Приложение МААМ

Методическая разработка по обучению детей игре «Шахматный поединок»

Решитько Юлия Владимировна
Методическая разработка по обучению детей игре «Шахматный поединок»
▼ Скачать + Заказать документы

«В шахматы играем, обучаем».

Методическая разработка по обучению детей игре

«В шахматы играем, обучаем».

(Шахматный поединок)

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с приёмами, способствующими формированию навыков игры в шахматы.

Задачи:

1. Обучающие :

- Продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с шахматными терминами;

Публикация «Методическая разработка по обучению детей игре „Шахматный поединок“» размещена в разделах

- научить правильно, помещать шахматную доску между партнерами, различать горизонталь, вертикаль, диагональ; ориентироваться на шахматной доске :

- познакомить с названиями шахматных фигур : ладья, слон, ферзь, король, конь, пешка, правилами хода и взятия каждой фигуры, расстановкой фигур перед игрой;

2. Развивающие: - развивать интеллектуальные способности детей.

3. Воспитательные: Продолжать воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, коммуникативные навыки.

Материалы и оборудование: компьютер, шахматная доска с фигурами, мольберт, «Волшебный мешочек», указка, шахматные фигуры на магнитах.

Ход мероприятия.

Ведущий: Ребята, я хотела бы вам рассказать одну древнейшую легенду:

«Когда-то давным-давно в Персии жил Хан. Он провёл много войн. И наконец-то понял, что все ближайшие территории завоёваны. Что же делать? Он созвал визирей и дал им задание придумать для него интересное занятие. Как вы думаете, какое занятие?

(Ответы детей)

Тогда один визирь вышел вперёд и положил перед Ханом необычную доску с чёрно-белыми квадратами и начал расставлять перед ним фигурки.

- Ребята, а как вы думаете, что это за доска и какие были фигурки?

(Ответы детей)

Визирь начал объяснять правила игры.

На квадратиках доски

Короли свели полки

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

Педагог: Дорогие ребята, я думаю и среди вас есть те, кто ещё не знаком с шахматами или забыли правила игры, потому что давно не играли. Предлагаю вам отправиться путешествовать по шахматному королевству.

1. Чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска.

Педагог: Пожалуйста, посмотрите внимательно на нее и скажите, из чего состоит шахматная доска. На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета, их 64. Кроме полей на доске мы видим проспекты и улицы. Это линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят слева -направо, вертикали сверху- вниз, а диагонали наискосок. Правильное положение доски, когда белое поле находиться справа внизу.

Описание и рассматривание настольной шахматной доски.

Педагог: Теперь давайте познакомимся с жителями шахматного королевства.

В этой стране

Король с королевой живут без корон

Ладья без весел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки

А рядовые - не человечки.

У каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные.

Давайте познакомимся поближе с жителями шахматного королевства.

2. Педагог: Предлагаю устроить парад шахматных фигур. Мне нужна ваша помощь. Я буду читать стихотворение, а вы будете выставлять на доске фигуры.

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо.

Педагог:

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки.

Не мила коню неволя,

Перед ним простор широк,

Очень ловко на два поля

Совершает конь прыжок.

Замечательный прыжок:

Поле прямо, поле - вбок!

Педагог:

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали.

Педагог:

И ещё два поля есть,

А на них король и ферзь.

Король – самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.

Ферзь – это советник короля и самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении.

Педагог:

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя. Любая пешечка может превратиться в ферзя.

В результате все фигуры занимают свои места.

Педагог : Спасибо огромное моему помощнику! Вы мне очень помогли. Проходите на свое место.

Педагог: Я думаю, когда вы познакомились с шахматным королевством, сможете отгадать загадки из моего «Волшебного мешочка». Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.

- Как ходит пешка?

- Сколько линий на доске и как они называются?

- Где стоят ладьи на доске до начала игры?

- Какие слоны никогда не столкнуться?

- Между какими фигурами на доске стоит конь?

Надеюсь, загадки не были для вас сложными. Спасибо за активность.

Педагог: Ребята, послушайте продолжение легенды.

Король проигрывал партию за партией, но интерес его к игре не угасал. И вот наконец-то долгожданная победа! Король вскочил от радости и провозгласил: «Шах-мат!» Отсюда и пошло название ШАХМАТЫ.

Педагог: Тогда продолжим путешествовать в сказочном королевстве шахматных чудес!

Педагог: Ребята, давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек». Каждый игрок на ощупь выбирает себе фигуру из мешочка, называет её, а затем ставит на шахматную доску на свое место.

- Ну, что ж фигуры занимают свои позиции на шахматном поле. Пора приступить к шахматному сражению. Вы уже узнали и поняли, как передвигаются фигуры и пешки. И сейчас я предлагаю вам попробовать свои силы.

- В заключение предлагаю вам поучаствовать в литературно-шахматной викторине :

• Какой знаменитый коротышка играл в Солнечном городе в шахматы с шахматным автоматом? (Незнайка).

• Человек из театра Карабаса Барабас – «весь клетчатый, как шахматная доска»(Арлекин)

• Девочка, которая испытала много шахматных приключений в Зазеркалье. (Алиса)

Педагог: Ребята! Наше путешествие в шахматное королевство подошло к концу. В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно. Страшно не понять эту волшебную и загадочную игру.

Публикации по теме:

Методическая разработка для детей 5–6 лет «Фон — сундучок» Методическая разработка учителя-логопеда для детей 5-6 лет «Фон – сундучок» Методическая разработка: «Фон – сундучок»» Кому адресовано:.

Методическая разработка «День здоровья» для детей 4–5 лет Цель: привлечь детей к здоровому образу жизни. Задачи: способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию правильной.

Игра-иллюзия «Тауматроп» для детей 5–7 летИгра-иллюзия «Тауматроп» для детей 5–7 лет С дав С давних времен людям были знакомы оптические обманы, однако и в настоящее время мы встречаем оптические иллюзии. Иллюзия это картинка.

Методическая разработка игровой деятельности для детей 3–4 лет 1. «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» У детей появляются первые познавательные вопросы. Знают государственные праздники: 23 февраля, 8 Марта, день.

Методическая разработка «Зима» для детей 4–5 лет Методическая разработка на тему «Зима» для детей 4 - 5 лет. Лексическая тема: «Зима». Автор: Савченко Жанна Сергеевна, воспитатель МБДОУ.

Методическая разработка общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Методическая разработка общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет ГБДОУ детского сада № 67 «Волшебник» В 2018-2019 учебном году.

Методическая разработка мероприятия по обучению детей правилам дорожного движения в старшей группе «Осторожно, пешеход»Методическая разработка мероприятия по обучению детей правилам дорожного движения в старшей группе «Осторожно, пешеход» «Осторожно пешеход»Цель:- Продолжать знакомство детей с дорожными знаками:-объяснить детям значение светофора, повторить сигналы светофора.

Методическая разработка мастер-класса для педагогов по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы» Методическая разработка по теме: мастер-класс для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы» Цель мастер-класса:.

Методическая разработка. Стихи о профессиях для детей Дополнение к серии стихов о профессиях, которые пригодятся на выпускной праздник в детском саду. Мечтают Ксюши об одном, Чтоб не болели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка по обучению детей игре «Шахматный поединок»
Опубликовано: 30 октября 2019 в 16:33
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка по обучению детей игре «Шахматный поединок»» (включая файлы) размещена пользователем Решитько Юлия Владимировна (УИ 829959) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД