Эльвира Аминева
Методическая разработка проекта «Малая Родина — твоё начало» для детей 5–7 лет по теме «Башкортостан»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине -месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщаться к богатством национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд.
Публикация «Методическая разработка проекта „Малая Родина — твоё начало“ для детей 5–7 лет по теме „Башкортостан“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Проекты, проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Д. С. Лихачёв
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Способствовать формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края.
Актуальность
Одним из ведущих условий патриотического воспитания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей области.
Цель
Воспитание интересов и любви к малой родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.
Задачи.
Образовательные:
Уточнить и углублять знания и представления о Республике Башкортостан.
Формировать первоначальные представления о карте Республики Башкортостан.
Сформировать представление у детей об основных функциях государственной символики республики, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Формировать элементарные представления о государственных символах, закрепить и обобщить знания о флаге, гербе, гимне.
Систематизировать знания о городах, районах Республики Башкортостан, животных, птицах и растениях.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к родному краю, к его природному богатству.
Способствовать развитию мыслительной и познавательной активности, развитию памяти, внимания, речи.
Продолжать развивать способность работать с картой Башкортостана, умение ориентироваться по ней.
Воспитательные :
Воспитание и уважение к своему народу.
Воспитание уважения подрастающего поколения к символам государства, формирование гражданственности и патриотизма, воспитание чувства солидарности, здорового соперничества. Дать понять детям, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными и отважными, любить своих близких и свою Республику.
малой родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап Информационно-накопительный:
o Изучение интереса детей для определения целей проекта.
o Сбор и анализ литературы для взрослых и детей. Приобретение необходимого материала.
2 этап. Разработка проекта
1. Экскурсии; 2. Познавательные беседы; 3. Занятия с использованием ИКТ; 4. Чтение познавательной литературы; 5. Продуктивная деятельность; 6. Исследовательская деятельность; 7. Социальные акции (День города, День Победы, субботники и др.).
3 этап. Выполнение проекта
Обобщение результатов работы. Анализ деятельности. Презентация. Выступление на педчасе.
Дидактическая игра «Найди по карте»
Задачи: 1. Уточнять и расширять знания детей о Башкортстане; 2. Закреплять навыки пространственной ориентировки при работе с картой города и района; 3. Развивать связную речь детей; 4. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Варианты игры: «Где находится памятник», «Как дойти до детского сада», «Найди свою улицу», «Улицы, названные в честь знаменитых людей», «Путешествие по реке Агидель».
Дидактические игры «Животные, растения, птицы родного края»
Задачи: 1. Расширять представления детей о растительном и животном мире родного края;2. Упражнять в классификации объектов природы; 3. Развивать память, внимание. Варианты игры: «Разложи по группам», «Четвертый лишний», «Опиши по внешнему виду», «Угадай по описанию».
Дидактическая игра «Собери мозаику»
Задачи: разрезанные части открыток перемешиваются, детям предстоит правильно собрать изображение и объяснить, где находится та или иная достопримечательность.
Дидактическая игра «Каждой вещи свое место»
Задачи: 1. Учить детей называть предметы старины, находить аналогии современным вещам; 2. Развивать умение находить отличительные признаки; 3. Обогащать словарь детей по темам «Жилище», «Домашняя утварь», «Посуда», «Одежда». 4. Воспитывать бережное отношение к предметам старины.
Дидактическая игра «В лесу и на лугу»
Задачи: 1. Учить детей называть места обитания животных и растений родного края; 2. Развивать умение составлять описательные рассказы; 3. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Дидактическая игра «Кто где живет»
Задачи: 1. Дать детям представление о местах обитания животных и птиц родного края. 2. Расширять словарный запас. 3. Закреплять умение классифицировать объекты природы. 4. Развивать культуру поведения в природе.
Птицы родного края
Задачи:1. Расширять знания детей о внешнем виде и повадках птиц, обитающих в нашем крае. 2. Учить классифицировать птиц на группы (перелетные, зимующие). 3. Прививать бережное отношение.
Дидактическая игра «Что было раньше, а что теперь»
Задача: подобрать пару предмету старины из современных предметов.
Задача: угадать загадку о предметах быта, найти отгадку.
к птицам, учить заботиться о них.
Дидактическая игра Поедем в край родной.
Для детей подготовительной к школе группы.
Цель: Уточнение представлений детей о растительном и животном мире Башкортостана, Южных стран.
Задачи:
1. Расширять представления детей о своеобразии животного и растительного мира в зависимости от природной зоны.
2. Развивать связную монологическую речь дошкольников.
3. Упражнять детей в классификации объектов природы.
4. Закреплять знания детей о символике Башкортостана, о крупных городах республики.
5. Воспитывать любовь к родному краю.
Игровой материал:
Изображения двух паровозов: один - с гербом Башкортостана, второй - с эмблемой южных стран;
Изображения шести вагонов;
3 комплекта картинок: животные( 10 шт., ягоды (6 шт., деревья (6 шт.) Иркутска;
3 комплекта картинок: животные (10 шт.). фрукты (6 шт., деревья (5 шт.) южных стран;
Карта Башкортостана.
Игровые действия:
1. Отбирать и ставить в карман вагона только те карточки, которые соответствуют выполнению задания;
2. Рассказывать об особенностях среды обитания животных, о месте произрастания деревьев, фруктов, ягод;
3. Аргументировано доказывать, почему объект не может ехать в Туймазы, или на юг (связать с особенностями внешнего вида, питания животного, условиями произрастания фруктов и т. д.)
Игровые правила: Предварительный сговор двух играющих: какой вариант игры выбрать, кто куда повезет объекты. Думать, не мешать друг другу, в случае необходимости - помогать.
Варианты игры:
1 вариант. «Кто куда»
Перед ребенком на столе лежат 2 паровоза с вагонами, картинки с
изображением одного вида объектов (животные или деревья, ягоды, фрукты). Задание: отобрать объекты по природным зонам и в зависимости от этого посадить их либо в состав с гербом Башкортостана, либо - с эмблемой южных стран.
2 вариант. «Классификатор»
Предложить детям все картинки сразу, паровоз с тремя вагонами. задание: в соответствии с символикой паровоза (вспомнить, рассказать, что она означает) в первый вагон посадить животных; во второй - ягоды или фрукты, в третий - деревья, т. е. классифицировать объекты.
3 вариант. «Исправь ошибки.»
Воспитатель заранее расставляет картинки в карманы вагонов, намеренно допуская ошибки. Задание: исправить ошибки, аргументировано объясняя свой ответ ( например: почему бегемот не может жить в Башкортостане. Связать с особенностями внешнего вида, образа жизни, питания).
4 вариант «Необыкновенное путешествие».
Участвуют все картинки с животными и карта Башкортостана. Все животные едут из Иркутска на север области. Проследить по карте, какие крупные города встречаются по пути
Задание: высадить животного в том городе, в названии которого первый звук совпадает с первым звуком в названии животного. ( Например: в Белебее - белку, в Мияках –медведя, и т. д.)