Папки-передвижки

Образовательная деятельность «Прялка в гости к нам пришла»

Виктория Долженко
Образовательная деятельность «Прялка в гости к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Прялка в гости к нам пришла»

Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни)

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Образовательные области: познавательное развитее, художественно - эстетическое развитие.

Цель: Познакомить детей с предметами кубанского быта: прялкой и веретеном.

Задачи:

Образовательные

-расширять знания о предметах старины, их назначении.

Публикация «Образовательная деятельность „Прялка в гости к нам пришла“» размещена в разделах

- продолжать знакомить детей народным промыслом и традициями;

- познакомить с историей возникновения куклы, обычаем, связанным с ней.

Развивающие

- активизировать в речи слова: прялка, веретено, шерсть, кудель.

- обогащать словарь поговорками.

- Развивать навык и умения в работе с тканью.

- Способствовать развитию координации и мелкой моторики.

Воспитательные

-воспитывать у детей любовь к малой Родине, к ее традициям.

- воспитывать интерес и любовь к народному творчеству и рукоделию

- вызвать эмоциональную отзывчивость, формировать эстетический вкус, усидчивость, терпеливость.

Предварительная работа: посещение музея детского сада, чтение народных сказок, беседы о жизни и быте казаков.

1 этап: способствуем формированию у детей

внутренней мотивации к деятельности

Воспитатель: Ребята недавно мы с вами совершили путешествие в прошлое. А прошлое – особая страна и все в нем необычно. Мы с вами посетили мини музей нашего детского сада. Многих интересует, как жили предки, чем был наполнен их быт.

- Расскажите, пожалуйста, какой предмет народного быта вам понравился больше всего.

Ответы детей:

-Я заметила, что вас очень заинтересовала прялка.

-Вы уже знаете, что прялка нужна была для изготовления нитей, а кто мне подскажет, для чего нужны были нити.

-Хотите подробнее узнать об этой удивительной вещи?

Ответы детей:

Воспитатель: Казачки часто собирались вместе в одном курене, пели песни, вспоминали молодость, обучали ремеслу малолетних девочек.

Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (дно) куда он вставлялся. Донце и гребень выполнялись из разных пород дерева (предположительно осина и клён). «На осине сижу, сквозь клён гляжу, берёзу трясу» - эта старинная русская загадка о прялке и веретене полностью описывает, из чего они были сделаны. Донце - широкая лопатообразная доска с отверстием, куда вставляется гребень. Гребень вырезали из цельной деревянной пластины, прямоугольной формы с длинной плоской ручкой, заостренной к низу. Зубья пропиливались глубоко, их насчитывалось от 30 до 90 штук плоские, тонкие заостренные вверху. На зубьях закреплялась кудель очищенное волокно льна, конопли или шерсти. Чтобы прялки стояли твердо и вертикально, пряха ставила донце на скамью и садилась на него. Самый древний и простой способ получить нить из волокон — сучение между ладонями или о поверхность. В процессе прядения пряха аккуратно вытягивает из кудели волокна и, слегка скручивая их пальцами левой руки, формирует рыхлую ленту. Эта «ровница» привязана к веретену. Пряха задаёт вращение веретену пальцами правой руки и отпускает его. Вращаясь как маховик, подвешенное веретено закручивает нить. Девочки начинали учиться этому ремеслу уже с 6—8 лет.

-Ребята у вас на столах разные виды нитей, как вы думаете, из какого материала они изготовлены?

- Кто может показать мне шерстяную нить?

- Кто хочет попробовать самостоятельно скрутить нить?

- У вас на столах кусочки шерсти. Попробуйте вытянуть ниточку, и прокрутить ее между ладонями.

- У вас замечательно получилось. Как вы думаете это легкая или тяжелая работа?

Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели побывать в прошлом и увидеть как девушки пряли?

Ответы детей:

Показ видео

Воспитатель: пословицы

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

Какова пряха, такова на ней рубаха.

Прялка не Бог, а рубаху дает.

Не ленись прясть, хорошо оденешься.

Девку веретено одевает.

- Как вы можете объяснить эти пословицы?

Ответы детей:

- Правильно ребята, из нити ткали ткань, из которой делали одежду. Девочки сами готовили себе приданное: одежду, полотенца, постельное белье, подушки, одеяла, ткань, вышивали рубашку для жениха.

Кубанская народная игра «ДОСТАНЬ ПЛАТОК»

Играющие ходят по кругу, выполняя любые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце которого – платок. По сигналу воспитателя или по окончанию музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удается, тот и победитель, который становится водящим. Игра продолжается.

- также прялку дарил жених на свадьбу невесте, и она считалась оберегом для семьи, вы обратили внимание, как украшены прялки?

- послушайте стихотворение В. Потапенко где сказано:

Русская прялка узором богата,

Формой красива, резьбой хороша.

Мастер создал её в прошлом когда-то,

В ней старина и живая душа.

Женские руки к ней прикасались,

Пряжу крутили, веретено.

Прабабушки наши пряли, старались,

Чтобы красивым соткать полотно.

- Понравилось вам стихотворение?

Раздается стук в дверь, входят дети из мастерской «Берегиня»

- Здравствуйте мы мастера мастерской «Берегиня».

- Здравствуйте ребята, мы очень рада вас видеть, чему вы нас сегодня научите?

- ребята вы уже знаете, что игрушки для детей делались своими руками, хотите научиться делать кукол из ниток и ткани?

Сегодня мы научим вас делать тряпичную куклу «Отдарок на подарок». Кукла рождена древним русским обычаем «отдариваться», то есть в ответ на сделанный подарок дарить что-то в ответ. И такая народная тряпичная кукла становилась знаком благодарности детей за «серьезные» дары, которые делали им родители или другие родственники.

Как сделать тряпичную куклу «Отдарок на подарок»

Вам понадобятся прямоугольный кусок ткани. У нас он 15х25 см. Кусочек ткани для набивки головы и нитки для завязывания (например: мулине в 6 сложений).

Делаем скатку из небольшого кусочка ткани.

Кладем скатку чуть ниже, чем центр большого прямоугольного лоскута.

Складываем большой лоскут пополам и перевязываем ниткой, формируя голову. Узел завязывайте на спине куклы и нитки оставляйте длинные.

Расправляем уголки ткани для ручек тряпичной куклы. Нитки из-за головы перебрасываем через грудь крест-накрест. Делаем два витка на талии и завязываем. При необходимости можно перекрестить нитки на спине куклы.

Тряпичная кукла «Отдарок на подарок» готова. Можно дарить родителям или бабушке или просто поиграть.

Рефлексия

С какими предметами быта и труда познакомились?

Что нового узнали?

Что научились делать?

Вы замечательно потрудились, посмотрите, какие красивые куклы у вас получились.

Публикации по теме:

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей логопедической группе «В гости к осени» Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей логопедической группе. Тема: «В гостях у осени» Цель:.

Непосредственная образовательная деятельность «Как мы птичек кормили»Непосредственная образовательная деятельность «Как мы птичек кормили» Непосредственная образовательная деятельность Группа: ранняя, младшая Возраст: от 1,5 до 4 лет ТЕМА: «Как мы птичек кормили» Виды детской.

Образовательная деятельность «Дышим правильно» Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по здоровьезбережению.

Образовательная деятельность «Елочка» (фотоотчет)Образовательная деятельность «Елочка» (фотоотчет) Цель: познакомить с деревом ель и ее признаками: зеленая, колючая, есть ствол, ветки, иголки и шишки. Учить внимательно слушать стихотворения,.

Образовательная деятельность на неделю Дни недели. Образовательные области Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей.

Образовательная деятельность с использованием ИКТОбразовательная деятельность с использованием ИКТ В условиях современного развития общества невозможно себе представить мир без информационных ресурсов. Сегодня информационные технологии.

Проектная деятельность с детьми младшей группы «Осень в гости к нам пришла»Проектная деятельность с детьми младшей группы «Осень в гости к нам пришла» Проектная деятельность с детьми младшей группы «Осень в гости к нам пришла» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому,.

Проектная деятельность с детьми средней группы «Весна-красна снова в гости к нам пришла»Проектная деятельность с детьми средней группы «Весна-красна снова в гости к нам пришла» Проектная деятельность с детьми средней группы «Весна – Красна снова в гости к нам пришла» Проект по социально – коммуникативному, познавательному,.

Проектная деятельность «Весна-красна в гости к нам пришла» с детьми второй группы раннего возрастаПроектная деятельность «Весна-красна в гости к нам пришла» с детьми второй группы раннего возраста Проектная деятельность «Весна-красна в гости к нам пришла» с детьми второй группы раннего возраста. Проект по социально – коммуникативному,.

Конспект образовательная деятельность для детей второй младшей группы «Едем в гости к бабушке»Конспект образовательная деятельность для детей второй младшей группы «Едем в гости к бабушке» Уважаемые коллеги! В своей работе с детьми второй младшей группы я использовала знакомство с детским фольклором. Детский фольклор дает возможность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная деятельность «Прялка в гости к нам пришла»
Опубликовано: 29 сентября 2021 в 18:39
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная деятельность «Прялка в гости к нам пришла»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Долженко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД