Булах Маргарита Станиславовна
Методическая разработка «Определение последнего (гласного) звука в слове» для детей с ТНР (5–6 лет)
Методическая разработка на тему :
«Определение последнего (гласного) звука в слове»
для детей с ТНР (5-6) лет
Аннотация.
В настоящее время увеличивается количество детей дошкольного возраста, страдающих различными речевыми нарушениями, в частности многочисленную группу составляют дети с недостаточным развитием фонематического восприятия.
Публикация «Методическая разработка „Определение последнего (гласного) звука в слове“ для детей с ТНР (5–6 лет)» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
В дальнейшем, в процессе школьного обучения у детей возникают дисграфические и дислексические ошибки. Одна из самых распространенных-пропуск гласных на письме. Это объясняется тем, что дети, как правило, не умеют определять границу, где заканчивается один звук и начинается другой (гласный не отделяется от согласного). Предлагаемая методика помогает решить эту проблему.
Основная идея методики заключается в том, что дети учатся выделять последний звук в слове с опорой на яркий зрительный образ и артикуляцию гласного.
Теоритические основы методики опираются на разработки концепции дошкольного образования детей, анализ методической литературы по проблеме, а так же авторских методик по развитию фонематического восприятия Е. В. Колесниковой, О. С. Гомзяк.
Новизна методики заключается в возможности гибкого использования: педагогами в ДОУ и родителями дома, а также наличием для ее реализации авторского приложения.
Выводы:
1. Правильно организованные занятия с использованием данной методики способствуют развитию фонематических процессов у детей и как следствие – профилактике дисграфических ошибок.
2. Данная методика позволяет значительно снизит количество дисграфических ошибок у детей не только в начально школе, но и в среднем звене.
3. В результате занятий дети овладевают навыками звуко-буквенного анализа, что способствует плавному переходу к правильному и осмысленному чтению.
4. Методическая разработка помогает совершенствовать психические процессы: память, внимание, мышление, а не только речевые навыки.
Для развития фонематического восприятия и навыков звуко-буквенного анализа необходимо научить дошкольников определять в слове последний звук, правильно его называть, что в дальнейшем исключит пропуск гласных на письме. Очень часто дети затрудняются выделить последний звук в слове, если он гласный. Например, в слове девочка называют [к] вместо [а], солнце [ц] вместо [э] и т. д. Это объясняется тем, что дети не слышат и не чувствуют границу, где заканчивается согласный звук и начинается гласный. Особенно трудно почувствовать эту границу, если гласный следует за так называемым «взрывным» согласным : ба, ту, ко, го и т. д.
Предлагаемая нами методика помогает решить эту проблему.
Детям предлагается картина с изображением девочек-певиц.
1. Логопед привлекает внимание детей к артикуляции каждого гласного звука.
Аня широко открыла рот и поет звук А.
Ира улыбается и поет звук И.
Плакса опустила уголки рта вниз Ы.
Уля губки вытянула в трубочки, получается звук У.
Оля губки вытянула, как овал, поет О.
Эля растянула губы в стороны, получился звук Э.
2. Ребенок перед зеркалом уточняет артикуляцию каждого звука и повторяет за логопедом.
3. Логопед показывает картинку и предлагает ребенку послушать как произносится слово. Например, зима. Логопед произносит слово, утрируя последний звук : зима-а-а. Ребенок повторяет за логопедом и показывает на рисунке, какая певица артикулирует так же как и он. Рот широко открыт, значит, это Аня, следовательно она поет А. В слове зима последний звук А.
«Кенгуру – у – у». Ребенок произносит и показывает на певицу Улю, которая вытянула губы в трубочку. Значит в слове кенгуру последний звук У.
Таким образом, прорабатываются любые слова, оканчивающие на гласную.
Важно научить ребенка тянуть последний звук и сравнивать свою артикуляцию с артикуляцией девочек на схеме.
Спустя некоторое время при регулярных занятиях, ребенок сможет без труда напечатать слоги типа: ко, ту, ба и др. А затем слова : кот, суп, бок и другие, не пропуская в них гласную.
Затем идет черёд двусложных слов типа : муха, рыба, луна, а потом и трехсложных: работа, бабушки и др. Выбирайте слова, которые слышатся и пишутся одинаково и обязательно делайте звуковой анализ.
Желаем успеха!
Приложение: девочки-певицы.