Валентина Бабошкина
Методическая разработка образовательно-музыкальной деятельности «Путешествие в страну музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка образовательно - музыкальной деятельности
«Путешествие в страну музыки»
(С использованием игровых технологий – квест иг
ра)[/b]
Возраст воспитанников: общеразвивающая старшая группа;
- количество – 8 человек (по количеству диатонических колокольчиков);
Образовательные области : познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Публикация «Методическая разработка образовательно-музыкальной деятельности „Путешествие в страну музыки“» размещена в разделах
Форма ОД: образовательная игра.
Тип ОД: повторение, закрепление, систематизация и обобщение музыкально – творческих способностей.
Цель: создание условий для обогащения эмоционально-интеллектуального опыта детей посредством современной игровой технологии квеста.
Задачи:
Образовательные : - закреплять способности вокального исполнения, игры на музыкальных инструментах, о нотной грамоте, музыкальных жанрах, музыкальных инструментах;
-активизировать заинтересованную работу детей в команде через выполнение заданий.
Развивающие: - способствовать развитию творческих способностей детей (музыкально-ритмическому и тембровому слуху, вокальному исполнению);
- формировать исследовательские способности;
-поддерживать интерес к музыкальной, познавательной, поисковой деятельности.
Воспитательные: - формировать способности на взаимодействия со сверстниками и доброе отношение друг к другу.
Методы обучения : игровой, словесный, звуковой и зрительной наглядности.
Наглядный материал и оборудование: экран, ноутбук с флэш носителем, диатонические колокольчики, декорации (ёлочка, мольберт, лавочка, стол, карта-схема путешествия, чёрно-белое изображение нотного стана с нотами, фломастеры, музыкальная шкатулка, пазлы с музыкальными инструментами, мешочек, ноты жёлтого, красного, коричневого цветов.
Видео – музыкальные игры с заданиями – подсказками:
-«Мажор и минор»
-«Дятел»
-«Песня, танец, марш»
«Что лишнее?»
Предварительная работа: разучивание артикуляционного упражнения «Спрячь конфету», песни: «Паровозик», «Дружба крепкая», изучение нотного стана и звукоряда, музыкальных жанров, ритма, музыкальных инструментов.
1этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей/примечание
Дети входят в зал под веселую музыку.
- Я очень рада видеть таких послушных и дружных ребят в нашем музыкальном зале.
-Ребята, отличная новость! Я получила письмо, от самой королевы музыки, она хочет, приехать к нам на музыкальное занятие, представьте себе! Ей хочется послушать наш замечательный оркестр, на диатонических колокольчиках.
-Что будем делать? Какие будут предложения?
(Нужно подготовиться к концерту, вспомнить и поиграть на колокольчиках).
(Открываю знакомую шкатулку, где лежат колокольчики).
-Ой, нет колокольчиков, ничего не понимаю, где же они, вчера мы на них играли, а сегодня их нет. Сейчас же к нам Королева Музыки приедет. Как быть? Смотрите, здесь лежит только какой- то свёрток. Времени совсем мало у нас.
-Правильно, откроем и посмотрим. Да это же карта!
-Смотрите, нарисованы наши колокольчики, какие-то задания, маршрут в страну музыки. Ребята есть идея, отправится на поиски колокольчиков.
-Что думаете по этому поводу?
Если дети отвечают неверно:
-Кто ещё как думает?
Если дети отвечают правильно:
-Точно, именно так и сделаем!
-Здорово, у нас все получится!
Если дети отвечают неверно: -Какие ещё будут идеи?
-Кто ещё как думает?
Если дети отвечают правильно:
-Интересно, Как необычно, думаю, это будет, увлекательное путешествие. У нас все получится!
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности.
Содержание Обратная связь на высказывание детей/ примечание
В зал входит Королева музыки.
-Здравствуйте ребята, я все слышала, возьмите и меня собой, я вам пригожусь, ведь я в этой стране знаю каждую тропочку и у меня есть волшебная палочка.
-Тогда в путь – навстречу приключениям! А чтобы наше путешествие началось, я угощу вас невидимыми волшебными конфетами. Приготовьте свои язычки, я бросаю конфетки. Ловите!
Артикуляционное упражнение «Спрячь конфету» :
Раз – я вижу конфету за правой щекой (дети прячут язык за правую щёку)
Два – я вижу конфету за левой щекой (дети прячут язык за левую щёку)
Три – не вижу конфеты я никакой! (дети открывают широко рот и высовывают язык)
Конфеткой угостились (дети облизываются и поглаживают себя по животу)
И в путешественников превратились! (поворачиваются вокруг себя).
Звучит гудок паровозика. Дети обходят зал под песню: «Паровозик» и садятся на лавочку.
-Ну, вот мы и в волшебной стране.
3 этап: способствуем реализации детского замысла.
Содержание Обратная связь на высказывание детей/ примечание
-Пора заглянуть в карту.
-Откуда мы начнем наш поиск?
(рассматривают карту – маршрут вместе).
-Под цифрой 1 нарисован мольберт. Это первая остановка, а вот и записка с заданием.
-раскрасьте ноты в свои цвета и назовите их.
(Дети раскрашивают ноты в цвета, соответствующие цветам радуги: до -красным, ре – оранжевым, ми – жёлтым, фа – зелёным, соль – голубым, ля -синим, си – фиолетовым и называют их).
Королева: (включает волшебную палочку) : Ребята, вы справились с заданием, - об этом говорит моя волшебная палочка, а значит, мы можем развязать первый волшебный мешочек (развязывают мешочек и достают 2 колокольчика – до).
-Какая удача! Мы нашли сразу два колокольчика! Двигаемся дальше.
Звучит песня: «Паровозик», дети двигаются по кругу, садятся на лавочку меняется декорация. Включается экран, снимаю записку:
-Послушай музыку и определи, кто из клоунов выйдет на манеж цирка? Какая прозвучит музыка, мажорная или минорная?
Королева: (включает волшебную палочку) : У меня опять засветилась волшебная палочка – задание выполнено правильно. (Развязывает мешочек и достает оранжевый колокольчик – ре).
-Поспешим дальше. Садимся в паровозик.
(Меняется декорация, стол и деревянные ложки, экран, записка, мешочек).
Записка: «Ложки ты скорей бери и скорее ритм стучи!».
Королева: (включает волшебную палочку) : У меня опять засветилась волшебная палочка – задание выполнено правильно. (Последний ребенок- открывает мешочек, там – зеленый колокольчик – ми).
- Половина пути пройдена, у нас уже есть четыре колокольчика! Внимательно посмотрим на карту. Под №4, что мы видим?
-Камень. Отправляемся на поиски камня.
Звучит песня: «Паровозик», дети двигаются по кругу, садятся на лавочку меняется декорация – камень, картинка поющих детей, корзинка.
-Ребята, что может означать эта картинка поющих детей?
-Мы, ведь с вами дружные ребята - какое, может быть, здесь задание? Подумаем вместе? (Спеть песню о дружбе).
Дети исполняют песню «Дружба крепкая» муз. Б. Савельева.
Королева: (включает волшебную палочку) : Опять засветилась волшебная палочка. Задание выполнено правильно. (Находит в корзинке, желтый колокольчик – фа).
-Продолжаем наше путешествие.
Звучит песня: «Паровозик», дети двигаются по кругу, садятся на лавочку меняется декорация – экран, записка, мешочек.
Посмотрим на карту, под номером 5 мы видим музыкальные инструменты.
Записка: «Нужно выбрать лишний музыкальный инструмент из четырех предложенных». (По мере того, как дети называют музыкальные инструменты, музыкальный руководитель- «укладывает» их на столик. Лишний инструмент- исчезает).
Королева: (включает волшебную палочку) : Опять засветилась волшебная палочка. Задание выполнено правильно. (Находит в мешочке, колокольчик – соль).
- Ну, что ж, ребята, осталось отыскать всего два колокольчика! Вперёд!
Звучит песня: «Паровозик», дети двигаются по кругу, садятся на лавочку меняется декорация – экран, записка, мешочек.
Записка: «Какому жанру соответствует
музыка (танец, песня, марш)»?
Королева: (включает волшебную палочку) : Опять засветилась волшебная палочка. Задание выполнено совершенно верно. (Находит в мешочке, колокольчик – ля).
-Итак, ребята, на карте осталось одно изображение. Это значит, что нам предстоит последнее задание. Поспешим!
Звучит песня: «Паровозик», дети двигаются по кругу, садятся на лавочку меняется декорация –лавку убрать, стол, пазлы, записка, мешочек. Дети находят пазлы.
-Ох и сложное задание, каждый должен сам собрать пазлы, назвать музыкальный инструмент. Но мы ведь дружные ребята и это задание мы тоже одолеем!
Дети индивидуально собирают пазлы, и отвечают.
Королева: (включает волшебную палочку) : Опять засветилась волшебная палочка. Задание выполнено совершенно верно. (Находит в мешочке, колокольчик – фиолетовый си).
-Ну вот, ребята, все испытания пройдены, все колокольчики вы отыскали, а значит, и наше путешествие подошло к концу.
Королева: Мне очень грустно расставаться с вами, вы, действительно очень музыкальные ребята.
-Не грусти, Королева Музыки на прощанье наши дети исполнят тебе музыкальную композицию на диатонических колокольчиках.
Дети исполняют музыкальную композицию : «Маленькая ёлочка» на диатонических колокольчиках.
Королева: вручает на память свою коробочку с разноцветными нотками, уходит. Если дети называют правильно:
- Точно!
Если дети проявляют инициативу:
- Все согласны с?
- Вы очень внимательные!
Если дети не проявляют инициативу:
-Точно!
-Отлично!
- Верно!
- Совершенно верно!
- Как здорово! С первого раза получилось.
Педагог поддерживает инициативу детей.
Если ребята отвечают все вместе:
- Правильно, какие вы дружные и внимательные.
Если каждый предлагает свой ответ неверно:
- Попробуйте договориться.
Если дети затрудняются:
-будьте внимательны, следите, что кружочки разные по размеру.
Если дети справляются:
-Отлично, я и не сомневалась. Что вы справитесь!
Если дети отвечают неверно:
-Кто ещё как думает?
Если дети отвечают правильно:
-Точно, именно так и сделаем!
-Здорово, у нас все получится! Дети принимают коллективное решение неверно:
Я понимаю, задание очень сложное, может быть, сначала назовем каждый инструмент, а потом примем окончательное решение?
Дети принимают коллективное решение верно:
-Вы очень сообразительные, поэтому у вас все получилось!
-Королева музыки может вами гордиться!
Если дети затрудняются:
-Я понимаю, трудно, может вспомним три кита в музыке, подумаем, послушаем, посоветуемся и примем решение?
Если дети справляются:
-Отлично!
-Не торопитесь, нужно подумать!
Я подхожу каждому ребенку, поддерживая, и при необходимости подсказываю, советую.
-Вы необычные дети, я знала, что вы справитесь!
-Ребята, (имя) затрудняется, может кто- нибудь поможет, мы же не бросаем друзей в беде!
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности.
Содержание Обратная связь на высказывание детей/ примечание
- Ребята, я очень горжусь вами! Ведь сегодня вы показали всем, что вы очень музыкальные и дружные ребята! А вам понравилось наше путешествие? Трудно вам было или легко справляться с заданиями?
Королева Музыки оставила вам цветные нотки, а я предлагаю украсить ими нашу ёлочку. Но будьте внимательны:
- ЖЁЛТЫЕ нотки означают, что вам всё понравилось, было легко и интересно;
- красные нотки означают, что вам было интересно, но трудно;
- КОРИЧНЕВЫЕ нотки означают, что вам было скучно и неинтересно.
-Наше занятие окончено, пришло время возвращаться в детский сад.
Звучит песня: «Паровозик», дети уезжают в группу.
- Вы проделали отличную работу, справились со всеми заданиями!
-Вы заметили, что вместе у нас всегда всё получается!
- Ты прав, было непросто, но очень интересно!