Ольга Швецова
Методическая разработка НОД по экспериментированию и опытнической деятельности на тему «Лёд и снег»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД. Экспериментирование, опытническая деятельность.
Тема: "Лёд и снег».
Цель: формирование познавательной активности и исследовательского интереса через экспериментирование со снегом и льдом.
Задачи:
• расширять знания детей о зиме как времени года;
• способствовать формированию умения видеть сезонные изменения в природе (холодно, солнце светит, но не греет, дни стали короче, ночи длиннее и т. д.);
Публикация «Методическая разработка НОД по экспериментированию и опытнической деятельности на тему „Лёд и снег“» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Снег и лед
- Снег. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
• развивать умение детей в ходе экспериментальной деятельности выделять свойства льда и снега;
• активировать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;
• учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;
• расширять и обогащать словарный запас детей;
• воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок; отгадывание загадок о зиме.
Материал для занятия: снег, формочка для замораживания льда с заранее замороженной водой, лёд с замёрзшими в нём мелкими игрушками, цветные картонки, молоток, ёмкость с водой комнатной температуры, большая формочка с замороженной водой, снег в ёмкости.
Ход занятия:
Загадка: Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
(Зима)
Д/и «Зимние вопросы».
Цель: подобрать необходимые слова и определения. «Зима какая?», «Снег какой?», «Лёд какой?».
Итак, как вы уже поняли, мы с вами продолжаем говорить о зиме. Послушайте внимательно логическую задачу:
«Дядя Фёдор решил на Новый год отправиться в деревню Простоквашино. Но он никогда не был там зимой. Приехал он и не узнал того места, где отдыхал летом. Трава и цветы исчезли, деревья стояли голые. А главное – всё вокруг былом белым из-за снега (в городе такого не увидишь). В лесу было тихо, неслышно было птиц, не было видно зверей. Оглянулся Дядя Фёдор. А где же речка, где он купался с Шариком летом? И стал он спрашивать умного кота Матроскина: «Куда делись цветы, трава и ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка»
Ребята, как вы думаете, что же рассказал Матроскин Дяде Фёдору?
(свободные ответы детей)
Послушайте ещё загадки:
Когда зимой мороз и стужа, покрыты им река и лужа. (Лёд)
Скатерть бела, всю землю одела. (Снег)
Так о чём же мы сегодня с вами поговорим? (о снеге и льде)
Предлагаю всем нам перевоплотиться в настоящих учёных. Мы будем заниматься самой настоящей исследовательской работой, узнаем много нового и интересного. Учёные - исследователи проводят опыты и делают научные открытия. В конце наших исследований самому активному исследователю будет вручена медаль «За заслуги перед наукой».
А результаты нашей работы мы будем отмечать на доске в виде рисунков.
Переходим к изучению снега и льда.
Опыт № 1. «Определение внешнего вида снега и льда».
Предложить детям потрогать снег и лед и описать ощущения.
Воспитатель: Какой лёд?
Ответы детей: холодный, твердый, тяжелый, бесцветный.
Воспитатель: А снег?
Ответы детей: холодный, белый, легче льда.
(На доске предлагаю нарисовать таблицу и с помощью рисунков записывать ответы детей. Например, снег обозначить снежинкой, лёд – это кубик, твердый – кирпич, лёгкий – пёрышко и т. д.)
Опыт № 2 : «Чем пахнет снег и лёд?»
Предложить детям понюхать снег и лёд.
Ответы детей записываются в таблицу.
Опыт № 3. «Определение прозрачности».
Теперь я кладу под кусочек льда и комочек снега цветной картон. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет.
Ответы детей: Под снегом картона не видно. Вывод: лёд прозрачный, а снег нет.
Опыт № 4. «Определение прочности».
Воспитатель роняет лёд и ударяет по нему молотком.
Ответы детей: лёд разбился, потому что хрупкий.
Воспитатель: А можно ли разбить снег? Почему.
Ответы детей: снег не твердый, его нельзя разбить.
Опыт № 5. «Тонет – не тонет». Тонет ли лед? А снег? (Дети высказывают свои предположения)
В стакан с водой комнатной температуры дети кладут комочек снега и кусок льда, наблюдают, что происходит. Вывод: не тонут, потому что легче воды.
Динамическая пауза.
Посмотри в окошко: (Имитация)
Белая дорожка, (Волнистые движения кистями рук)
Занесло качели, (Вращение руками)
Спят под снегом ели. (Приседание с закрытыми глазами)
В небе желтая луна. (Подтягивание на носочках)
Лишь одна не спит она. (Круговые движения головой)
Опыт № 6. «Таяние снега и льда».
Воспитатель: А теперь загляните в стаканчики, где лежал снег и лёд. Что произошло? (Ответы детей).
Воспитатель: Совершенно верно, под действием тепла снег и лёд растаяли и превратились в воду. Вывод: снег и лед это замерзшая вода.
Опыт № 7. «Исследование чистоты снега».
Рассматривание принесенного заранее снега и поставленного в ёмкости на батарею.
Вывод: Растаявший снег превратился в грязную воду, значит снег везде грязный, содержит примеси, его есть нельзя.
Опыт № 8. «Какая льдинка растает быстрее».
В ёмкость с водой бросить маленькую льдинку и большой кусок льда. Понаблюдать, что растает быстрее.
Вывод: скорость таяния зависит от размеров льда.
Подведение итогов.
-Вам понравилось быть учеными? Чем мы сегодня занимались?
- Что общего между снегом и льдом? (ребята отвечают, ориентируясь на таблицу)
-А чем они отличаются?
- Молодцы! Поработали сегодня отлично. Самые активные дети получают медаль «За заслуги перед наукой».