Папки-передвижки

Методическая разработка открытого занятия «Посиделки рукодельниц»

Светлана Полутина
Методическая разработка открытого занятия «Посиделки рукодельниц»

Посиделки рукодельниц

Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец детей и юношества»

Методическая разработка учебного занятия в студии рукоделия «Сувенир».

«Посиделки рукодельниц. Тряпичная кукла «Зайчик на пальчик»»

Автор: Полутина С. Ю., педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории МОАУ ДО «Дворца детей и юношества»

Секция: «Дополнительное образование».

Публикация «Методическая разработка открытого занятия „Посиделки рукодельниц“» размещена в разделах

Номинация: «Учебно-методические работы».

Методическая разработка открытое занятие совместное с детьми и родителями.

Тема урока: «Посиделки рукодельниц. Тряпичная кукла «Зайчик на пальчик»».

Тип урока: развлечение, сообщение новых знаний.

Форма организации урока: игровая.

Система урока: изучение национальных традиций и воспитание любви к российской культуре.

Класс: дети студии рукоделия 7 -10 лет и их родители.

Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстративная, продуктивная, ИКТ.

Цель: формировать у учащихся навыки изготовления народной тряпичной игрушки – зайчик на пальчик.

Задачи:

1. Учебно-познавательная компетенция, базовый уровень: Научить мастерить зайчика бесшовным способом. Совершенствовать навыки работы с тканью и нитками: сворачивание, складывание ткани, наматывание ниток для закрепления детали.

2. учебно-познавательная компетенция, продвинутый уровень: уметь решать творческие задачи, на основе изучения материалов русского народного творчества, углубить знания детей о русском фольклоре

3. информационно-коммуникативная компетенция: развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность и терпение, развивать мелкую моторику пальцев, развивать у детей любознательность, эмоциональную отзывчивость, воображение.

4. Эстетическая: воспитать аккуратность, опрятность, терпения, культуру поведения, умение ценить красоту художественного произведения.

Планируемый результат и уровень усвоения: ребенок открывает приемы изготовления народной тряпичной игрушки – зайчик на пальчик, возможности применения в игровых видах деятельности.

Оборудование и материалы: Лоскутки белой или голубой ткани прямоугольной формы размером 20х10 для. Крепкие нитки, ножницы, проектор, экран

Зрительный ряд: Образец куклы «зайчик на пальчик», корзинка, народные куклы, презентация «Народные традиции»

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Конспект урока:

План:

Организационно-подготовительный этап.

Приветствие. Подготовка рабочего места. Введение в тему урока.

Этап эмоционально-психологического вхождения.

Показ слайдов.

Художественно-технологический этап.

1. Рассказ о куклах

2. Приемы изготовления

3. Практическая работа

4. Игры

Заключительный этап.

Выставка детских рисунков.

Итог: Чему научились?

Ход:

Организационно-подготовительный этап.

Приветствие. Подготовка рабочего места.

Введение в тему урока.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть на нашем занятии!

Слайд 1. (Тема занятия + музыка).

Сегодня на занятии мы попробуем представить, как на Руси проводили свободное время.

- В низенькой светелке огонек горит, Молодая пряха под окном сидит. Молода, красива, карие глаза, По плечам развита русая коса. Русая головка, думы без конца… - Ты о чем взгрустнула, девица- краса?

Слайд 2.

Когда работа в поле и по хозяйству была окончена, собирались наши предки: мужчины и женщины, юноши и девушки, старики и дети в большой избе, которую и строили специально для того, чтобы в ней могла собираться вся деревня, все кому хочется.

Слайд 3

Так вот, собирался и стар, и млад в избе, центром которой была… ( Дети хором: - Печка) Да, русская, теплая, и уютная печка.

Слайд 4.

- С прялками ходили на посиделки, или супрядки – деревенские вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песню. А там, у кого прялка красивее, тому и чести больше.

Слайд 5.

- Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6 – 8 лет.

Слайд 6.

- «Непряха», «неткаха» - это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков. «Непряхе» здесь не на что было надеяться, будь она хоть первой красавицей. Начать веселье, не завершив «урока», считалось немыслимым делом.

Слайд 7.

И…

Ой, погодите! Никогда на Руси не было невеж. Давайте и мы последуем примеру наших предков. Ведь русские славятся своей приветливостью, гостеприимством. Посмотрите, сколько гостей сегодня в нашей «горнице».

Слайд 8. (Фото горницы).

II. Основная часть.

Хозяйка: Пожалуйста, гости дорогие! Веселья вам да радости!

Давно мы вас ждем-поджидаем, посиделки без вас не начинаем!

У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Посмотрите, что я сегодня принесла? (корзина)

-Правильно, эта корзинка одной маленькой девочки, которая жила очень давно-ещё в прошлом веке.

Кукол было очень много в каждой семье. Их никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву, на посиделки, в гости, их клали в приданое. Все куклы, изготавливаемые в семье оберегали человека от несчастья.

Куклу Зайчик на пальчик было принято дарить детям от 3-х лет. В давние времена в этом возрасте ребенка начинали оставлять одного дома. Ему делали такого зайку для того, чтобы он не боялся, и ему было с кем играть.

Зайчик на пальчик был для ребенка самым настоящим другом, с которым можно было поговорить на своем детском языке. Но сначала отдохнём.

Физминутка - Игра «Запрещенное движение» (Играют все).

Водящий, стоя лицом к играющим, показывает различные движения руками (поднимание вперед, отведение в стороны и т. д.) и туловищем (наклоны, повороты, приседания поднимание и отведение в сторону ноги. Играющие повторяют их. Однако, есть движения которые делать нельзя, об этом предупреждают перед началом игры. Это, например, поднимание вперед правой руки, отведение в сторону левой ноги. Эти движения надо пропускать).

III. Практическая работа.

Прежде, чем приступить к работе, вспомним правила безопасности при работе с ножницами.

1. Клади ножницы справа от себя, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

2. Передавай ножницы только с сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед.

А теперь, посмотрите, как мы будем делать зайчика на пальчик.

(Этапы изготовления демонстрируются на слайдах и преподавателем)

Сначала будем делать ручки нашего зайчика. Для этого возьмем маленький лоскут ткани и складываем его длинные края с обеих сторон.

Затем берем нашу скрутку за один край в левую руку, задерживаем конец нитки под большим пальцем, а другой рукой наматываем нитку и делаем ручку зайки. Тоже самое проделываем с другим концом скрутки. Ручки нашего зайчика готовы

Теперь мы будем делать самого зайчика.

Делаем скрутку: длинные стороны лоскута прямоугольника складываем с одной и с другой стороны.

Делаем ушки. Переворачиваем получившуюся узкую полоску и берем за один уголок. Чуть ниже угла сжимаем ткань и обматываем ниткой. Получилось ушко. Не обрывая нитки, таким же образом делаем второе ушко.

Теперь нам нужно сделать головку зайчика. Внутрь головки можно вставить комочек ватки или поролона. Чтобы сделать головку, мы складываем оставшийся нижний край назад и заправляем в головку. Затем отделяем головку ниткой и делаем шейку зайчика.

Наш зайчик почти готов. Теперь в образовавшиеся внизу отверстие, вставляем ручки. На поясе перематываем ниткой и закрепляем ее.

Вот наш Зайчик на пальчик готов.

Игры (звучит хороводная музыка) :

1. Игра с клубком.

2. Игры-ребусы индивидуально.

3. Игры «посиделочные» : «Кто ловчее?», «Кто быстрее?»

4. Игры «хороводные»

5. Игры «кричалки»

IV. Итог занятия.

Ребята, вы молодцы, у вас получились замечательные зайчики. Вы можете придумать им имена. Дети, в следующий раз мы будем делать другую куколку – оберег. А вот какую – пусть это будет для вас загадкой.

Чаепитие с русским самоваром, с баранками.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

1. Дайн Г. Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М: Культура и традиции, 2007;

2. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006;

3. Народный костюм и обрядность на Русском Севере: Материалы VIII Каргопольской научной конференции/ Науч. ред. Н. И. Решетников; сост. И. В. Онучина. – Каргополь, 2004;

4. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. - ООО Белый город, 2010.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Методическая разработка занятия «Букет для мамы»Методическая разработка занятия «Букет для мамы» .

Методическая разработка интегрированного занятия «Путешествие по сказке «Теремок» Ход непосредственно образовательной деятельности: В: Ребята, вы любите сказки? А какая самая любимая ваша сказка? Ответы детей. А я вам.

Методическая разработка интегрированного занятия «За безопасность вместе» Актуальность темы: Представленный материал поможет воспитателям организовать активное взаимодействие с родителями и детьми по закреплению.

Методическая разработка открытого мероприятия в первой младшей группе Методическая разработка открытого мероприятия в первой младшей группе Тема: «Это кто пришел к нам в гости?» выполнила: Карякина Ольга.

Методическая разработка открытого занятия «В гости к бабушке Загадушке» В гости к бабушке- Загадушке Воспитатель обращается к детям: — Ребята, сегодня нас приглашает в гости Бабушка – Загадушка, в веселые игры.

Методическая разработка открытого занятия в первой младшей группе на тему «Животные жарких стран» Методическая разработка открытого занятия ребенок и окружающий мир в первой младшей группе на тему: «Животные жарких стран». Воспитатель:.

Методическая разработка занятия по экологии «Красная книга Ставрополья» «Для чего нужна Красная книга» Задачи: Сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо хранить. Приобщение.

Методическая разработка сценарий на 8 Марта «Весенние посиделки» в подготовительной группе Сценарий 8 Марта «Весенние посиделки» (старшая группа) Зал украшен под русские посиделки. Дети под муз. «Весну ждали» змейкой входят в зал,.

Методическая разработка занятия «Улитки» ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦССВ «МАЯК» г. МОСКВА. Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры – занятия.

Методическая разработка занятия «Безопасность на дороге» Методическая разработка занятия «Безопасность на дороге». Цель занятия: Установить взаимосвязь между тормозным путем автомобиля и его скоростью.

Автор публикации:
Методическая разработка открытого занятия «Посиделки рукодельниц»
Опубликовано: 29 июля 2018 в 15:49
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка открытого занятия «Посиделки рукодельниц»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Полутина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 июля. День семьи, любви и верности. Передвижка «День семьи, любви и верности»

Праздник «День семьи, любви и верности» отмечается в России 8 июля. Он посвящен самому важному чувству на свете — любви, которая является основой крепких и счастливых браков.

7 июля. День Иваны Купалы. Передвижка «Праздник Ивана Купалы»

 День Ивана Купалы — старинный народный праздник со своими традициями и обрядами. Расскажем детям, как отмечали Купальскую ночь их предки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД