Эльвира Нагимова
Методическая разработка «Гендерный подход в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему :
"Гендерный подход в физическом развитии детей
старшего дошкольного возраста"
Идеи гендерного воспитания прослеживаются на протяжении всего исторического развития общества. У каждого народа существовали свои неповторимые системы воспитания подрастающего поколения. В связи с различными ролевыми функциями в обществе почти всегда воспитание мальчиков и девочек было различно.
Публикация «Методическая разработка „Гендерный подход в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Вопрос о природе различий в развитии двигательных функций мальчиков и девочек дошкольного возраста так же представляет большой интерес. Ученые О. Недригайлова, Ц. Какабадзе, В. Урицкая, Н. Шишниашвили, И. Попов пришли к выводу, что в период дошкольного детства мальчики превосходят девочек в уровне развития основных движений и физических качеств и считают, что подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек не должен быть одинаковым.
Ученые С. Ярнесакс, Э. Ю. Пээбо, Э. С. Вильчковский выявили, что в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой.
Физическая культура в дошкольных учреждениях была и остается базовой образовательной областью дошкольного образования и выступает как одна из главных составляющих целостного и разностороннего развития ребенка. В основе физического воспитания лежит игровая деятельность, стремление «быть лучше, чем все» создаёт мотивы достижения успеха, способности осознавать свои достоинства и недостатки. Эмоции успеха у дошкольника имеют огромную силу, способствуют развитию уверенности, формированию характера, личности. В игровой, подвижной деятельности дошкольник легко перевоплощается в определённую роль, подражает предлагаемым образцам.
Актуальность
Мир, в котором живёт современный ребёнок, существенно изменился. «Обмен» социальными ролями между мужчинами и женщинами, «кризис» семьи, изменение образа жизни семьи – это факторы, влияющие на эмоциональное, физическое и душевное благополучие ребёнка. Развивать здорового ребёнка - эта задача для меня сегодня стала основной задачей моей работы. На сегодняшний день в современной дошкольной образовательной системе нет специальных методических разработок в области физической культуры по гендерному воспитанию детей.
Мною разработана система работы по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста на основе гендерного подхода, направленная на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе на их эмоциональное благополучие.
Цель: повышение качества физического развития, всестороннее гармоничное развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста с учетом половых особенностей.
Задачи:
1. Формировать соответствующего полу поведение мальчиков и девочек на занятиях физической культуры и в самостоятельной двигательной деятельности.
2. Развивать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и взаимоподдержки между мальчиками и девочками.
3. Способствовать развитию творчества, самостоятельности, инициативы в двигательных действиях, осознанного отношения к ним, способности к самоконтролю и самооценке.
4. Воспитывать положительные нравственно-волевые качества личности ребенка, в соответствии с принадлежностью к полу.
5. Воспитывать чувство гордости за свою половую принадлежность.
6. Повышать знания родителей в области полоролевого воспитания мальчиков и девочек.
7. Развивать социальное партнерство с учреждениями спорта по сохранению и укреплению здоровья детей, их физическому развитию и формированию основ здорового образа жизни.
Новизна и практическая значимость выражается в том, что разработанная система, опирается на нетрадиционные (построенные на гендерных особенностях и различиях) подходы физического развития детей старшего дошкольного возраста, позволяющие учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей и осуществлять формирование полоролевого поведения: мужественности у мальчиков и женственности у девочек, не нарушая при этом ход становления личности, заложенный природой ребенка. Система работы дает возможность дополнить традиционную систему физического развития детей старшего дошкольного возрасти придать ей направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.
Система работы рассчитана на два года.
Режим образовательной деятельности: 1 раз в неделю.
Длительность образовательной деятельности: в старшей группе -
20-25 минут, в подготовительной группе - 25-30 минут.
Принципы:
В основу разработки содержания опыта работы по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста на основе гендерного подхода положены принципы ФГОС дошкольного образования :
- полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничества с семьёй;
возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Традиционная система физического воспитания в детском саду, не предлагает учитывать половые особенности дошкольников в системе физического воспитания, различия лишь существуют в нормативах диагностики физической подготовленности для мальчиков и девочек.
Разрабатывая и внедряя систему работы по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста на основе гендерного подхода мне было важно понять, что есть возможность рассматривать вопросы физического развития девочек и мальчиков с учетом их индивидуальных особенностей и двигательных предпочтений и формировать соответствующее полу ролевое поведение.
В начале работы провела дооснащение физкультурного зала необходимым оборудованием (мною были выделены особенности использования спортивного инвентаря и оборудования детьми старшего дошкольного возраста с учетом интереса пола, подобран (согласно двигательным предпочтениям мальчиков и девочек) спортивный инвентарь в спортивном уголке.
Содержание системы работы
Годовая работа строится в три этапа:
I – этап – мотивационный. Цель: вызвать интерес к занятиям, закрепить желание заниматься, повысить активность, развивать положительные эмоции как стимул к деятельности.
II – этап – функциональный. Цель: освоение новых движений, развитие определённых навыков и качеств.
III – этап – итогово-соревновательный. Цель: достижение определённых результатов.
Система работы состоит из двух блоков:
I блок"Вместе занимаемся, растем и развиваемся"- занятия гендерного типа на основе дифференцированного подхода, которые не подразумевают деление детей на подгруппы, занятия проводятся со всей группой, но имеют ряд методических приемов.
Методические приемы для учета половых особенностей дошкольников
на занятиях физической культурой
- Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (например, мальчики работают с гантелями, а девочки – с лентами).
- Различия в дозировке (например, девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз).
- Различия по времени (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты).
- Различия в подборе оборудования (например, девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые).
- Различия в обучении сложным двигательным движениям (существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими (например, метание на дальность легче дается мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам). Это требует от специалиста по физическому воспитанию разных методических подходов : например, разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования и т. п.
- Пространственные ориентировки (например, мальчикам отдается большая часть зала по сравнению с девочками, т. к. для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее).
- Распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики – медведи, а девочки – пчелки).
- Различия в требованиях к качеству выполнения заданий ( девочкам и мальчикам предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений: от мальчиков требую большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности).
- Расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – тяжелое оборудование).
- Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление».).
- Чаще напоминаю мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений.
- В работе с девочками чаще прибегаю к образцу, имитации, словесным указаниям.
- Учет сензитивных этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений. Например, девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчики – на седьмом году жизни.
- Использование условных обозначений на карточках, пиктограммах для мальчиков и девочек («М», «Д»).
- Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
- В каждое занятие включаю работу по воспитанию правильной осанки, постоянно напоминая детям, что это укрепит их здоровье и поможет стать еще красивее, сильнее, смелее, а девочкам стройнее, грациознее.
- Учитываю не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-то двигательной деятельности.
- Для меня важно научиться видеть в детях мальчиков и девочек и дифференцировать педагогический процесс в соответствии с этим. Учитывая эту разделительную тенденцию, я подобрала картотеку подвижных игр с двигательными предпочтениями. А воспитатели проводят специально подобранные тематические игры с подгруппами детей. Для мальчиков: «Отважные путешественники», «Охотники», «Юные матросы», «Разведчики», «Строители». Для девочек: «Из жизни цветов», «Хозяюшки», «Кошечки», «Кукольный магазин», «Танцуют все» и др. Подобный подход мы учитываем и в подвижных играх: например, для мальчиков «Водолазы», «Пожарные», «Автогонщики». Для девочек: «Пчелки», «Бабочки», «Рыбки», и т. д.
- Подобрана мною картотека коммуникативных игр – цель этих игр научиться общаться с партнером противоположного пола, воспитывать активность, самостоятельность, творчество.
- Физкультурный инвентарь в спортивном зале и в спортивных уголках подобран согласно двигательным предпочтениям.
- В своей работе я стремилась найти рациональные формы работы с детьми в их физическом развитии, и главной моей целью было обеспечение и мальчикам, и девочкам оптимальных, комфортных условий для их всестороннего развития.
Результативность системы работы
Результаты реализации программы показали:
1. Изменилось отношение детей к занятиям физкультурой.
На занятиях дифференцируется нагрузка для девочек и мальчиков, подбирается разное оборудование и инвентарь, учитывая физические и психологические особенности девочек и мальчиков.
В настоящее время 90% девочек и 100% мальчиков с удовольствием занимаются физкультурой.
2. Гендерная идентичность и гендерная устойчивость у детей формируется легче и быстрее.
3. Повысились коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и взаимоподдержки между девочками и мальчиками.
4. Изменилось социальное поведение мальчиков.
5. И у девочек, и у мальчиков повысилась самооценка, понизился уровень тревожности.
6. Диагностика физической подготовленности мальчиков и девочек к концу учебного года имела положительные результаты: динамика и более стабильные результаты были достигнуты за счет возросших функциональных возможностей детей, а так же благодаря целенаправленному осуществлению дифференцированного (гендерного) подхода на занятиях физической культурой.
В процессе формирования личности ребенка педагог должен учитывать все его особенности, в том числе и его пол. Я убеждена, что занятия физическими упражнениями должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет половых особенностей дошкольников в процессе физического воспитания позволил мне добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой ребенка.
Недостаточная разработанность вопроса учета половых особенностей в процессе занятий физическими упражнениями предполагает, что любые исследования в этом направлении заслуживают пристального внимания и поддержки.
Список литературы:
1. Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М., 1992.
2. Алябьева Н. В. Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника. – Мурманск, 1998.
3. Алябьева Н. В., Конусова О. А. Педагогические основы формирования физической культуры дошкольника в условиях Кольского Заполярья / Под ред. Алябьевой Н. В. Психолого-педагогические условия развития ребенка-дошкольника. – Мурманск: МГПУ, 2004.
4. Бочарова Н. А. Физическая культура дошкольника в ДОУ. М. : Центр педагогического образования, 2007 г. Серия: Воспитываем, обучаем дошкольника
5. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки – два разных мира. М., 1998.
Калмыкова Л. А., Мелехина Н. А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей вДОУ. М. Просвещение, 2011
6. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. - 1981 № 2. - С. 47-57.
7. Микушева Т. В. Раздельное воспитание: за и против. Обруч, 1998, № 6.
8. Рунова М. А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет (с учетом двигательной активности) : пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры / М. А. Рунова. – М : Просвещение, 2005.
9. Татаринцева Н. Е. Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей. Ростов-на-Дону, 1999г.
10. Чекалина А. А. Гендерная психология : учебное пособие. М. : «Ось – 89», 2006
11. Шелухина И. П. Мальчики и девочки. Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М. : Сфера, 2008
13. Филиппова С. О. Мир движений мальчиков и девочек. С-П, 2001г.
14. Филиппова С. На физкультуру, мальчики! На физкультуру, девочки! // Дошкольное воспитание. - 2000. - №6. – С. 31-38.
15. Фуриева Т. Детский сад: проблема полового воспитания // Дошкольное воспитание. - 1993. - №11. – С. 79-81.
16. Шебеко В. Н., Шишкина В. А., Ермак Н. Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М., 1998.
17. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание дочери. – СПб. : Питер Пресс, 1996.
18. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. – СПб. : Питер Пресс, 1996.
19. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М. : Педагогика, 1989.