Ирина Пахомова
Методическая разработка «Организация фольклорных праздников и развлечений в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему
«Организация фольклорных праздников и развлечений
в детском саду».
Автор:
музыкальный руководитель
Пахомова Ирина Геннадиевна
ст. Михайловская
2023
Содержание
1. Введение….
2. Этапы проведения фольклорных праздников в дошкольных образовательных учреждениях.
3. Методические рекомендации
4. Заключение…. 5. Приложения….
Введение
Публикация «Методическая разработка „Организация фольклорных праздников и развлечений в детском саду“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Сегодня в условиях дефицита общения, отсутствия моральных принципов с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогает решать знакомство с русским фольклором.
Знание фольклора осознается современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщение к национальной культуре и истории народа. Только на основе прошлого можно понять новое. А народ, не помнящий прошлого, не хранящий и не передающий все самое ценное своим последующим поколениям - народ без будущего. Проблема эта, нет сомнений, стоит перед современным обществом. Существующий тысячелетиями праздник является явлением сложным, многогранным, синтезирующим в себе мировоззрение, искусство, культуру, быт народа. Приобщая детей к культурным ценностям и достижениям, праздник всегда являлся и является эффективным средством воздействия на духовный мир человека, поскольку мы живем в славянском мире, нас интересуют корни ритуальных элементов в этих праздниках и воспитательные возможности тех традиционных праздничных действований, которые сохранены с древности до настоящего времени как духовная, социально-эстетическая ценность. Народная праздничная культура предоставляет неограниченные возможности для формирования, развития и воспитания личности ребенка. Фольклор — одно из действенных и ярких средств народной педагогики.
В нашем МАДОУ № 10 ведется работа по ознакомлению детей с Кубанским фольклором. Организован кружок «Кубанское солнышко». Мой опыт работы показывает, что воспитание ребенка на фольклорной основе дает возможность сформировать такие качества, как честность, трудолюбие настойчивость, человеколюбие и целеустремленность. Целью моей работы является гармоничное развитие ребенка с помощью исконно-народного творчества Кубани, развитие его художественно-творческих способностей, приобщение к культуре, воспитание любви к народному краю.
Основными задачами моей работы по ознакомлению детей с кубанским фольклором являются :
дать детям начальные представления о фольклоре, как источнике народной мудрости, жизненной силы и красоты;
привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов, обеспечить знание традиционного русского поэтического и музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;
познакомить с традиционным народным календарем, важнейшими обрядами, обычаями, приметами;
на фольклорной основе сформировать и развить исполнительско-творческие навыки и умения каждого ребенка.
Детский фольклорный праздник- одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению исторического наследия прошлого и формированию нравственных чувств, навыков нравственного поведения. Фольклорные праздники, как правило, приурочены к каким- либо датам народного календаря.
Этапы проведения фольклорных праздников в дошкольных образовательных учреждениях
В осуществлении любого праздника есть три момента : подготовка, проведение и проводы. Все они очень важны для успеха. Обычно воспитатели знают, в чем состоят два первых этапа, зато третий часто вызывает недоумение.
На первом этапе происходит самое основное - создание мотивации праздника. С детьми я провожу предварительную работу по знакомству с историей праздника, его традициями, понятиями, обычаями, играми. Л. С. Выготский указывает, что праздник от занавеса и до развязки «должен быть сделан руками детей», тогда только он окажет на них нужное воздействие.
Дети также могут с помощью педагога объединяться в творческие группы - «декораторов», рисующих декорации, «костюмеров», делающих элементы костюмов, «гримеров», тщательно накладывающим грим артистам перед выступлением, «музыкантам», продумывающим музыкальное оформление праздника. Таких групп можно придумать еще не одну, главное - вовлечь всех без исключения детей в атмосферу подготовки и ожидания события.
На втором этапе - На празднике создаются празднично-торжественная атмосфера перед самым его началом. В этот день родители и воспитатели должны щадить своих детей, не давать им лишней нагрузки, после праздника сразу предоставить время на свободные спокойные игры, охраняя тем самым нервную систему детей от перевозбуждения. Воспитатель, который поведет детей на праздник, должен перед выходом настроить детей на удачное выступление, а после окончания праздника похвалить всех, спросить кратко их мнение.
На третьем этапе, который называется «проводы праздника», педагоги прослеживают степень усвоения праздника детьми : какое мнение о празднике у них было сразу после его окончания и через несколько дней; ведут ли дети разговоры между собой на тему прошедшего праздника; насколько информированы родители о празднике и каково их мнение; разыгрывают ли дети ситуации, связанные с содержанием праздника. Педагоги делают выводы о том, насколько эффективно было задействовано участие детей в прошедшем празднике, каков вклад каждого сотрудника в общее дело, насколько успешной была организация праздника, какие перспективы в дальнейшем проведении подобных праздников открылись перед педагогическим коллективом.
Для организации фольклорных праздников детских садах я предлагаю примерный тематический план детских календарных праздников в учебном году.
Сентябрь
«Кубань, ты колыбель моя, земля отцов — моя Земля!»
Октябрь
«Осенние посиделки»
Ноябрь
«Синичкин праздник» «Кузьминки-осени поминки»
Декабрь
«Введение пришло-зиму привело»
Январь
«Рождество Христово», «Святки»
Февраль
«Встреча зимы с летом. (Сретенье)»
Март
«Масленица», «Пасха»
Апрель
«Красная горка» «Зеленые святки»
Май
«Егорьев день»
Июнь
«Троица»
Июль
«День Петра и Февроньи»
Август
«Яблочный спас»
Знакомство детей с обрядами осеннего цикла обогащает ребят знаниями о старинных крестьянских обычаях, которые соблюдались земледельцами во время уборки урожая. Ребята используют эти знания во время осеннего праздника «Кубанская осенняя ярмарка».
После изучения обрядов зимнего цикла дети с увлечением разучивают интересные игровые сценки. Играют роли, перевоплощаются в героев, подбирают себе костюмы, поют колядки с добрыми пожеланиями на зимнем календарном празднике «Рождество христово».
Знакомясь с обрядами весеннего цикла, дети помогают в изготовлении чучела масленицы.
Знакомясь с обрядами летнего цикла, традиционно празднуем «Троицу». Ребята учатся плести венки, украшают цветными ленточками березку, знакомятся с обрядом «кумление». Особый интерес вызывают праздники «День Петра и Февроньи» и "Рождество Христово"
Результатом организации фольклорных праздников в детском саду становится активность и заинтересованность детей, развитие певческих навыков. Дети вместе со взрослыми (родителями) участвуют в обрядах, праздничных гуляниях, играх (колядках, проводы зимы, с удовольствием исполняют народные песни, участвуют в играх, хороводах.
Воздействие народных праздников на ребенка является эффективным средством обогащения его духовной культуры.
Чтобы помочь заинтересованным педагогам разобраться, что такое детский фольклорный праздник, выпущено большое количество методической литературы. А также предлагаю конспекты проведения праздника «Кубанская осенняя ярмарка», «Рождество Христово», «Масленица», «День Петра и Февроньи». Чтобы помочь заинтересованным педагогам разобраться, что такое детский фольклорный праздник, выпущено большое количество методической литературы. И я также предлагаю конспекты проведения тематического праздника «Кубань, ты колыбель моя, земля отцов — моя Земля!», праздника «Кубанская осенняя ярмарка», равлечения «Рождество Христово», «Масленица», праздника «День Петра и Февроньи».
Список литературы
Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение. 1988.
Детский фольклорный праздник. Учебно-методическое пособие. Кемерово,1997.
Овчарук Т. Г. «Праздничная культура в народной педагогике» Кемерово, 1997.
Зарецкая Н. В. «Календарные музыкальные праздники для детей» Москва, 2006.
Боронина Е. Г. Статья «Народные праздники в приобщении детей к традиционной народной культуре». Музыка в школе 2007.
Приложения
Сценарий тематического праздника
«Кубань, ты колыбель моя, земля отцов — моя Земля!»,
посвященного 84-летию образования Краснодарского края
(с использованием мультимедийного проектора)
Ход праздника:
Дети под музыку заходят в зал. Встают на полукруг. (все в костюмах)
Ведущая:
Ты весной чудесен
Летом щедр, как в сказке,
Край хлебов и песен
Край наш Краснодарский.
Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости! Сегодня – знаменательная дата, День образования Краснодарского края! Это важный день в истории нашей страны, это праздник, объединяющий всю Кубань! День рождения нашей малой родины родной Кубани! Ей исполняется 84 года, это наш общий праздник, общий День рождения. Мы гордимся, что живем в Краснодарском крае.
Ребята! А вы знаете, почему наш край называется Краснодарским?-
(Ответы детей).
А как еще по-другому называют наш край? (Ответы детей).
Правильно, ребята, Кубань! А кто знает, почему его так называют? Правильно, потому, что через весь Краснодарский край протекает река Кубань.
Край наш уникален и многолик. А ещё он считается казачьим краем, потому, что издревле здесь проживали казаки - люди вольные, смелые, свободные. За то, что они были верны своей родине, отважно охраняли границы Российской земли, царица Екатерина подарила казакам кубанские земли. И с тех пор эту чудесную землю казаки считают своей Родиной.
Реб. № 1:
«Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт.
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!»
Реб. № 2:
Родимый край, простор полей безбрежный,
Хлеба стеной кругом, куда ни глянь,
Мы землю эту преданно и нежно
Зовем певучим именем Кубань!
Реб. № 3:
Взмыло солнце над полями.
Свет клубиться над рекой,
А вокруг, куда не глянешь –
Край кубанский мой родной.
Реб. № 4:
Могучие горы, степные просторы.
Приморского берега грань.
Леса и поляны, сады и лиманы.
Всё это – родная Кубань.
Реб. № 5:
Даль степей сквозная, гор размах орлиный-
Сторона родная, край наш Тополиный!
Ты весной чудесен, цветами щедро, как в сказке,
Край хлебов и песен- край наш Краснодарский!
Звучит в записи «Гимн Кубани»
(в исполнении Кубанского казачьего хора)
Ведущая:
Мы сегодня гостей хлебом-солью встречаем,
И песней весёлой в круг зазываем!
«Песня «На Кубани мы живем»
Реб. № 1:
Как велика моя Земля, как широки просторы!
Озёра, реки и моря, леса, и степь, и горы
Раскинулась моя страна от севера до юга:
Когда в одном краю весна — в другом — снега и вьюга.
Реб. № 2:
Так пусть цветёт всегда мой край,
Пусть небо будет синим, Моя любовь,
моя Кубань, ты — гордость всей России!
Реб. № 3:
Царица мудрая Всея Руси — Екатерина
Казакам вольным эти земли подарила,
И наказала рубежи крепить,
И честь, и славу Родины хранить.
Реб. № 4:
Тебе Кубань родная, отдаю я дань,
Я о тебе сейчас стихи свои слагаю.
И славлю вольную, могучую Кубань.
Прекрасней края в мире я, не знаю.
Реб. № 5:
Твои глаза – два моря голубые.
А брови – виноградная лоза.
Ресницы, то леса твои густые.
Из золотой пшеницы – русая коса.
Реб. № 5:
А в косу длинную лазурной синевой сияя,
Красивой лентою вплелась Кубань река.
Наряд твой, весь цветами расцветает,
Степными ковылями отливается слегка.
Реб. № 7:
Ты смотришь в мир глазами голубыми
И песнями своими всех с ума сведёшь.
Недаром и зовут тебя «Жемчужина России»
Кубани краше в мире не найдёшь!
Песня «Синеокая Кубань»
Дети выходят на стихи
Реб. № 1:
Руками дедов здесь был создан рай!
Так появился Краснодарский край!
Реб. № 2:
Здесь колосится рис, пшеница,
Здесь овощей и фруктов урожай,
В садах стоят красивые станицы,
Ты только любоваться успевай!
Реб. № 3:
Здесь процветают промыслы, ремёсла,
И славят на весь мир мою Кубань,
Раскинулся музей под небом звёздным,
Музей казачества святого — Атамань.
Реб. № 4:
Здесь льются песни бесконечно,
Задорный и весёлый здесь народ,
Здесь в каждом сердце дух казачий вечен,
И к Родине своей любовь живёт!
Реб. № 5:
Приглашай меня, дружок, будь же посмелее!
Вместе танец «Казачок» спляшем веселее!
Танец «Казачок»
Ведущая:
На Кубани любят петь и танцевать,
На Кубани любят в игры играть.
И у нас, детвора, начинается игра.
Все дети выходят в круг
Быстро за руки беритесь, в круг весёлый становитесь!
Наша игра называется «Сон казака».
Дети хлопают в ладоши со словами: Раз- два! Раз-два! Начинается игра!
Игра «Сон казака»
Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «Ку-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу, кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-Му, Му-Му».
Стоящий в кругу мычить, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется – казак забирает «утку».
Надоело казаку
«кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
— Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротники», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.
Ведущая:
На Кубани есть старинное поверье: «Кто подкову найдёт — тому она счастье принесёт, да тот и плясать пойдёт!
Игра «Передай подкову» (3 раза)
(Звучит музыка, дети стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот у кого осталась подкова в руках, выходит в круг и танцует.)
Ведущая:
Ну держитесь, казачата!
Состязаться вы должны.
Покажите свою удаль, покажите свою силу,
так велит обычай старины!
Игра «Сбей кубанку» (для мальчиков) (3 раза)
(Под музыку мальчики скачут, имитируя езду на коне по кругу, друг за другом. С окончанием музыки должны быстро сбить шапку с помощью шашки. Затем игра повторяется.)
Реб. :
Запевайте — ка частушки, частушки кубанские!
Мы ребята удалые с края Краснодарского!
«Кубанские частушки»
Ведущая:
А сейчас мы в чистом поле шатры чудесные построим!
Игра «Построим шатёр» (с платками) (1раз)
(Участники игры делятся на 4 подгруппы. Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится стул, на котором вешают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу переменным или простым шагом вокруг стульев, поют и приговаривают)
Мы весёлые ребята.
Соберёмся все в кружок,
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
(С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки (или по сигналу «Строим шатёр») дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает подгруппа детей, которая первая построит «шатёр».)
Дети выходят на стихи
Реб. № 1:
Я вареники леплю, я вареники люблю,
С творогом люблю, с клубникой,
С мясом, вишнями, с черникой,
С ежевикой и морошкой,
Но сильней всего — с картошкой!
Реб. № 2:
Ох, вареники с картошкой в кипятке плывут бочком,
Вкусно машут гребешками,
пахнут жареным лучком!
Реб. № 3:
Я вареники леплю — всех на свете накормлю!
Налетайте с вилкой, с ложкой, на вареники с картошкой!
Подвижная игра «Навари вареничков» (1 раз)
(Дети делятся на 2 команды, первый ребенок бежит к печке, ставит кастрюлю на плиту, остальные дети докладывают по 1 вареничку, последний игрок мешает ложкой вареники и приносит кастрюлю в команду.)
Реб. : (дев.)
Подарил мне казачок яркий, расписной платок,
А я буду плясать, себе пару выбирать!
Игра «Передай платок» (2 раза)
(Участники игры образуют большой круг, передают 2 платочка по кругу, поют песню.)
Наш платочек голубой,
Поиграть хотим с тобой.
Ты беги платок по кругу,
Выбирай скорее друга!
Покружись, попляши
И платочек покажи!
(У кого платочек окажется на последнее слово, выходит в круг и пляшет.)
Все присаживаются
Ведущая:
Моя Кубань — жемчужина России.
И с чем еще могу тебя сравнить?
Я знаю, не найти тебя красивей,
И никогда, вовек не разлюбить!
Видеопрезентация «Люблю тебя, земля моя» (приглушается свет)
Ведущая во время презентации читает стихи.
Люблю тебя, мой край родной, за широту земли,
За то, что ты передо мной дороги расстелил.
За те сады и тополя, что снятся много лет,
За то, что чёрная земля нам дарит пышный хлеб.
Люблю тебя, мой край морской, твой ласковый приют,
Где чаек взлёт над синевой, как праздничный салют.
Люблю за эту синь и даль, за солнце на волне. За то, что ты хранишь печаль о павших на войне…
Люблю тебя, мой горный край, огромная страна. С твоих вершин посмотришь вдаль — вся Родина видна…
У каждого есть место на планете, которого дороже не найти,
Куда ведут дороги все на свете, и где в начале все твои пути.
Ведушая:
Край наш называется по-разному: «красавица Кубань», «всенародная житница», «жемчужина России»…Но для нас это, прежде всего Родина, отчий дом, любимый уголок земли. Очень хочется видеть его чистым, уютным, красивым, чтобы, в нем жили прекрасные, чуткие, добрые люди.
Наша Кубань, ребята, щедра и богата во всем: и людьми, и песнями, и стихами. И дарами плодородной земли конечно же. Недаром наш Краснодарский край называют житницей России! И нам она сегодня принесла свои дары!
Входит Кубаночка, вносит яблоки. (или каравай)
Кубаночка:
Я к вам с угощением! На дне рожденья именинники угощают гостей. (отдает воспитателю) Понравился вам день рожденья Краснодарского края?
Дети:
Да! Очень!
Кубаночка:
А чтобы вы не забыли о празднике и рассказали о нём родителям, мы с казачатами дарим вам эмблемы с гербом Кубани. (казачата раздают эмблемы).
Ведущая:
На этом наш праздник завершён, а вас в группах ждут дары нашей кубанской земли. Все организованно выходят из зала
Осенний праздник для всех возрастных групп детского сада
(«Осенние посиделки.»)
Зал празднично украшен в осеннем стилеНа столах расположены овощи, фрукты, самовар, хлебные изделия, изделия народно-прикладного искусства.
Атрибуты:
Прялка, каравай с рушником, самовар, баранки, самовар ободок на голову.
Участники:
Хозяйка.
Дети.
Кум, кума.
Сценарий мероприятия:
Вход детей в зал Звучит хоровод. Перестроения.
Вед. Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час,
Встречу теплую такую
Подготовили для вас.
Реб. Что за славный денек,
Собирается народ в хоровод, станем в хороводе ходить
Да народ веселить.
Открываются ворота,
Заходи кому охота.
Хоровод «Как у наших у ворот».
Звучит музыка вход хозяйки.
Хоз. Здравствуйте, гости дорогие,
С чем пожаловали?
Реб. Хозяйка, подай пирога
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком.
Хоз. А вы для начала порадуйте да повеселите, да небылицами развлеките.
Дев. Ходи, хата, ходи хата,
Ходи курица-хохлата,
Ходи, сени и порог.
И сметана, и творог.
Вы послушайте, девчата,
Нескладуху буду петь:
На дубу свинья пасется,
Я сидела на окошке
Ехал милый мой на кошке,
Стал к окошку подъезжать,
Не мог кошку удержать.
Хоз. Спасибо. Порадовали вы меня.
Мальчик. Как хозяйка наша красива,
Как хозяка-то наша добра.
Хоз. Ох, спасибо, люди добрые за слова добрые!
А вы все какие нарядные, платки расписные да кушаки шелковые, да бусы с искрами, да юбки яркие! Что хотите-можете?
Песня. «Пряха».
1. В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
У окна сидит.
2. Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса.
3. русая головка,
Думы без конца…
Ты о чем мечтаешь,
Девица-краса?
Ты позволь сударыня-хозяйка ко двору прийти
Да на новы сени взойти, да на новы сени взойти,
В светлу горницу зайти, в светлу горницу зайти,
Да по лавкам сести, всем по лавкам сесть, спеть да поиграть
Хоз. Заходите, гости званные, желанные, места всем хватит.
Люблю я гостей встречать,
Ведь горница у меня большая,
Да красивая такая!
Места всем хватит.
Отдохните, посидите, друг на друга поглядите да загадку послушайте.
Сверху пар, снизу пар,
Вот он русский….
Дети. Самовар!.
Сценка. «Кум и Кума».
Кума. Кум-кумнек, где живешь?
Что. Куманек, ко мне в гости не идешь?
Выходит Кум с самоваром
Кум: Я иду, иду, иду.
Самовар в руках несу.
Эй, чай, чай, чай!
Уж ты кумушка, встречай!
Ставит на стол самовар.
Кума. Напекли мы для гостей
Много разных сластей!
Тары-бары-растабары.
Выпьем чай из самовара.
Игра «Самовар».
Дети становятся полукругом, перед ними становится ведущий-самовар, отгадывает по голосам детей.
Дети. Самовар, самовар,
У тебя внутри пожар,
А еще внутри вода,
Чаю хочется попить!
-С чем?
С сухарями, с кренделями, с буликами, ватрушками.
Кум и Кума. Чаю сладкого попьем,
Нашу пляску заведем.
Песня «Русский самовар»
Хоз. Что бы чаю из самовара напиться,
Нужно принести в него водицы.
Парный танец с коромыслами.
Дети кланяются хозяйке.
Реб. Мы и пели и плясали,
И хозяйку развлекали.
А теперь пора и откланяться.
Дай Бог в этом дому,
Сто коров, полтораста быков,
По ведру тебе доить-
Да все сметаною.
Дай Бог тебе полный дом добра,
А двор полный скота!
Хоз. Спасибо и вам гости званные да желанные!