Мария Тарасова
Методическая разработка «Песочная терапия — как метод коррекции эмоциональной сферы детей»
Методическая разработка "Песочная терапия - как метод коррекции эмоциональной сферы детей"
«Песочная терапия - как метод коррекции эмоциональной сферы детей»
Цель: Познакомить педагогов с техниками работы с песком и методом песочной терапии.
Возможность использовать песочницу не только психологами, но и педагогами в своей работе дает лучший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Публикация «Методическая разработка „Песочная терапия — как метод коррекции эмоциональной сферы детей“» размещена в разделах
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Основополагающая идея звучит так: “Игра с песком дает возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, в песочное пространство, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Выражение в символической форме своих подсознательных проблем дают возможность здоровому функционированию психики”.
Ребенок в процессе игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, зажимов, тревог, стрессов и пережитое не развивается в психическую травму, и определенным образом меняет его поведение и восприятие.
Задачи песочной терапии :
- развивать позитивную Я-концепцию;
- развивать ответственность за свои действия и поступки;
- учиться принимать себя;
- в большей степени полагаться на самого себя;
- развивать умение преодоления трудностей;
-научиться избавляться от негативных эмоций;
- развивать самооценку и уверенность.
Цель такой терапии - не меняя и не переделывая ребенка, не обучая его каким-то специальным поведенческим навыкам, даем возможность ребенку быть самим собой.
Игра в песок для ребенка является символическим языком самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок показывает более адекватно, чем словестно, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.
Для детей в процессе песочной терапии “отыграть” свой опыт и чувства наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они занимаются.
Песочная терапия дает возможность для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки, которые располагаются в песке, дают почву для самовыражения ребенка. В игре с песком и игрушками он может выразить то, что ему хочется сказать, сделать. Когда он играет свободно, без «контроля и авторитета» взрослых, он совершает целый ряд независимых действий.
Чувства и установки, которые ребенок, боится или не может выразить открыто, в песочнице ничего не опасаясь, он может спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок закапывает в песок ту или иную игрушку, бьет, топит, прячет и т. д.
Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.
Песочная терапия с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью, с неустойчивым вниманием, агрессивные дети, пережившие психическую травму. Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты или разлуки.
Песочная терапия применяется :
-с целью диагностики;
-с целью оказания первичной психологической помощи;
-в процессе краткосрочной психотерапии;
-в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.
Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.
В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.
На стадии «Хаоса» все разбрасывается, нет системности, а иногда и самого сюжета.
На стадии «Борьбы» зло против добра и наоборот, сопротивление, противодействие, война и т. п.
На стадии «Мир» все системно, у каждого свое место, все в порядке, добро победило, все решения найдены.
Пройдя все стадии, ребенок выходит на новую ступень своего развития и психологического здоровья.
Песочная терапия позволяет скорректировать практически любые проблемные моменты в воспитании и развитии детей.
Практическое применение техник:
Несколько этюдных занятий с детьми в решении актуальных проблемных вопросов, которые могут осуществлять не только психологи, но и все желающие педагоги в повседневной работе с детьми.
На начальном этапе целесообразно познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). Так как часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание ребенка на это факт.
1. «Адаптация к детскому саду»
Игра-занятие «Песочный детский сад»
В данной игре обыгрывается поэтапно целый день как в настоящем детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (привод ребенка в детский сад, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т. д., а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание необходимо уделить в игре с фигурками реальным проблемам ребенка, например, расставание с родителями или прием пищи.
Игрушка-посредник, выбранная ребенком, играет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. Песочная фея играет роль воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек-детей в группе и демонстрирует положительное отношение и поддержку игрушке ребенка.
Среди больших игрушек в группе выбирается та, которая в понимании ребенка может символизировать родителя для его игрушки-посредника. От имени игрушки-родителя воспитатель несколько раз говорит и демонстрирует необходимость расставания: мама или папа уходят на работу, а игрушка-малыш на некоторое время остается в песочном детском саду.
Описание действий в игре с игрушкой «родители» и игрушкой «ребенок» :
Родители приводят малыша в песочный детский сад, где их уже ждет Песочная фея-воспитательница. Воспитательница показывает малышу место, где он будет переодеваться, и помогает ему переодеться. Родители целуют малыша и оставляют ему в кармашке / мешочке кусочек конфетки или печенья. Затем родители уходят (взрослый уносит игрушку из комнаты). Песочная фея-воспитатель вместе с малышом машут родителям и идут вместе в группу — песочницу, где уже приготовлено место для игровой комнаты. Там стоит игрушечный столик с посудной, в спальне находится игрушечная кроватка, в туалете игрушка — имитация горшка. Также часть песочницы может быть засажена веточками-деревьями — это игровой участок для прогулок на свежем воздухе. Далее сюжет игры развивается в соответствии с реальной жизнью ребенка в детском саду.
При многократном проживании в игре психотравмирующей ситуации, например, расставания с родителями, у ребенка наступает своего рода снижение чувствительности и страха в реальной стрессовой ситуации. Ведь его «песочный опыт» будет показывать предсказуемость и благополучный исход реальных событий и как бы говорить ребенку: «Каждое утро ты идешь в детский сад, на некоторое время ты остаешься с другими детьми и взрослыми без родителей, ты можешь весело поиграть с другими детьми, воспитатель всегда поможет тебе, ты должен слушать, что говорит и просит сделать тебя воспитатель, родители всегда придут за тобой, они любят тебя».
Таким образом, любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в своей реальной жизни.
2. «Страхи»
Игра-занятие «Где живет мой страх»
Детям предлагается вспомнить, то чего они бояться. Далее подобрать фигурку или слепить из пластилина свой страх, поселить его в какой-то дом или другое место.
Каждый ребенок рассказывает о своем страхе и о том. что он хочет с ним сделать.
Педагог-психолог предоставляет ребенку возможность победить свой страх, тем способом,который предлагает ребенок. (если ребенок не знает, что сделать, можно предложить ему разные способы- закопать, посадить под замок,изменить образ и т. п.)
3. «Профилактика агрессии»
Упражнение "Победитель злости"
Педагог: - Давайте вылепим из песка плотный шар. А теперь на этом шаре нарисуем злого тролля. А какой он, тролль, как вы думаете?
Дети: (злой, не любит детей, не хороший, страшный и т. д.).
Дети по примеру педагога-психолога делают каждый свой шар, на котором обозначают углублениями или рисуют глаза, нос, рот.
Педагог-психолог: - Это "шар-злюка". Теперь разрушьте песочный шар и прогоните злого тролля, не забывая про волшебные слова: "Прогоняем злость, приглашаем радость"
(дети кулачками, ладонями, пальцами разрушают песочный шар).
Педагог-психолог: - Теперь медленно разровняйте поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого тролля? Молодцы! Мы победили злость и справились с заданием.
4.«Актуализация внутреннего состояния»
Игра – занятие «Построй свой мир»
Детям предлагается построить свой мир, при помощи фигурок, игрушек и различного конструкторского материала.
После окончания строительства, каждый ребенок рассказывает о своем мире, кто там живет, что делает, какая там атмосфера. Могут ли приходить к нему в гости кто-то из других миров или он закрыт для всех.
5. «Коммуникативные навыки и групповое взаимодействие»
Игра-занятие «Острова»
Дается задание построить свой мир. Но не просто построить, а выполнить при этом несколько условий. Участники не должны общаться между собой вербально. Только жесты и взгляды. Каждый должен молча выбрать свою территорию в песочнице. Например, поставить ладошку на песок и подождать пока все участники увидят это. И только после этого отходить за игрушками. Когда все условно договорились о разметке территории, приступать к строительству. При этом, обязательно проговорить ребятам, что во время строительства и после окончания они могут ходить друг к другу в гости. Все. Более эту фразу не обсуждать и не повторять.
По окончании строительства интересуемся названиями миров. Ребята рассказывают, кто живет в их мире, почему он изобразил их именно таким образом. Разговариваем с каждым участником по очереди. Интересуемся, ходил ли он в гости к соседям, к кому именно. Если не ходил, то почему. И одновременно обращаем внимание, насколько ребенок загородил свой мир от посторонних забором или чем-то подобным. Или его мир открыт и доступен. Это отражает возможность самого ребенка быть открытым, контактным. Обращаем внимание, кто из ребят пошел в гости первым. Кто ходил в гости, а кто принимал гостей.