Атыргул Калилова
Пальчиковые игры в развитие речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему
». Подготовила: Калилова А. Т
Тема, по которой я работаю: «Пальчиковые игры в развитие речи дошкольников».
Развитие речи детей - одна из главных задач, которая решается любым детским учреждением. Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не только руки, но мозг.
Публикация «Пальчиковые игры в развитие речи дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры - это упражнения пальчиковой гимнастики.
Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем.
Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.
Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.
Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев : сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы. Подчеркивая отдельные слов, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым.
Актуальность. Я считаю, что данная тема наиболее актуальна для детей нашей группы, так как именно в данном возрасте активно пополняется словарный запас ребенка и развивается речь.
Цель: развитие речи детей, посредством использования пальчиковых игр.
Были выделены следующие задачи:
Для детей
повысить речевую активность;
учить слушать и понимать речь взрослого;
Для педагогов
Изучить литературу по данной теме
Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
создать благоприятный эмоциональный фон;
Для родителей
развивать умение подражать взрослому;
развивать воображение и память;
тренировать память ребенка.
Планируемый результат:
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Формирование речевых навыков у детей младшего возраста.
Интеллектуальное развитие детей;
Пополнение предметно-развивающей среды;
Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Моя работа проводилась по 3 направлениям:
1. дети;
2. родители;
3. педагоги.
• Пальчиковые игры были включены в образовательную деятельность;
На рисовании можно использовать следующую игру:
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
При проведении занятия по развитию речи предлагаю :
Петушок наш вдруг проснулся,
Прямо к солнцу повернулся.
Кукарекнул раз, два, три!
Ты сегодня не проспи.
Для индивидуальной работы по конструированию.
Молоточком постучу,
Гвоздики заколочу,
Буду строить дом-дом,
Буду жить я в нем, в нем!
• использую в режимных моментах, например, во время одевания на прогулку, умывания или укладывания спать:
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — дедушка,
Ну, а этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.
Водичка водичка, (подставить ладони под воображаемую струю воды)
Умой моё личико.
Чтобы глазки смотрели,
Чтобы щечки краснели.
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок.
На подушку головой –
Глажу, глажу лобик свой.
Глазки закрываю, быстро засыпаю.
• во время самостоятельной деятельности детей. Например, ребенок играет в семью.
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту жмем-жмем.
В работе с детьми использую групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы.
Групповая форма:
Покормите птиц зимой! (Изображают как сыплют крошки)
Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)
К нам слетятся, как домой, (Большие пальцы соединяют
остальными машут, как крыльями)
Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют
изображая крышу дома)
Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей)
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)
И для птиц тепло.
Работу в подгруппах использую, когда ребята разучивают новую пальчиковую игру. Индивидуальную работу провожу с теми детьми, у которых возникли трудности с разучиванием игры, либо с координацией движений.
Достичь хороших результатов мне помогло использование разнообразных форм работы с родителями, это:
• Индивидуальные беседы.
• Подготовила консультации для родителей «Как правильно использовать пальчиковые игры» и «Для чего нужны пальчиковые игры».
• Изготовила буклеты “Пальчиковые игры”.
Для совершенствования работы по данной теме я наметила следующие перспективы:
• Продолжить работу над развитием мелкой моторики детей;
• Пополнять копилку пальчиковых игр;
• Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;
• Осуществлять взаимодействие с семьей.
• Имеется желание в дальнейшем выступить на педагогическом совете по данной теме.
• В своей работе я использую следующую литературу:
1. «Пальчиковые игры» Русские игры с пальцами
Немецкие игры с пальцами
Тувинские игры с пальцами
Н. Н. Соболева, Н. В. Егорова, Л. П. Паршукова;
2. «Веселые пальчики» Ткаченко Татьяны Александровны;
3. Интернет – ресурсы. Свой опыт работы я опубликовала на международном педагогическом портале МААМ. Ру https://www.maam.ru/users/Kalilova
И в заключении хотелось бы сказать следующее… Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их, и вместе с тем развивать речь. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
Результативность опыта
Результативность моего опыта заключается в совместной деятельности педагога с воспитанниками. Я считаю, что в результате такой деятельности я добилась поставленной цели.
Работая по данной системе с целью развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, я добилась определённых результатов.