Ольга Бритвина
Занятие по музыкальному воспитанию в старшей группе «Путешествие в музыкальную страну»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Светлячок»
с. Целинное Алтайского края
Методическая разработка
«Путешествие в Музыкальную страну»
Для детей старшей группы
Подготовила: музыкальный руководитель
Бритвина Ольга Васильевна
с. Целинное, 2023г.
Публикация «Занятие по музыкальному воспитанию в старшей группе „Путешествие в музыкальную страну“» размещена в разделах
«Путешествие в Музыкальную страну»
Возраст: Старшая группа.
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие».
Цель: Создание условий для развития музыкальных и творческих способностей у детей через музыкально – игровую деятельность.
Задачи:
Обучающие:
- формировать чувство ритма и ладотональный слух, творческое воображение посредством игровых ситуаций и музыкально – ритмических движений;
- продолжать обогащать музыкальный опыт детей;
- учить различать долгие и короткие музыкальные длительности, - составлять ритмический рисунок, ускорять и замедлять темп движений в соответствии с музыкальным сопровождением;
Развивающие:
- развивать умение отражать в движениях ритмический рисунок и жанровые признаки музыкального произведения;
- развивать моторику, координацию движений, ориентироваться в пространстве;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
Воспитательные :
- воспитывать коммуникативные качества;
- воспитывать любовь и интерес к музыке;
- воспитывать музыкальный и эстетический вкус.
Материалы: аудио записи, красные и голубые колпачки, корона скрипичного ключа, вырезанные большие и маленькие ноты.
Словарная работа: композитор, дирижер, скрипичный ключ.
Ход занятия:
Организационный момент.
Эмоциональный настрой на предстоящую музыкально – игровую деятельность.
Дети под музыку входят в зал, садятся на стульчики.
Входит музыкальный руководитель и обращается к детям.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте»
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Все вместе: Птички и зверята!
Здравствуйте!
Дружно улыбнемся!
Здравствуйте!
Всем на свете скажем!
Здравствуйте!
Основная часть.
Музыкальный руководитель : Ой, вы знаете, дети, что я попала к вам сегодня случайно. Вообще то, я шла в Музыкальную страну, мне сказали, что она, где то здесь находится. Вот иду я и слышу – красивая музыка, зашла посмотреть может это Музыкальная страна. А вы ребята, что мне скажите, я туда попала. Это Музыкальная страна?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель : Но, что бы в этом убедиться – я должна проверить вас. Если вы выполните мои задания, то, значит, я не ошиблась и попала именно в музыкальную страну. Вы согласны пройти испытания?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель : Для начала я хочу узнать, как вас зовут.
Меня зовут Ольга Васильевна, но когда я была маленькой, меня звали Оля, а мама называла Оленькой. Давайте, прохлопаем ритмический рисунок наших имен, а начнем с моего имени.
Дидактическая игра «Имена»
- Меня зовут О-ля (прохлопываю ритмический рисунок имени)
- О-лень-ка (все вместе говорим имя и прохлопываем ритмический рисунок)
(далее преподаватель показывает на одного из детей)
- Меня зовут Са-ша (прохлопывает ритмический рисунок имени)
- Са-шень-ка (все вместе говорим имя и прохлопываем ритмический рисунок)
и т. д.
Музыкальный руководитель : Какие вы молодцы! Мне кажется, что я пришла именно туда, куда и шла – в Музыкальную страну!
И, что бы не ошибиться, есть для вас еще испытания.
Я знаю, что в музыкальной стране живут музыкальные звуки.
И живут они на двух улицах, на улице Мажориков и на улице Минориков.
Давайте разделимся на Мажориков и Минориков. Мажорики носят красные колпачки, а Минорики голубые (Детей встают и делятся на две команды, надевают колпачки соответствующего цвета, садятся на стульчики по разные стороны).
Музыкальный руководитель : У каждых была своя музыка. Мы сейчас послушаем музыку Мажориков и вы скажете какая она.
Звучит «Детская полька», муз. М. Глинки.
Дети отвечают (веселая, задорная, быстрая и т. д.)
Музыкальный руководитель : Что хочется под нее делать?
Дети отвечают (танцевать, веселиться, прыгать и т. д.)
Музыкальный руководитель : Теперь послушаем музыку Минориков, какая она?
Звучит «Колыбельная», муз. В. Моцарта.
Дети отвечают (печальная, спокойная и т. д.)
Музыкальный руководитель : А что под эту музыку вам хочется делать?
Дети отвечают (спать, грустить и т. д.)
Музыкальный руководитель : Правильно, Минорики не смеялись, не плясали, а грустили и мечтали.
Когда звучала веселая музыка Мажориков, Мажорики под неё танцевали, веселились, а Минорики, в это время замирали. И наоборот, когда звучала музыка Минориков, они плавно, медленно танцевали, а Мажорики замирали и не двигались.
Готовы – ли вы к испытанию?
Дети: Да!
(Звучит музыка разного характера. Дети делают движения по правилам игры несколько раз и затем садятся на стулья).
Музыкальный руководитель : Какие вы молодцы! Вам понравилось?
И с этим испытанием вы справились. Что вам еще придумать?
Придумала!
Хоть звуки были такие разные, но они дружили, и поэтому, просыпаясь утром, любили делать все вместе зарядку. Я слышала эту музыку, но не знаю, что можно под нее делать.
Может, вы мне подскажете?
Я сейчас буду играть вам, а вы покажите как под неё двигаться.
Исполняется «Марш», муз. С. Прокофьева (дети маршируют).
Музыкальный руководитель : молодцы! А теперь?
Исполняется «Полька», муз. Д. Кабалевского (Дети бегают, танцуют)
Исполняется «Болезнь куклы», муз. П. Чайковского (дети спокойно, плавно двигаются по залу)
Музыкальный руководитель : А теперь я хочу проверить, как вы понимаете музыку.
Исполняется музыка в разном порядке. Дети выразительно, с интересом выполняют движения, соответствующие характеру музыки.
Музыкальный руководитель : Какие вы все молодцы, как хорошо старались, и немножко запыхались. Давайте отдохнем и восстановим дыхание.
Дыхательная гимнастика «Радуга, обними меня»
Исходное положение - стоя или в движении.
Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
Задержать дыхание на 3-4 секунд.
Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо.
Повторить 3-4 раза.
Музыкальный руководитель : А что еще можно делать под музыку и что мы часто делаем на музыкальных занятиях?
Ответы детей (поем)
Музыкальный руководитель : так давайте споем песню.
Исполняется песня «Хорошо у нас в саду», муз. В. Герчик, сл. А. Пришельца.
Музыкальный руководитель : Какие вы молодцы! И с этим заданием справились. (Дети садятся на стулья) Тогда теперь самое сложное.
Главный в Музыкальной стране это… (показывается картинка скрипичного ключа)
Дети: Скрипичный ключ!
Музыкальный руководитель : А вы знаете как называется тот, кто складывает звуки и получается музыка?
Дети: Композитор!
Музыкальный руководитель : Правильно! А звуки в его стране живут короткие и длинные. Длинные звуки ходят по одному, а короткие - по двое, держась за руки. В музыкальной стране есть такая волшебная дорожка, на нее когда встают звуки, то получается музыка. И от того в каком порядке они встанут, зависит, какой ритмический рисунок получится у музыке.
Скрипичный ключ очень любит играть в эту игру со звуками, а вы хотите поиграть?
Музыкальный руководитель : Да!
(На одного ребенка надевается корона Скрипичного ключа. На остальных детей - картинки больших и маленьких нот. На полу лежит дорожка, на которой нарисован нотный стан. Маленькие ноты парами, большие – по одному под музыку произвольно передвигаются по залу. Когда музыка останавливается, нотки должны встать на дорожку в одну линию. Ребенок, на котором корона Скрипичного ключа, прохлопывает, получившийся ритмический рисунок (большие нотки – длинные звуки, а маленькие – короткие). Затем, корона Скрипичного ключа передается другому ребенку и игра повторяется несколько раз).
Музыкальный руководитель : Как же с вами интересно! Какие вы молодцы! А вам понравилось?
Дети: Да!
(дети садятся на стулья)
Музыкальный руководитель : Вы почти меня убели, что это музыкальная страна. Но, чтобы основательно убедиться, у меня для вас еще есть одно испытание. Готовы?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель : Сейчас сядем все в круг (дети садятся в круг на коленки). Повторяйте за мной.
Мы сейчас будем оркестром. А кто руководит оркестром?
Дети: Дирижер!
Музыкальный руководитель :
Вот сейчас я буду вашим дирижером.
Ритмическая игра на координации движений «Оркестр»
Музыкальный руководитель :
Мы сегодня оркестр
Очень шумный оркестр (хлопают себя по груди).
Барабаны – БАМ, БАМ, БАМ (удары руками по полу).
А тарелки - БУМ, БУМ (большие хлопки руками).
Зашумели маракасы – ШИР, ШИР. ШИР (шлепки (шуршание) рука об руку).
Колокольчики запели – ДИНЬ. ДИНЬ (щелчки пальцами).
Все повторяется еще раз.
Затем повторяется быстрее несколько раз:
Вот такой у нас шумовой оркестр:
БАМ, БАМ, БАМ - БАМ, БАМ, БАМ! (удары руками по полу).
БУМ, БУМ - БУМ, БУМ! (большие хлопки руками).
ШИР, ШИР. ШИР - ШИР, ШИР. ШИР! (шлепки (шуршание) рука об руку).
ДИНЬ. ДИНЬ - ДИНЬ. ДИНЬ! (щелчки пальцами).
Музыкальный руководитель : Как интересно и весело у вас!
Я поняла, что здесь живу музыкальные дети, а значит это и есть музыкальная страна!
Заключительная часть.
Музыкальный руководитель : Вам понравилось, ребята, наше путешествие?
Давайте вспомним, что мы сегодня интересного делали?
В какой стране мы сегодня побывали?
Ответы детей (музыкальной)
Музыкальный руководитель : Кто живет в музыкальной стране?
Ответы детей (музыкальные звуки)
Музыкальный руководитель : Кто сочиняет музыку?
Ответы детей (композитор)
Музыкальный руководитель : если музыкальные инструменты играют вместе, как это называется?
Ответы детей (оркестр)
Музыкальный руководитель : кто руководит оркестром?
Ответы детей (дирижер)
Музыкальный руководитель : Какая музыка бывает?
Ответы детей (веселая, быстрая, грустная, спокойная)
Музыкальный руководитель : Что можно делать под разную музыку?
Ответы детей (танцевать, петь, отдыхать, маршировать)
Музыкальный руководитель : По ритму, какие звуки?
Ответы детей (короткие и длинные)
Музыкальный руководитель : все ребята молодцы, очень постарались. Вы все дружно работали, отвечали на вопросы, внимательно слушали музыку и исполняли все задания правильно, проявили старание и аккуратность. Мы узнали много нового и интересного в мире музыки!
Вы хотите еще путешествовать в мире музыке? И я знаю куда мы отправимся. А мы отправимся в страну «Музыкальных инструментов».
Вы согласны?
Ну а теперь нам пора прощаться – всем до свидания и до новых встреч!
Дети под музыку уходят из зала в группу.
1. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
2. https://doshvozrast.ru/ozdorov/gimnastika10.htm
3. Галянт И. Г. Музыкальное развитие детей 2-8 лет: метод. пособие для специалистов ДОО / И. Г. Галянт. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2017.
4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/01/12/kartoteka-didakticheskih-igr-dlya-detey-podgotovitelnoy-gruppy