Лидия Слободянюк
Конспект занятия по ОХЛ «Животный мир тундры в стихах А. Пичкова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ОХЛ в подготовительной группе «Животный мир тундры в стихах Алексея Ильича Пичкова»
Цель: Познакомить детей с творчеством ненецкого поэта А. Пичкова
Задачи:
Обучающие:
-Закреплять умение слушать и понимать стихотворения.
- Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
Публикация «Конспект занятия по ОХЛ „Животный мир тундры в стихах А, Пичкова“» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Тундра. Природная зона
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
- Помочь детям запомнить и выразительно рассказывать стихотворение, через использование приёма мнемотехники.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, мыслительную деятельность
- Способствовать формированию эмоционального отношения, интереса к творчеству А. Пичкова.
Воспитательные:
- Воспитывать чуткость к художественному слову
- Воспитывать любовь к малой Родине через чувство патриотизма.
Материал: Мультимедийный проектор, презентация.
Предварительная работа: Посещение библиотеки им. А. Пичкова, рассматривание иллюстраций «Животные севера».
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! В какой стране мы живём? Скажите, а как называется наш округ? (Ненецкий автономный округ)
Слайд 2
Посмотрите на карту, где находится Россия. А вот здесь вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров тянется Тундра. Как называются коренные жители севера? (Ненцы) А давайте мы с вами отправимся в путешествие в тундру. А на чём же мы можем туда доехать? (ответы детей). Если мы поедем на машине к примеру, то причиним вред верхнему покрову тундре, где растет мох, ягель, а это пища оленей.
Под музыку отправляемся в тундру на оленях.
Слайд 3
Ну вот мы и добрались, посмотрите какая красота….
Слайд 4
Родина…Родина…
Тропы оленьи.
Родина –
В сопках родное селение
Дома выбегают
К студеному морю,
Есть лучше места
В этом мире,
Не спорю.
Есть звезды иные,
Есть скалы покруче,
Есть в небе иные,
Высокие тучи.
А здесь ни березки,
Лишь травы густые.
Растут, просоленные
Яростным ветром.
У моря окраина
Милой России
Последним лежит
На песке километром.
Так, что же, скажите мне,
Что в ней такое?
Это стихотворение написал Алексей Ильич Пичков.
Слайд 5
Алексей Ильич Пичков это поэт, родился в Большеземельской тундре в семье оленевода. Все детство кочевал по Канинской тундре с родителями.
Слайд 5 (Щелчок)
Очень теплые и радостные воспоминания остались у него о детстве, родителях, родном поселке. Писать начал когда учился в школе. Работал в Нарьян-Маре учителем биологии и физкультуры. Посмотрите, сколько книг написал Алексей Ильич Пичков.
Слайд 6
Писал он на ненецком языке, и для взрослых и для детей.
Слайд 7
Ребята, а посмотрите кто это? (оленёнок)
Так как Алексей Пичков все детство провел в тундре, видел красоту ее природы, он очень много писал стихов о животных, послушайте какое стихотворение он написал об оленёнке.
А. Пичков ОЛЕНЕНОК
Боком, боком, словно птичка,
Он по снегу прыг да прыг.
Олененок-невеличка
Всё один играть привык.
Шаловливый, как ребенок.
Вдруг замрет он, не дыша.
Видно, в шустром олененке
Есть мальчишечья душа.
О чём же это стихотворение? (об оленёнке)
Почему автор называет оленёнка - невеличка? (маленький, детёныш)
Почему он сравнивает его с ребёнком? (играется как ребёнок, шаловливый, шустрый)
А кто это там спрятался за ёлкой?
Слайд 8
Чтобы это узнать надо выполнить такое задание: пройдёмте за столы, перед вами лежат листочки, ваша задача соединить цифры от 1 до … линией и тогда вы узнаете кто спрятался за ёлочкой.
Совершенно верно, это заяц
Слайд 9
Вот какое стихотворение А. Пичков написал про зайца
Снегу рад зайчонок белый –
Не видать его в лесу.
Потому-то он и смело
На тропе обвел лису.
Сделал круг, наделал петли,
Юркнул под густую ель,
Где ещё вчера приметил
Он пушистую постель.
О чём же это стихотворение?
Как провёл зайчик лису?
Что значит юркнул?
Слайд 11
А чтобы узнать кто же крадётся там вдалеке, вам нужно отгадать загадку
Рыжая, изящная,
Есть и черно-бурая.
Пышный хвост. Нестрашная,
С хищной всё ж натурою.
Правильно, это лиса!
Слайд 12
Послушайте, какое стихотворение А. Пичков написал про лису.
А. Пичков Лиса
По делам своим лиса
Вышла в тёмные леса.
По каким делам?
Известно: Чтоб послушать
птичьи песни.
Если песенка нежней, —
Значит, птичка повкусней.
Вопросы.
О ком это стихотворение?
Зачем она вышла в тёмные леса?
А как вы думаете, правда ли что лиса вышла послушать песни птиц?
Физминутка
Людям очень нравятся стихи Алексея Пичкова, и на одно из стихотворений наложили музыку, тем самым превратив его в песенку, а мы с вами давайте под него ещё и потанцуем.
Физминутка под музыку (текст стихотворения «Тонконогий оленёнок)
Слайд 10
Ребята, а посмотрите кто же нам ещё повстречался на пути? (куропатка) Кто знает, какая куропатка бывает летом, а какая зимой, почему? Зимой эта птица носит оперение под цвет снега. Даже лапы у нее покрыты перьями – словно в белых пуховых валеночках, - и не мерзнут, и в снег не проваливаются. Зимой на пальцах отрастают крепкие прочные когти, ими куропатка снег разгребает, ищет корм К лету птицы из белоснежек превращаются в пеструшек – меняют зимнее оперение на летнее, полегче и потемнее.
Послушайте какое стихотворение написал о куропатке А. Пичков :
А. Пичков «Куропатка»
Белое облачко в тундре летело,
Вдруг возле нашего чума присело.
Забегало облачко вдруг, как живое.
Никак не пойму – что же это такое?
К облачку стал подползать я украдкой-
Оно оказалось, друзья, куропаткой.
О ком это стихотворение? (о куропатке)
С чем сравнивает поэт куропатку? (с белым облаком)
А почему? (окрас куропатки-белый)
Почему герой стихотворения сал подползать украдкой? (чтобы не спугнуть куропатку)
Давайте постараемся его запомнить? А помогут нам в это картинки.
Слайд 11
(повторное чтение педагога по картинкам). Хоровое прочтение. (Как медведи, как мышата) А кто хочет сам попробовать? (Мнемотехника)
А сейчас давайте поиграем, и вспомним, кого мы сегодня встретили в тундре?
Слайд 15
Посмотрите на экран, что же там изображено? (следы животных)
А как вы думаете, чей след изображён на картинке под номером 1? и т. д
А сейчас нам пора возвращаться обратно в детский сад.
Выход под музыку
Слайд 16
Подведение итогов:
Ребята вам понравилось занятие?
Стихотворения о каких животных вы сегодня услышали?
А о каком животном мы выучили стихотворение?
С творчеством какого поэта мы сегодня познакомились?
Спасибо за внимание!
Слайд 17