог: Дорогие ребята, я думаю и среди вас есть те, кто ещё не знаком с шахматами или забыли правила игры, потому что давно не играли. Предлагаю вам отправиться путешествовать по шахматному королевству.
1. Чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска.
Педагог: Пожалуйста, посмотрите внимательно на нее и скажите, из чего состоит шахматная доска. На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета, их 64. Кроме полей на доске мы видим проспекты и улицы. Это линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят слева -направо, вертикали сверху- вниз, а диагонали наискосок. Правильное положение доски, когда белое поле находиться справа внизу.
Описание и рассматривание настольной шахматной доски.
Педагог: Теперь давайте познакомимся с жителями шахматного королевства.
В этой стране
Король с королевой живут без корон
Ладья без весел, без хобота слон,
Конь без копыт, седла и уздечки
А рядовые - не человечки.
У каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные.
Давайте познакомимся поближе с жителями шахматного королевства.
2. Педагог: Предлагаю устроить парад шахматных фигур. Мне нужна ваша помощь. Я буду читать стихотворение, а вы будете выставлять на доске фигуры.
Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо.
Педагог:
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки.
Не мила коню неволя,
Перед ним простор широк,
Очень ловко на два поля
Совершает конь прыжок.
Замечательный прыжок:
Поле прямо, поле - вбок!
Педагог:
Меж коней заключены
Наши славные слоны.
Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали.
Педагог:
И ещё два поля есть,
А на них король и ферзь.
Король – самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.
Ферзь – это советник короля и самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении.
Педагог:
А теперь без спешки
Идут на место пешки.
Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя. Любая пешечка может превратиться в ферзя.
В результате все фигуры занимают свои места.
Педагог : Спасибо огромное моему помощнику! Вы мне очень помогли. Проходите на свое место.
Педагог: Я думаю, когда вы познакомились с шахматным королевством, сможете отгадать загадки из моего «Волшебного мешочка». Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.
- Как ходит пешка?
- Сколько линий на доске и как они называются?
- Где стоят ладьи на доске до начала игры?
- Какие слоны никогда не столкнуться?
- Между какими фигурами на доске стоит конь?
Надеюсь, загадки не были для вас сложными. Спасибо за активность.
Педагог: Ребята, послушайте продолжение легенды.
Король проигрывал партию за партией, но интерес его к игре не угасал. И вот наконец-то долгожданная победа! Король вскочил от радости и провозгласил: «Шах-мат!» Отсюда и пошло название ШАХМАТЫ.
Педагог: Тогда продолжим путешествовать в сказочном королевстве шахматных чудес!
Педагог: Ребята, давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек». Каждый игрок на ощупь выбирает себе фигуру из мешочка, называет её, а затем ставит на шахматную доску на свое место.
- Ну, что ж фигуры занимают свои позиции на шахматном поле. Пора приступить к шахматному сражению. Вы уже узнали и поняли, как передвигаются фигуры и пешки. И сейчас я предлагаю вам попробовать свои силы.
- В заключение предлагаю вам поучаствовать в литературно-шахматной викторине :
• Какой знаменитый коротышка играл в Солнечном городе в шахматы с шахматным автоматом? (Незнайка).
• Человек из театра Карабаса Барабас – «весь клетчатый, как шахматная доска»(Арлекин)
• Девочка, которая испытала много шахматных приключений в Зазеркалье. (Алиса)
Педагог: Ребята! Наше путешествие в шахматное королевство подошло к концу. В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно. Страшно не понять эту волшебную и загадочную игру.