Фомиченко Ольга
Конспект занятия «Пришла весна — веснушка, красивая гостьюшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему «Пришла весна – веснушка, красивая гостьюшка».
Цель: Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, активизация словарного запаса по лексической теме «Ранняя весна».
Задачи:
1. Уточнить признаки ранней весны, формировать у детей представление о марте, как месяце пробуждения природы.
2. Формировать положительное, эмоциональное отношение к красоте весенней природы.
Публикация «Конспект занятия „Пришла весна — веснушка, красивая гостьюшка“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
3. Расширять и активизировать словарь детей по данной теме, согласовывать существительное с прилагательными; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, образовывать существительные множественного числа, учить подбирать слова – антонимы, высказывать свои предположения.
4. Развивать связную речь, память, внимание, мышление, зрительное восприятие, артикуляционный аппарат.
5. Воспитание навыков сотрудничества в игре, активности, самостоятельности, воображения.
Интеграция образовательных областей: познание, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Предварительная работа: наблюдение за погодой во время прогулки, беседы о весне, рассматривание картин о весне, чтение художественных произведений: М. Клокова «Зима прошла», В. Бианки «Синичкин календарь» (Март, разучивание стихотворения И. Пивоваровой «Картина ясна – весна пришла», А. Фет «Весна»; слушание музыкального произведения П. Чайковского «Времена года» (Весна, слушание голосов птиц, разгадывание загадок о весне.
Индивидуальная работа: просить детей отвечать полным предложением, напоминать детям об осанке.
Словарная работа: продолжать расширять и уточнять знания детей о временах года, о характерных признаках весны, обогащать речь существительными, обозначающими птиц, расширить словарь признаков по теме: «Весна».
Материалы и оборудование: письмо от Весны, с заданиями в конверте, картинки с изображениями 4 времен года, солнышко с лучами, картинки с изображением весенних признаков: солнце, сосульки, подснежники, грач, скворец, деревья, кусты с набухшими почками, трава; фонограмма пение птиц, журчание ручья, желтый мячик, картинки с изображением зимующих и перелетных птиц.
Ход НОД:
Воспитатель. – Ребята, сегодня утром я получила письмо.
Вот интересное письмо, в зелененьких листочках все оно.
А от кого оно, угадайте сами. Вы обязательно это узнаете, если отгадаете загадку:
«Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет».
Дети: - Весна.
Воспитатель: Правильно ребята, это письмо это от весны.
Воспитатель зачитывает письмо :
«Дорогие ребята, волшебница Зима не хочет уступать мне - Весне место. Спрятала меня в лесу, заколдовала, засыпала снегами непроходимыми дорожку ко мне, закрыла солнышко тучами снеговыми. Помогите мне выбраться, выполните задания. Тогда оживет, проснется природа, и наступит Весна. До скорой встречи».
Воспитатель: - Ну, что, ребята, хотите встретить весну, готовы помочь ей?
Дети: -Да
Воспитатель: Но для этого мы должны попасть в лес. А так как весна волшебница, то и мы попадем в лес, если скажем волшебные весенние слова.
Игра»Повтори цепочку слов».
- сосулька – вода – лужа;
-ручей-дождь-капель;
- деревья – почки – листочки;
-греет-светит-тает;
- капает-журчит- набухает.
Воспитатель: Молодцы, все справились. Вот мы и в лесу. (Выставляется картина «Весна в лесу»).
Первое задание: Вспомните, после какого времени года наступает весна?
Дети: Весна приходит после зимы.
Воспитатель: Отгадайте загадку и назовите первый месяц весны:
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Что за месяц? Кто узнает?
Дети: - Март.
Воспитатель: Да, март – первый весенний месяц. В народе его называют «Утро года». Как вы думаете, почему? (Выслушивает ответы детей). Да, в марте, природа, как бы пробуждается от зимнего сна, все вокруг оживает.
Еще одно из имен марта – «зимобор».
«Зима не даром злиться прошла её пора
Весна в окно стучится и гонит со двора.»
Как вы думаете, почему народ дал такое название марту? (в марте зима с весной борется. Март зиму перебарывает.)
Воспитатель : А как весна с зимой борется мы узнаем когда поиграем в игру «Что зимой, а что весной». Я буду начинать предложения, а вы заканчивать.
- зимой погода холодная, а весной… (теплая)
- зимой идет снег, а весной … (тает)
-зимой мы одеты тепло, а весной (легко)
-зимой солнце тусклое, а весной (яркое)
-зимой реки замерзают, а весной (тают)
- зимой растения спят, а весной… (просыпаются)
Да, в марте погода неустойчивая: то весна пригреет солнышком, то зима морозцем ударит.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает стихотворение о марте?
Ребенок рассказывает стихотворение И. Пивоваровой «Картина ясна – весна пришла».
Что такое? В чем же дело?
Небо вдруг заголубело.
И умчались злые стужи…
На дворе капель и лужи.
Ко же в этом виноват?
Ну, конечно, месяц март!
Второе задание:
Воспитатель: Посмотрите, Весна нам оставила подсказки для другого задания. Нужно отыскать Весну среди других времен года. Для этого сначала сделаем волшебное упражнение для глаз.
(Гимнастика для глаз: «Лучик солнца»)
Лучик, лучик озорной( фонарики руками)
Поиграй - ка ты со мной. (Моргают глазками, и «клювики» возле глаз)
Ну – ка лучик, поднимись( фонарики руками вверх)
На глаза мне покажись. (Глаза вверх, вниз)
Взгляд я влево отведу, (Отводят взгляд влево)
Лучик солнца я найду. (Делают хлопок слева)
Теперь вправо посмотрю, (Отводят взгляд вправо)
Снова лучик я найду. (Делают хлопок справа.)
Воспитатель: А теперь посмотрите на картинки и найдите весну.
Дети находят, объясняют свой выбор.
Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте найдем картинки с изображением признаков весны и составим своим картину о весне из разных картинок.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
(выбор из картинок признаков времен года).
Дети выбирают картинки с признаками весны и обосновывают свой ответ, начинать предложение нужно со слова «Весной…»(Например: Весной солнце светит ярко. Весной тает снег, бегут ручьи. Весной сосульки капают с крыш домов.)
Составляют весеннюю картину.
Воспитатель: Молодцы вы справились с этим заданием, создали чудесную весеннюю картину.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему весной тает снег, бегут ручьи?
Дети: Снег тает от того, что солнышко стало пригревать сильнее.
Воспитатель: Правильно ребята самый главный признак весны – это солнце.
Пальчиковая игра: «Солнышко».
Солнышко, солнышко, погуляй у речки.
Солнышко, солнышко разбросай колечки.
Мы колечки соберем, золоченые возьмем.
Лучиками станем до небес достанем.
А наше солнышко (показ) заколдовала зима, все лучи разметала, и оно стало грустным, а ведь оно – главный помощник весны.
Итак, Третье задание: Чтобы расколдовать солнышко, нужно придумать ему нежные ласковые слова.
Игра «Назови и сравни».
• Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон) .
• Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок) .
• Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море) .
• Солнце веселое, как… (песенка, клоун) .
• Солнце теплое, как (печка, рукавички, свитер)
• Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)
• Солнце жаркое, как… (огонь, костер)
Дети говорят полным предложением, добавляя нужные слова и прикладывают лучики к солнышку.
Воспитатель: Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам.
И даже снег вокруг растаял, и побежали ручейки.
Игра «Ручейки, река, озеро».
Дети – маленькие «ручейки» идут врассыпную, по сигналу «Река», берутся друг с другом за руки, в одну линию, идут за ведущим. По сигналу «Озеро» - соединяют руки в круг, идут по кругу. (Игра сопровождается звуком журчащей воды).
Раздаются звуки пения птиц.
Воспитатель: Слышите, что это? Наверное, сейчас будет четвёртое задание
Воспитатель: Что это за звуки?
Дети: Птицы поют.
Воспитатель: А все птицы поют одинаково?
Дети: Нет, птицы поют по –разному.
Воспитатель: Синица- синь, синь; сорока- стрёк-стрёк; ворона – кар-кар; воробей -чик- чирик; грач- гра-гра;
Воспитатель: Ребята, а почему стало так много птиц?
Дети: Птицы прилетели из теплых краев с приходом весны.
Воспитатель: А как называют птиц, которые прилетели их теплых краев?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Посмотрите на картинки и выберите перелетных птиц.
Дети выбирают, называют птицу.
Воспитатель: Ребята, а что делают птицы, когда прилетают из теплых краев, чем заняты?
Дети: Строят гнезда, высиживают птенцов, заботятся о них.
Воспитатель: Весной у птиц появляются птенчики, о которых они заботятся.
Поиграем в игру «У кого кто?»
Грач – грачонок – грачата
Аист- аистенок – аистята
Утка- утенок –утята
Гусь- гусенок – гусята
Скворец- скворчонок - скворчата
Кукушка- кукушонок - кукушата
Воспитатель: А какая самая первая птица прилетает. Про неё есть еще пословица, кто знает.
Дети: «Увидел грача – весну встречай».
Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо выполнили все задания. Я надеюсь, что Весна освободилась от зимнего плена. Об этом мы узнаем, когда на улицу пойдём и признаки весны найдём.
(Подведение итогов.)
Какое задание вам больше всего понравилось?
А какое было самым сложным?
А какое самым интересным?
Дети отвечают индивидуально и вместе
Дети одеваются и выходят на прогулку. Все вместе находят изменения, происходящие в природе с приходом весны.
«Сверкая, бегут по сосулькам слезинки.
И тают сосульки – веселые льдинки».
«Травушка – муравушка со сна поднялась.»
«На ветках плотные комочки.
В них дремлют клейкие листочки.»
«Я раскрываю почки в зеленые листочки.
Деревья одеваю. Движения полна. Зовут меня весна.»
«Я цветочек маленький, маленький.
Я тюльпанчик аленький, аленький».
«Спинка красная, на ней черные круги,
С каждой стороны по три ноги.» (божья коровка)
«Муравью нельзя лениться, муравей живет трудом:
Все, что только он увидит, тащит в свой подземный дом.
Как увидишь, что спешит он своей дорогой,
Ты его не обижай, ты его не трогай.»
«Воробейчик с вяза на дорожку прыг
Больше нет мороза: чик – чирик.»
Свои впечатления дети отобразили в изобразительной деятельности:
Рисование на тему: «Пришла весна – веснушка, красивая гостьюшка».
Цель: Развивать способность радоваться пробуждению природы, создавать художественные образы ранней весны.
Задачи:
Образовательные: учить отражать в рисунке весенние явления, используя нетрадиционную технику рисования «по – мокрому»; учить рисовать акварельными красками.
Развивающие: развивать умение составлять гармоничную цветовую композицию, передавая свои впечатления о весне адекватными изобразительными средствами; развивать чувство ритма и композиции, развивать творческие способности.
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности, воспитывать любовь и уважение к родной природе.
Материал и оборудование: запись музыкального произведения из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, бумага (альбомный лист, краски, кисти, губка, салфетки, стаканчики с водой.
Содержание НОД.
1. Вводное слово :
Чтение стихотворения: «Весна»:
Я – Весна красна, бужу землю ото сна,
Наливаю соком почки, на полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лед, светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу – людям радость я несу!.
Слушание музыкального произведения П. И. Чайковского из цикла «Времена года» -«Март».
2. Беседа о весне.
3. Практическая часть.
4. Выставка творческих работ.