Елена Потекунова
Методическая разработка НОД по художественно-эстетическому развитию «Кони быстроногие» по мотивам мезенской росписи
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по художественно-эстетическому развитию «Кони быстроногие» (по мотивам мезенской росписи) для детей 6-7 лет с ОНР
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить и расширить представления о мезенской росписи, ее композиции (ярусы, элементах и их значении.
2. Формировать умение украшать доску основным элементом мезенской росписи – конем, создавая изображение из нескольких частей, следуя пооперационной карте.
3. Учить дорисовывать замалевок деталями, характерными для мезенской росписи.
Публикация «Методическая разработка НОД по художественно-эстетическому развитию „Кони быстроногие“ по мотивам мезенской росписи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошадь, жеребенок, конь
- Лошадь, лошадка. Рисование
- Мезенская роспись
- Темочки
Коррекционно-развивающие:
1. Совершенствовать грамматический строй речи (словообразование).
2. Совершенствовать зрительно-пространственные представления.
3. Развивать моторику (общую, мелкую, графическую).
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к Родине.
Оборудование
иллюстративный материал, презентация «Мезенская роспись», mimo «Композиция», ноутбук, проектор, детские заготовки «досок», модели на прозрачном фоне, краски (гуашь, кисти № 3, № 1, емкости с водой, тряпочки и стаканы для кистей, салфетки.
Ход НОД.
1. Орг. момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня утром я получила письмо. Давайте посмотрим, кто нам пишет (открывает). Ой, здесь записка и какие-то части. Попробуйте собрать из частей послание, а я прочту записку (читает загадку, дети собирают разрезную картинку).
Грациозный и ретивый,
Он взмахнет красивой гривой.
Любит он в росе купаться,
Кушать сено и брыкаться:
Дали прозвище – Огонь –
Это самый лучший … (конь).
2. Беседа на закрепление и расширение представлений о мезенской росписи с использованием ИКТ.
Педагог: Молодцы, отгадали. Какой замечательный конь получился на этой картинке. А может быть вы знаете, какие мастера так искусно изображают коней (мастера из Мезени, мастера мезенской росписи). Верно, это мезенская роспись. Мы с вами уже рассматривали предметы, украшенные мезенскими мастерами, знакомились с особенностями этой росписи. Давайте вспомним основные правила – каноны, по которым работают мезенские художники.
Какие цвета используют мастера мезенской росписи? (красный, черный)
Как мезенские мастера строят композицию? (в три яруса: нижний и средний занимают рыбки, кони, олени, а в верхнем располагают птиц)
Эта роспись очень графичная. Все ее элементы, все узоры имеют свое значение, то есть символизируют что-либо. Какие символы вы запомнили? (все животные – символы плодородия, завитки и короткие штрихи в верхнем ярусе – ветер, круги, спирали – солнце, огонь, прямые линии, квадраты, треугольники – земля, волнистые и косые линии – вода)
Педагог: Очень часто в среднем ярусе можно увидеть изображения растений. Это деревья и цветы. Какие? (елки, сосны, хвойные деревья) А изображение цветка в верхнем ярусе может символизировать солнце. Но сегодня мы более подробно поговорим о том, кто чаще всего изображается в этой росписи. Да, я говорю о мезенском коне. Как вы думаете, почему изображение коня так часто встречается в работах мезенских мастеров? (потому что на Руси конь – оберег, символ достатка и благополучия, кони на крышах изб) Послушайте, как красиво описал коня Николай Языков:
Жадно, весело он дышит
Свежим воздухом полей:
Сизый пар кипит и пышет,
Из пылающих ноздрей.
Полон сил, удал на воле,
Громким голосом заржал,
Встрепенулся конь – и в поле
Быстроногий поскакал!
Скачет, блещущий глазами,
Дико голову склонил;
Вдоль по ветру он волнами
Черну гриву распустил.
Упражнение на словообразование.
Педагог: А какие слова вы можете подобрать, чтобы описать мезенского коня (пышногривый, длинноногий, черногривый, быстроногий, тонконогий, длиннохвостый)
3. Практическая часть (рисование)
Педагог: Теперь предлагаю вам продолжить работу и украсить ваши досочки изображением мезенских коней. Но хочу напомнить, что перед началом работы художник продумывает композицию, то есть как будут размещаться изображения на работе (показ возможных вариантов композиции с одним и двумя конями ИКТ mimio, демонстрация и рассматривание пооперационной карты «Мезенский конь»). Проходите за стол.
С чего начнете работу? (с создания замалевка: изображение тела и головы красной краской).
Пока замалевок просыхает, мы немного разомнемся.
Физминутка.
Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Пышной, сказочно красивой.
Быстро я в седло вскочу, (подскоки на месте)
Не поеду – полечу!
Цок-цок-цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Цок-цок-цок,
Там, за дальнею рекой, (подскоки на месте останавливаются, машут рукой)
Помашу тебе рукой.
Педагог: Возвращаемся за стол, продолжаем работу. (дети рисуют, педагог проводит индивидуальную работу: эмоциональная поддержка, индивидуальный показ, проба на другом листе, советы)
4. Подведение итогов, оценка детьми работ друг друга.
Педагог: Мне очень нравятся ваши досочки, но очень хочется, чтобы и вы посмотрели на работы друг друга и выбрали, какая досочка вам нравится больше всего? Почему? (дети вместе с воспитателем рассматривают изображения коней друг у друга, оценивают, дают комментарии)
Педагог: Мы обязательно устроим выставку, чтобы поделиться своими успехами с родителями и другими гостями группы.