Анастасия Коровянская
Конспект мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я расскажу вам о войне»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка открытого мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию старшего дошкольного возраста (6-7лет, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне.
Тема: «Я расскажу вам о войне.»
Составитель: Коровянская Анастасия Васильевна, воспитатель МБДОУ МО «Детский сад №38» г. Краснодар.
Пояснительная записка.
Публикация «Конспект мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Я расскажу вам о войне“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Методическая разработка мероприятия для детей старшего дошкольного возраста на тему : «Я расскажу вам о войне.» носит информационно-познавательный характер. Она может быть использована воспитателями дошкольных учреждений и педагогами начальной школы в мероприятиях, занятиях и внеурочное время. Эта разработка поможет сэкономить время и усилия педагогов для нахождения краеведческого материала, подбора нужной информации. Для воспитанников расширит знания об исторических событиях страны и сформирует чувство патриотизма.
Поводом разработки явились следующие причины:
недостаточное внимание со стороны родителей к чтению художественной литературы, просмотру и обсуждению фильмов о войне ;
равнодушие к истории своей семьи, городу в котором они живут;
непонимание родителями важности патриотического воспитания в семье;
замена нравственных ценностей на материальные.
Родители считают, что в этом возрасте прививать чувство любви к Родине, развивать такие качества: желание защищать страну, свой народ являются неважными. Но как известно, именно в этом возрасте необходимо закладывать фундамент личности. В этом возрасте дети эмоциональны, любознательны, умеют сочувствовать и сопереживать. В этот период у них идет процесс формирования личностных ориентиров и события на долго остаются в их памяти.
Одним из приоритетных направлений является вовлечение родителей в процесс нравственно-патриотического воспитания. Только в тесной связи детского сада, школы и семьи он станет развиваться намного эффективнее. Для этого мною был разработан план работы с родителями: совместное участие в проекте по изучению истории города, созданию памятного альбома «Их именами названы улицы» и участие в открытых мероприятиях.
Я считаю, что совместная деятельность является важной составляющей в воспитании подрастающего поколения.
Цель: формирование нравственно-патриотических чувств у детей по средством ознакомления событий Великой Отечественной войны.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей правдивые представления о событиях и итогах ВОВ;
- расширять знания о героических подвигах земляков, в честь которых названы улицы города Краснодара.
Развивающие:
- развивать речь, мышление, воображение, память;
- обогащать и развивать словарный запас;
Воспитательные :
- формировать положительные личностные качества у детей по средством знакомства с героями, фактами и событиями ВОВ;
- воспитывать уважение к культурному наследию края, чувство гордости и достоинства за нашу Родину, народ, доброжелательное отношение к ветеранам войны и труженикам тыла;
- побуждать детей к добрым поступкам;
- привлечь родителей к совместной деятельности нравственно-патриотического воспитания.
Предварительная работа:
1. Презентация о событиях ВОВ.
2. Чтение художественной литературы о войне.
3. Разучивание стихов и песен о войне.
4. Создание альбома памяти героев, в честь которых названы улицы города Краснодара.
5. Рекомендации для родителей:
- посетить аллею героев города Краснодара;
- исторический музей.
Оборудование:
проектор для мультимедиа-презентации, ноутбук, музыкальные произведения для фонового сопровождения.
Используемая литература:
1. Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников». В помощь педагогу. Волгоград 2013 г.
2. А. Исламов. Сборник стихов. 2019 г.
Сценарий мероприятия «Я расскажу вам о войне.»
Ход мероприятия:
Звучит музыкальное сопровождение песни «22 июня, ровно в 4 часа» Сл. Б. Ковынева,муз. Е. Петерсбурского
Воспитатель :
Война…
Нам ее не забыть никогда.
Война — это слишком большая беда.
Пришла в наши земли
Фашистская рать,
Задумав свободу у нас отобрать.
Враги разоряли, бомбили дома.
Война — это горе,
Страданья и тьма!
На подвиг священный
Отчизна зовет!
На битву с врагами
Поднялся народ.
Тяжелой и долгой
Была та война,
Фашисты за все получили сполна.
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами поговорим о событиях ВОВ, вы познакомитесь с героями войны, в честь которых названы улицы города Краснодара.
Скажите, а когда началась война? (1941г.)
А когда закончилась? (1945г.)
Воспитатель : Эта война была самая страшная, жестокая, кровопролитная за всю историю человечества.
Как вы считаете, почему ее называют Отечественной (Ответы детей)
Верно! Весь народ от мала до велика участвовал в ней. Солдаты сражались на фронте, партизаны в тылу врага, рабочие на заводах, колхозники на полях. Даже дети помогали фронту. Все трудились во имя Родины, во имя Победы!
1 Ребенок:
Моя прабабушка не воевала.
Она в тылу победу приближала.
У нас в тылу работали заводы,
Для фронта делали там танки, самолеты.
Снаряды делали и пули отливали,
Одежду, сапоги изготовляли.
Воспитатель : Несмотря на трудности: голод, недосыпание, непосильный труд, каждый житель страны поддерживал бойцов, приближая победу. Женщины шили шинели, вязали теплые носки, принимали участие в изготовлении боеприпасов.
Ребята, а как вы думаете, почему эту войну называют Великой? (Ответы детей)
Воспитатель : Да! Войны разные бывают.
Но эту же Великой называют.
Ее так называют потому, что немцы захватили всю страну.
И длилась страшная война 4 года, и погубила множество народа.
Ведь сотни тысяч на полях сражений пали,
Но Родину- Отчизну не отдали!
Не мало горя и слез принесла эта война в каждый дом. Каждый день отправляли эшелоны солдат на фронт. А их матери и жены молились за них, терпеливо ждали весточки. Они верили в их возвращение, в победу. Солдаты храбро и мужественно сражались на всех фронтах нашей страны. Они освобождали земли от фашистских захватчиков. Поэтому эту войну называют освободительной.
Как вы думаете, почему наша страна одержала победу в этой войне (Смелость, героизм, мужество солдат и единство всего народа привели нас к победе)
Воспитатель : Война не обошла стороной и наш Краснодарский край. 10 августа 1942г. Фашистские войска оккупировали территорию нашего края: разрушенные объекты, зверские расправы над жителями, камеры смертников…
Около 30 тысяч женщин, детей и стариков мученически погибли в машинах душегубках. Это специальные машины для гибели людей. В фургон загоняли до 80 человек, затем пускали выхлопные газы. Люди умирали в страшных муках. Трупы фашисты закапывали во рву. Многих людей немцы брали в плен и увозили в Германию, желая сделать их своими рабами.
Но жители нашего края героически сражались на всех фронтах ВОВ. Они создавали партизанские отряды и подпольные группы. Всего на Кубани действовало 85 партизанских отрядов. Но один был особенный.
Командиром был 58летний Петр Карпович Игнатов. В отряде воевали его жена Елена Ивановна и два сына Евгений и Геннадий. Отряд был минерами — диверсантами. Они взрывали мосты и склады фашистов, пускали под откос немецкие поезда, жгли колонны грузовых машин вместе с броневиками и танками. 10 октября 1942г. На 22 километре железной дороги Краснодар-Новороссийск отряд получил задание от командира- взорвать вражеский эшелон и одновременно минировать шоссе и дорогу, чтобы закрыть фашистам путь к Новороссийску. Надо было незаметно подползти к железной дороге, отыскать вибрирующий конец рельса, финским ножом выкопать ямку, и заложить в него минный заряд, замаскировать работу и отползти в сторону. Но поезд пошел раньше положенного времени. Евгений и Геннадий заряжая на ходу последние мины, бросили под поезд противотанковые гранаты. Взрывы последовали один за другим, уничтожив более 500 фашистов и броневиков. Жертвуя собой, они героически погибли. Братья были похоронены в Екатерининском сквере города Краснодара. В 1956г. Братья Игнатовы были перезахоронены на Всесвятском кладбище города. В 1967г. Улица Новомарьянская была переименована в улицу Братьев Игнатовых. Им посмертно присвоено звание Героев Советского Союза.
Ребята, а кто такие герои (Ответы детей)
Давайте поиграем в игру «Герой» (Передавая пилотку, нужно назвать черты характера, которыми обладает герой- сильный, смелый, храбрый и др.)
Молодцы! Все эти качества очень важны в жизни каждого человека. Если вы обладаете ими, то наша страна будет всегда защищена от врагов.
Есть еще герои — земляки, павшие в бою, защищая нашу Родину.
Владимир Головатый родился в городе Краснодаре. Когда началась война отец ушел на фронт, а Володя заменил его у станка. В 1942г. Немцы заняли столицу Кубани- Краснодар. Володя создал подпольную группу из 7 человек. Они спасали и укрывали раненых красноармейцев, распространяли листовки, сообщая жителям, что происходит за линией фронта. Однажды ребята подожгли склад горючего. Взлетели на воздух мастерские, в которых на ремонте стояли фашистские танки. Володю фашисты схватили на Сенном рынке, где он распространял листовки. Его жестоко пытали, надеясь получить списки подпольщиков, информацию о местах их встреч. Парень молчал. Он героически погиб, защищая страну. Всего лишь несколько дней Володя не дожил до прихода Красной Армии.
Похоронили его на Всесвятском кладбище, а в канун 20-летия Победы именем Головатого назвали улицу Ярмарочную.
Физкультминутка «Будем мир мы защищать» (выполняется в парах)
Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередно соединяют пальцы обеих рук)
Будем мир мы защищать (Жмут друг другу руки)
На границе встанем. (Прямые руки вытягивают вперед)
Всех врагов достанем. (Шаг, выпад вперед)
Будем чаще улыбаться. (Повороты в стороны, улыбаются друг другу)
А не ссориться и драться! (Обнимаются друг с другом)
Воспитатель : Еще один герой- Степан Передерий.
Он родился в казачьей семье в станице Ивановской Краснодарского края. Летом 1941г. Он оказался в городе Краснодаре с отступающими советскими войсками. Передирий прикрывал однополчан в районе улицы Луговой. Степан служил шофером на ЗИС-5, за которым тащилась пушка- «сорокопятка».
Когда показались первые наступающие немцы, огнем «сорокопятки» Передерий остановил вражескую бронемашину, уничтожив мотоцикл и пулеметный расчет. Неожиданно в проулке показались два танка. Степан ринулся на встречу. Первого ему удалось подбить, а второго не успел. Вражеская машина уничтожила «сорокопятку». Передерий попытался таранить танк ЗИСом. Но был убит из танковой пушки. После освобождения города Краснодара от немецко-фашистских захватчиков останки героя перезахоронили на Всесвятском кладбище. Посмертно С. Передирий был награжден Орденом Боевого Красного Знамени. В 1947г. Улица Луговая была переименована в улицу Передерия.
Ребята, к сожалению, мы не можем перечислить имена всех погибших героев. Их очень много. Они всегда будут жить в наших сердцах.
1 Ребенок:
Погибшим быть- бессменно на посту,
Им жить в названьях улиц и былинах
Их подвигов святую красоту,
Отобразят художники в картинах.
2 Ребенок:
Живым- героев чтить, не забывать,
Их имена хранить в бессмертных списках.
Об их отваге всем напоминать
И класть цветы к подножьям обелисков.
Воспитатель :
Помните!
Через века,через года
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда
Помните!
3 Ребенок:
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павшим
Будьте достойны!
Вечно достойны!
4 Ребенок:
Люди!
Покуда сердца стучатся,
Помните!
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
5 Ребенок:
Но о тех, кто уже
Не придет никогда,
Заклинаю- помните!
Звучит музыкальное сопровождение песни «Журавли» Сл. Р. Гамзатова, муз. Я. Френкеля
Воспитатель :
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!
Объявляется минута молчания.
Воспитатель : С каждым годом становится меньше ветеранов — участников войны, кому мы обязаны жизнью. Эти слова мы посвящаем им.
1 Ребенок:
Идут года, но кровоточат раны,
Врагами нанесенные в бою.
Спасибо, дорогие ветераны!
За молодость беспечную мою!
За то, что не стреляют автоматы,
Что мины не взрывают тишину.
Вы были молоды,
Ни в чем не виноваты.
За что судьба вам уготовила войну?
2 Ребенок:
Чтоб дать нам право
Жить на этом свете,
Вы шли сражаться грудью на врага,
Вас ждали дома мамы, жены, дети,
Храня тепло родного очага.
3 Ребенок:
За то, чтоб звезды в небе нам сияли
За то, чтоб на дворе цвела весна
Сражались вы и за ценой не постояли,
Но непомерно высока цена.
4 Ребенок:
И каждый год весной, в начале мая
Объединяет праздник всю страну.
Смотря на вас, я каждый раз не понимаю,
За что судьба вам уготовила войну?
И слезы всякий раз встают туманом,
Готовым ливнем грусти течь из глаз,
Спасибо, дорогие ветераны
5 Ребенок:
Вам всем! Отдельно говорим,
Как кровь сияют красные тюльпаны,
Возложенные к Вечному огню.
Спасибо, дорогие ветераны,
За молодость беспечную мою.
Я никогда, поверьте, не устану
За ваши подвиги, вас всех благодарить.
Спасибо, дорогие ветераны!
За этот шанс под мирным небом жить.
Заключение.
«Чтобы быть уверенным в будущем необходимо воспитывать достойное подрастающее поколение». Для этого важно знакомить детей с событиями ВОВ. Невозможно чувствовать себя патриотом, не зная истории, не имея связи с Родиной, не уважая наших предков и традиций. Это результат длительного воздействия совместной деятельности педагогов и семьи. Знакомство с событиями ВОВ способствует не только усвоению и передаче знаний, но и формирует чувство любви и преданности Родине, способствует развитию смелости, достоинства, силы духа. Это поможет стать истинным патриотом страны, достойным защитником Отечества.