наталья сандрикова
Методическая разработка ОД в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС по познавательному развитию «Играем с Машей и Медведем»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка ООД в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС по познавательному развитию на тему : «Играем с Машей и Медведем»
Выполнила:
Сандрикова Наталья Владимировна,
воспитатель МАДОУ № 20
города Гая Оренбургской области
Аннотация
Воспитательно-образовательную деятельность строю, используя примерную образовательную программу «Детство» (Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.)
Публикация «Методическая разработка ОД в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС по познавательному развитию „Играем с Машей и Медведем“» размещена в разделах
Одной из главных образовательных задач, которой является развитие интеллектуального потенциала детей. Поэтому проблема развития логического мышления для меня актуальна и ее следует рассматривать в аспекте совершенствования форм мышления. В современных исследованиях мышление рассматривается как высший познавательный процесс.
От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.
В наше время необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.
Даннаяразработка затрагивает вопросыразвития логического мышления детей среднего дошкольного возраста,воспитания навыков культуры поведения (девочкам надо уступать, умения устанавливать простейшие связи и отношения между объектами,освоения детьми некоторых сенсорных эталонов (формы, цвета, размерных проявлений).
Методическая разработка будет полезна воспитателям детских садов,старшим воспитателям, будет полезна специалистам дошкольной педагогики, студентам педагогических учебных заведений.
Пояснительная записка
•основная нравственно-педагогическая идея занятия
Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы «Чувствовать—Познавать—Творить». Эмоционально -чувственное развития,способствует развитию познавательной активности, что в свою очередь способствуетпробуждению творческой активности детей, стимулированию воображения.
Основная нравственная идея занятия:Развивать умение эмоционально реагировать на литературное произведение, сопереживать героям рассказа. Проявлять сочувствие, сопереживание, желание помочь.
• Цель занятия:
Развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников. Создание условий для развития познавательной активности посредством помощи героям сказки «Маша и медведь»
•Задачи
воспитательные:
Воспитывать умение работать в коллективе;
Воспитывать у детей доброжелательное отношение к сказочным персонажам, вызывать сочувствие и желание помогать.
Воспитывать культуру общения и культуру поведения;
Воспитывать интерес к занятию, чувство успеха;
Воспитывать сдержанность, усидчивость;
Воспитывать стремление совершать добрые дела
- образовательные:
Продолжать узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры;
Закрепить умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам (схемам) при решении практических задач;
Формировать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или»;
Соотносить цифры с количеством предметов;
Формировать умение понимать задачу и выполнять её самостоятельно;
Систематизировать знания детей на развития познавательных интересов, интеллектуального развития, через расширение кругозора детей.
- развивающие :
Развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие;
Развивать слуховое восприятие, логическое мышление, мелкую моторику рук;
Обеспечить развитие умения обобщать и делать выводы.
• Формы и виды деятельности (методические приемы)
Форма организации детей – Совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей.
Виды детской деятельности – игровая, коммуникативная.
Методы и приемы – игровой, словесные, наглядные, практические.
Приё мы руководства деятельности детей в НОД:
1. Приё мы постановки целей и мотивация деятельности детей:
коммуникативная игра, комментирование.
2. Приё мы активизации деятельности детей в процессе НОД: создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, анализ, вывод.
3. Приё мы организации практической деятельности детей: показ слайдов, комментирование, использование схем.
4. Приё мы поддержания интереса детей: чередование видов детской деятельности.
5. Приё мы оценки и самооценки: поощрение, оценка данной непосредственно образовательной деятельности детьми, взаимопомощь детей.
• Подготовительная работа:
Сравнение двух групп предметов; упражнения с кругами Эйлера (Приложение 1, Рисунок 1а, 1б; Приложение 2, Рисунок 2а, 2б); игры с блоками Дьенеша: «Дорожки» (Приложение 3, Рисунок 4, «Домино», «Засели домики»; работа со схемами (алгоритмы) (Приложение 4, Рисунок 5,6); Словесно – логические игры и упражнения (Приложения 5,6); планы – схемы: «Найди клад», «Где спрятался Мишка?»; количественный и порядковый счёт; изучение геометрических фигур.
- формированиепредпосылок личностныхУУД:
формирование познавательной и социальной мотивации;
формирование адекватной самооценки;
формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки.
- формирование предпосылок регулятивных УУД:
умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
умение работать по инструкции взрослого;
умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
- формирование предпосылок познавательных УУД :
умение применять правила и пользоваться инструкциями;
умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
формирование предпосылок коммуникативных УУД:
потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
умение слушать собеседника.
умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
предлагать помощь и сотрудничество;
Материалы и ресурсы: Видеопроектор, мультимедийный экран, анимация в компьютерной программе CrazyTalkPro,посылка, письмо, фотографии Маши и Медведя, веер с цифрами, конвертыс заданиями, геометрические фигуры, герои из сказки «Маша и Медведь»,Блоки Дьенеша, круги Эйлера.
Раздаточный материал: геометрические фигуры,конверты с заданиями и схемами, веер с цифрами (на каждого ребёнка).
Конспект
Организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
По познавательному развитию на тему :
«Играем с Машей и Медведем»
Структура ООД
1. Организационный момент.
- Формирование мотивационной основы
2. Практический этап.
а).Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом.
Физкультминутка «Зайчики»
б).Совместная работа с блоками Дьенеша и кругами Эйлера.
в). Игра «Математическая молчанка»
3. Рефлексия
Ход ООД
1. Организационный момент.
Формирование мотивационной основы
Дети входят в группу под музыку.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
- Ребята, вы любите получать письма, открытки, посылки?
- Сегодня утром я нашла в группе красивую коробочку (посылку). На посылке указан электронный адрес скайпа. А вот от кого она и для чего она здесь, мы узнаем, когда свяжемся с отправителями по скайпу.
2. Основная часть.
На мультимедийном экране появляется анимация –Маша и Медведь, созданная в компьютерной программе CrazyTalkPro(на экране Маша и Медведь приветствуют детей)
Воспитатель: Ребята, вы узнали из какой сказки наши гости?
Дети: из сказки «Маша и Медведь»
Воспитатель: Молодцы. Угадали. А сейчас послушаем, что хотят нам сказать наши гости.
Медведь : «Нам стало в лесу скучно. Дело в том, что мы с Машей очень любим у себя в лесном домике заниматься математикой. Но есть такие задания, с которыми мы не можем справиться. Мы вам послали посылку, в которой есть конверты с заданиями. Помогите нам, пожалуйста».
Воспитатель: Ребята, а вы любите оказывать помощь?
Дети: Да, очень любим.
Воспитатель: Да, действительно, в коробке есть конверты от Маши и Медведя (на конвертах изображены Маша или Медведь).
- Чей же конверт откроем первым?
Дети: Машин, так как она девочка, а девочкам надо уступать.
(Воспитатель берет Машин конверт и читает задание)
Задание: «Найди форму»
Читаю: «Дорогие ребята! Помогите нам вспомнить какие геометрические формы бывают у разных предметов»
Воспитатель: У вас на столах лежат геометрические фигуры. Надо выложить геометрической фигурой форму предметов, которые я буду называть.
Например: «тарелка» - Какая форма у тарелки?
Дети: Круглая
Воспитатель: Правильно, значит необходимо положить круг. А дальше думайте сами.
Воспитатель: (называет слова) Морковка, дверь, яблоко, книга.
- Какие геометрические фигуры выложил Леня (Арина, Даша)
Дети: круг, треугольник, прямоугольник, круг, прямоугольник.
Воспитатель: Сколько всего фигур?
Дети: пять
Воспитатель: А какие еще фигуры вы знаете?
Дети: Квадрат, ромб, трапеция, овал, шар, цилиндр.
Воспитатель: Молодцы, как быстро вы справились с заданием.
- А сейчас возьмем конверт от Медведя.
Задание: «Дорожки для друзей»
Читаем: «Мы с Машей очень любим, когда к нам приходят в гости зайчата, но они такие непоседы, разбежались по лесу и не знают, как к нам быстро добраться. Помогите зайчатам найти короткую дорожку».
(У каждого ребенка изображение зайчика, конверт с геометрическими фигурами и схемой (рис. 1).
Рисунок 1 – Образец одной из предложенных детям схем
Дети по схеме выкладывают дорожку (рис. 2, предварительно, напомнив, что начинать выкладывать можно с любой фигуры.
Рисунок 2 – «Дорожка для друзей», выложенная по схеме (рис. 1)
Во время выполнения задания, предлагаю детям,которые быстро справились с заданием, помочь другим детям или проверить правильность выполнения задания у других детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все справились с заданием, помогли друг другу. Я думаю, что зайчата, быстро найдут домик Маши и Медведя.
Воспитатель: Посмотрим, о чем нас попросила Маша.
Задание. Читаю: «Дорогие ребята, подскажите нам, как можно развлечь зайчат, в какие игры поиграть с ними?»
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Маше и Медведю как мы проводим физкультминутку. (Дети выходят в центр группы, проводится физкультминутка «Зайчата»)
Физкультминутка «Зайчата»
Зайчикам не будет скучно
Сделаем зарядку дружно?
Вправо – влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Лапки кверху, лапки в бок
И на месте скок – скок – скок.
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляйте, детки, шаг,
Шаг на месте, стой!
Вот так!
Воспитатель: Вот мы и поиграли с Машей, и отдохнули. (Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом).
Воспитатель: А сейчас возьмем конверт от Медведя.
Задание: «Разложи пирожки»
Читаю: «Мы с Машей напекли пирожки разной формы и размера для гостей. Помогите разложить пирожки по тарелкам, зная, что одни гости любят только треугольные пирожки, а другие - большие»
На подносе лежат блоки Дьенеша («пирожки»). На полу круги Эйлера с символами (рис. 3). Дети по очереди подходят к подносу, берут по два блока и раскладывают в круги Эйлера («тарелки», соответственно символам, указанным на кругах.
Рисунок 3 – Круги Эйлера с символами
- обозначение треугольной формы
- обозначение большого размера
Путем рассуждения дети приходят к выводу: что бы положить большие и треугольные «пирожки», круги («тарелки») необходимо соединить, как показано на рис. 4.
4
Рисунок 4 –«Пирожки для друзей»
Вопросы:
- Какие пирожки лежат на 1 тарелке?
Дети: Все треугольные
- Какие пирожки лежат на 2 тарелке?
Дети: Все большие
- Какие пирожки лежат на 3 тарелке?
Дети: Все большие и треугольные
- Какие пирожки не положили на тарелки (4?
Дети: Небольшие и нетреугольные
- Ребята, давайте покажем нашим героям еще одну игру, в которую можно поиграть с зайчатами.
Задание: Игра «Математическая молчанка»
Воспитатель: Напоминаю детям, что главное в игре не говорить, а показать ответ цифрой из веера
- сколько пальцев на правой руке
- сколько у вас глаз
- сколько хвостов у собаки
- сколько лап у кошки
- сколько глаз у светофора
Воспитатель: Молодцы. Справились с заданием.
Воспитатель: Остался последний конверт. На нем фотографии и Маши и Медведя.
- Что же там? А там сюрприз. Фотографии на память от наших гостей (фотографии из мультфильма «Маша и Медведь» (Приложение 7).Воспитатель раздает детям фотографии. Дети благодарят Машу и Медведя за подарок.
Маша и медведь благодарят детей за помощь и прощаются.
3. Рефлексия
Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии и создать ситуацию успеха.
(Дети стоят кругом с воспитателем)
- Кто был в гостях у нас?
- О чем просили наши гости?
- Какие задания вам понравилось выполнять?
- При выполнении, каких заданий вы затруднялись?
- Вам понравилось помогать друг другу, оказывать помощь сказочным героям?
- Вы все были сегодня молодцы. Хорошо справились со всеми заданиями. Вы помогли нашим героям, я думаю, им не будет скучно в лесу. Теперь они узнали, чем можно заняться и как развлечь гостей.
- А теперь попрощаемся с нашими гостями. (Дети прощаются, уходят)
Заключение
1. Цель ООД заключается в развитии логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников. В создание условий для развития познавательной активности посредством помощи героям сказки «Маша и медведь»
Считаю, что все структурные элементы ООД соответствовали данной цели. Предлагаю проанализировать этапы ООД с точки зрения целесообразности их проведения.
Мотивационный этап
На данном этапе был проведен организационный момент в целях снятия эмоционального напряжения у воспитанников.
Далее были созданы необходимые условия мотивирования детей на активное включение в игровую деятельность. Этап мотивации мною был тщательно продуман. Рационально использовала разнообразные приемы для поддержания положительной мотивации к предстоящей деятельности: сюрпризный момент, ситуация интриги, ИКТ-технология, введение сказочных персонажей, а также воспитанникам была предложена позиция умных помощников. Считаю, что выбор данных средств, способствовал поддержанию мотивации детей к деятельности на протяжении всей ООД. Дети проявляли познавательный интерес и активность.
Постановка и принятие детьми цели предстоящей деятельности
Важно отметить, что цель ООД была поставлена детьми совместно с педагогом посредством использования диалоговых форм общения. Считаю, для всех детей поставленная цель оказалась привлекательной: воспитанники проявили интерес к организованной деятельности и захотели играть (вместе помогать сказочным героям). Детская цель была сформулирована четко, дети поняли, что должно стать результатом их предстоящей деятельности (помочь в решении математических задач). Этому способствовало активное совместное обсуждение.
2. Деятельностный этап
(совместная работа педагога с детьми)
При подборке заданий опиралась на имеющийся опыт детей, их потенциальные возможности, которые были ориентированы на выполнение заданий. Таким образом, все задания были тщательно продуманы и имели логичную направленность, исходя из игрового сюжета. Реализуя здоровьесберегающие принципы на занятии (обеспечение двигательной активности детей, смена деятельности, показ игры, в которую можно поиграть с зайчиками, обыграла физкультминуткой, использовала в течение ООД всё групповое помещение, перемещаясь от задания к заданию.
Исходя из поставленной цели ООД, развитие мыслительных операций и процесс позитивной социализации воспитанников органично сочетала с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательная, коммуникативная.
Считаю, что мне удалось занять партнерскую позицию по отношению к воспитанникам. На это указывал постоянный интерес детей к деятельностному взаимодействию, совместному нахождению путей решения заданий.
На данном этапе ООД преобладали приемы напоминания, комментирования, рассуждения детей, помощи друг другу, что способствовало проявлению открытости в общении у детей, их умению взаимодействовать посредством активизации речи.
Считаю, что организованная мною РППС полностью соответствовала цели и задачам НОД (при разложении «пирожков» по «тарелкам»,блоки получил каждый ребенок и каждый ребенок участвовал в решении поставленной задачи, что служило позитивному взаимодействию между детьми, избеганию конфликтных ситуаций).
Самостоятельная работа детей
На данном этапе использовала знакомые детям дидактические игры «Найди форму», «Дорожки для друзей». Для проведения самостоятельной деятельности воспитанников целесообразным посчитала применить индивидуальную работу детей за столами. В ходе самостоятельной работы я стремилась осуществлять педагогическую поддержку через подсказку, похвалу, тактильный контакт, подбадривание. Таким образом, стремилась создать ситуацию успеха и психологический комфорт для детей.
3. Рефлексионный этап
На заключительном этапе подвела итог ООД, используя коллективную и собственную рефлексию, сюрпризный момент с фотографиями. Так как цель ООД заключалась в развитии логических и математических способностей, то посчитала целесообразным обсудить именно процесс деятельности. Также мною была проведена рефлексия настроения и эмоционального состояния детей.
Считаю, тема, содержание ООД, формы организации совместной и самостоятельной деятельности полностью соответствовали поставленным цели и задачам, возрасту воспитанников.
При разработке ООД опиралась на основные принципы развивающего обучения, особенности личностно-ориентированного взаимодействия, концепцию системно-деятельностного подхода, психофизиологические особенности и возможности детей своей группы.
При проведении ООД учитывались разнообразие видов детской деятельности. Все части ООД были логично связаны друг с другом, все виды деятельности, методы и приемы способствовали познавательной и речевой активности детей.
Я считаю, что планируемые результаты были полностью достигнуты в ходе ООД. Дети были активны, им было интересно принимать участие в образовательном процессе, проявляли эмоциональную отзывчивость при выполнении игровых упражнений, были полностью вовлечены в ход занятия, справлялись со всеми заданиями.
Список литературы
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (с изменениями от 20.02.2011 г.)
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена генеральной ассамблеей ООН 22.11.89 г.)
3. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович.
4. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. Пер. под ред. В. В. Юртайкина. - М. : Просвещение, 1984.
5. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в средней группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Воронеж : Издательство «Учитель»,2003.
6. Венгер JI.A.,ПилюгинаЭ. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребё нка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада/ Под ред. ВенгераЛ. А--- М. : Просвещение, 1988
7. В. Волчкова В. Занимательный счёт. // Дошкольное воспитание. – 1993.
8. «Математика до школы» — пособие для воспитателей. Санкт – Петербург, Детство – пресс, 1992г.
9. Лопатина А., Скребцова М. Добрая математика. 2009.
10. Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. ,Математика от трёх до шести. «Детство – пресс», 1992г.
11. Михайлова З. А. «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» // Дошкольное воспитание – 2002 №8
12. Михайлова З. А. «Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике» – СПб. : Детство-Пресс, 2001.
13. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» – М. : Просвещение, 1990.
14. Лопатина А., Скребцова М. Добрая математика. 2009.
15. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Москва «Просвещение» 1991.
16. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников / Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005.
17. Столяра А. А. Давайте поиграем - математические игры для детей. Под редакцией Столяра А. А. Москва, 1991г.
Электронные ресурсы
1.https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
2.https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/01/26/pamyatka_metod._razrabotka_word_0.docxПамятка для педагогов ДОУ "Как написать методическую разработку"
3. https://uverenniy.ru/ispolezovanie-krugov-ejlera-na-zanyatiyah-po-razvitiyu-logiche/21486_html_m7dc76e8c.png Дидактические игры с Кругами Эйлера.
4. https://5-bal.ru/pars_docs/refs/36/35640/35640_html_m505f6172.pngДидактические игры с Кругами Эйлера и Блоками Дьенеша.