Ирина Фаттахова
Методическая разработка «Организационные формы решения оздоровительных задач в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Организационные формы решения оздоровительных задач
в ДОО
Организационные формами работы по физической культуре в ДОО являются: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные и спортивные игры, физкультминутки, закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями); активный отдых (физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья, туристические походы); самостоятельная двигательная деятельность детей; работа с семьей. (Приложение № 1)
Публикация «Методическая разработка „Организационные формы решения оздоровительных задач в ДОО“» размещена в разделах
Самостоятельная двигательная деятельность детей дошкольного возраста протекает под наблюдением педагога. Содержание и продолжительность занятий физическими упражнениями определяются самими детьми. Характер этих занятий зависит от индивидуальных данных, подготовленности, возможностей и интересов дошкольников. Успешное решение задач физического воспитания возможно лишь при осуществлении индивидуального подхода к детям во взаимосвязанной работе дошкольной образовательной организации и семьи.
Все формы и виды работы взаимосвязаны и дополняют друг друга. В совокупности они создают необходимый двигательный режим, обеспечивающий ежедневные занятия ребенка физической культурой.
Ю. Ф. Змановским выделены принципы рациональной организации двигательной активности детей:
• преобладание циклических упражнений во всех видах двигательной активности детей;
• ежедневные занятия физической культурой, преимущественно на открытом воздухе;
• частая смена упражнений при многократной повторяемости одного упражнения;
• применение в работе подвижных игр;
• моторная плотность занятий физической культурой - 80% и более;
• обязательное музыкальное сопровождение занятий по физической культуре;
• осознанное отношение детей к выполнению упражнений; мышечное расслабление как необходимый компонент большинства занятий по физической культуре;
• преобладание положительных эмоций во всех видах двигательной активности детей; обязательность красивого выполнения движений на занятиях по физической культуре.
Именно соблюдение принципов рациональной организации двигательной деятельности детей позволит улучшить не только здоровье и двигательную подготовленность дошкольников, но и будет способствовать гармоничному развитию каждого ребенка.
ДОО в своей деятельности должны исходить из необходимости творческого развития личности и содействия ее становлению через реализацию интеллектуальных потребностей и формирование эмоционального восприятия, что возможно лишь только при наличии хорошего здоровья у детей дошкольного возраста. Осуществляя комплексный подход к образованию, развитию и воспитанию ребенка, к его оздоровлению, можно добиться выполнения задач по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей.
Совершенствование системы сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни должно стать одним из приоритетных направлений деятельности дошкольной образовательной организации.
Современная концепция образования предусматривает не только оздоровление дошкольников, но и обеспечение личностно ориентированных подходов к образовательной среде, формирование здоровьесберегающего образовательного пространства. Принципиально новым является осуществление активно-деятельностного подхода к дошкольному физическому воспитанию, который содействует освоению теоретических знаний о здоровье и формированию у детей практических умений и навыков сохранения и укрепления собственного здоровья.
Основой физического здоровья ребенка следует считать уровень развития и особенности функционирования его органов и систем. Уровень развития обусловлен программой, которая природой заложена в каждом ребенке и опосредована его базовыми потребностями. Именно удовлетворение доминирующих базовых потребностей является условием индивидуально-гармоничного развития ребенка. Предпосылкой полноценного психического здоровья детей является состояние душевного комфорта и психологического благополучия, обеспечивающее адекватную регуляцию их поведения в процессе разнообразной деятельности. Это состояние обусловливается потребностями ребенка и возможностями их удовлетворения. Духовный компонент здоровья личности характеризуется ее отношением к образовательному процессу, а также соблюдением общепринятых норм поведения, что также напрямую связано с развитием мотивационной и смысловой сфер ребенка-дошкольника.
Современный педагог, работая с дошкольниками, призванный заботиться о здоровье ребенка, не вправе относиться к нему как к уменьшенной копии взрослого человека, так как каждому возрастному периоду свойственны свои особенности строения и функционирования.
Формирование у детей дошкольного возраста установок на соблюдение основных компонентов здорового образа жизни должно базироваться на двигательной активности. По мнению И. А. Аршавского, «жизнью организма, его ростом и развитием правит двигательная активность».
Известно, что ребенок обладает колоссальными потенциалами восприятия и переработки многообразной информации, идущей извне. Причем у детей дошкольного возраста доминируют преимущественно сложнейшие биологические потребности в саморазвитии, игре и подражании. Следовательно, физическое воспитание детей возможно на основе принципа активности личности ребенка, позволяющего сочетать осознание ценностей здоровья с освоением основ здорового образа жизни через категории интересного и увлекательного для дошколят.
Повседневные задачи в контексте физического воспитания детей
Особое внимание физическому воспитанию следует уделять детям в возрасте от 3 до 7 лет, поскольку, по мнению большинства исследователей, именно в этот период происходят преобразования, физиологические сдвиги, закладывается основа для проявления природных задатков, формирования правильной осанки и коррекции имеющихся нарушений в опорно-двигательном аппарате, создаются предпосылки для укрепления и сохранения здоровья. Поэтому в детских сада активно используются повседневные формы физического воспитания дошкольников — прогулки, туристические выходы, подвижные игры, физкультурные праздники.
Подвижные игры — основополагающий вид деятельности дошкольников, посредством которого дети не только получают двигательные и коммуникативные навыки, но и познают мир. Подвижные игры позволяют детям всесторонне развиваться, способствуют оздоровлению, проявлению творческой инициативы, самостоятельности, дают поведенческие установки. В игровой деятельности дети усваивают нормы поведения, копируют действия, получают мощный эмоциональный накал. В игре складываются взаимоотношения между детьми, вырабатываются привычки, правила поведения, потребности, убеждения. Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма. Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир.
Экскурсии и прогулки за пределы ДОУ — самый простой вид детского туризма. Использование туризма позволяет положительно повлияет на формирование жизненно важно навыков и умений, повысить жизнедеятельность детей, сохранить и укрепить их здоровье.
В детском саду используются такие формы, как туристская прогулка — непродолжительный групповой выход за пределы территории ДОУ в рамках населенного пункта или его окрестностей (длительность 1-4 часа, туристкая экскурсия — групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно-познавательных целях, туристский поход — активное прохождение группы по детей по заданному маршруту для физического развития, познания, краеведческой деятельности.
Прогулки и экскурсии позволяют детям познакомиться с природой родного края, совершенствовать свои двигательные навыки, устойчивость, силу и ловкость.
Физкультурные мероприятия и соревнования — эффективный способ приобщения дошколят к ценностям физической культуры и спорта. Для проведения мероприятий стоит выбирать красивые места, лучшие участки детского сада, создавать атмосферу торжественности, привлекая родителей в качестве участников или зрителей.
Праздники позволяют сформировать у детей двигательные и соревновательные навыки, продемонстрировать жизнелюбие малышей, положительное отношение к спорту. Для этого в программе физкультурных праздников не должно быть сложных и незнакомых детям заданий. Все упражнения должны выполняться без специальной подготовки, что способствует достижению ситуации успеха и получению чувства удовлетворения.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Разнообразная самостоятельная двигательная деятельность детей заключается в том, что они по своему желанию и инициативе выбирают себе вид занятий (катание на велосипеде, двигательная деятельность на детских площадках, оснащенных специальным оборудованием для физических упражнений и инвентарем, различные игры с друзьями и т. д.). Самостоятельная двигательная деятельность существенно расширяет двигательный опыт детей.
Для активизации самостоятельной двигательной деятельности необходимо предусмотреть наличие спортивного инвентаря, который устанавливается на участке или выносится из группы в соответствии с погодными условиями. Наличие должного оборудования на участке создает условия для совершенствования основных движений (бега, ходьбы, лазания, метания, прыжков, спортивных игр и упражнений, а также подвижных игр. Во время прогулки ребенок упражняется в езде на велосипеде, ходьбе на лыжах, катании на коньках; играет в настольный теннис, бадминтон, кегли, баскетбол, городки, лапту и др. Все эти игры проводятся в зависимости от времени года и погодных условий. В ежедневные прогулки следует обязательно включать упражнения с мячом и различные манипуляции с ним (т. е. овладение «школой мяча»). Особое внимание педагог должен уделять развитию самостоятельности и творчества ребенка в его двигательной деятельности на прогулке, благодаря чему у ребенка развивается инициативность, повышаются навыки самоорганизации, создаются оптимальные условия для самовыражения, самореализации, совершенствования психофизических и личностных качеств
Физическое развитие играет большую роль и в нравственно-патриотическом воспитании. Это - проведение спортивных праздников ко дню Защитника Отечества, ко Дню Победы 9 мая и т. д.
Возможно и гендерное разделение. Спортивные праздники для пап и сыновей, мам и дочерей.
Одной из передовых форм работы по организации двигательной деятельности детей может быть и проведение детской Спартакиады в ДОО. Это способствует решению нескольких задач :
• достижению максимального результата в соревновательной обстановке на днях:
- Бегуна;
- Прыгуна;
- Лыжника;
- Метателя
• закреплению подвижных игр в соответствующих основных движениях;
• знакомство с историей Олимпийского движения, флага, символами Олимпиады, героями спорта в теоретическом блоке предварительной работы.
Приложение №1
Примерные формы деятельности по освоению образовательной области ФГОС ДО «Физическое развитие»
Режимные моменты
Утренний отрезок времени
Индивидуальная работа воспитателя
Игровые упражнения
Утренняя гимнастика: классическая,игровая
музыкально-ритмическая.
Подражательные движения
Игры с элементами спортивных упражнений
Дидактические игры
Прогулка
Подвижная игра большой и малой подвижности
Игровые упражнения
Проблемная ситуация
Индивидуальная работа по физическому
воспитанию на улице
Подражательные движения
Вечерний отрезок времени, включая прогулку
Гимнастика после дневного сна: оздоровительная,
коррекционная.
Физкультурные упражнения
Коррекционные упражнения
Индивидуальная работа
Физкультурный досуг
Физкультурные праздники,
День здоровья
Совместная деятельность с педагогом
НОД по физическому воспитанию:
- сюжетно-игровые
- тематические
-классические
-тренирующее
В НОД по физическому воспитанию:
-сюжетный комплекс
-подражательный комплекс
- комплекс с предметами
-классический
-ритмические движения
Физминутки
Динамические паузы
В занятиях по физическому воспитанию игры большой, малой подвижности и с элементами спортивных игр
Игры с элементами спортивных упражнений
Спортивные игры
Самостоятельная деятельность детей
Игровые упражнения
Подражательные движения
Подвижные игры
Элементы спортивных игр
Совместная деятельность с семьей
Беседа, консультация
Открытые просмотры
Встречи по заявкам
Совместные игры
Физкультурный досуг
Физкультурные праздники
Консультативные встречи.
Совместные занятия в заседаниях семейного спортивного клуба
Интерактивное общение
Мастер-класс