Ольга Белова
Методическая разработка занятия «Мой друг — светофор»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей безопасного поведения на дорогах, ответственности, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности.
Задачи:
- способствовать ознакомлению с назначением светофоров, историей их возникновения, со значением сигналов транспортных и пешеходных светофоров;
- создать условия для формирования представления у обучающихся о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором и умения переходить улицу по зеленому сигналу пешеходного светофора.
Оборудование:
1. Макет перекрестка.
Публикация «Методическая разработка занятия „Мой друг — светофор“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Светофор
- Темочки
2. Рисунки всех видов перекрестков.
3. Изображение всех видов светофоров.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог:
Самый главный на дороге,-
Говорили мне друзья -
Разноглазый, одноногий,
С ним шутить никак нельзя».
Я немного испугался
Слыша этот разговор,
Но увидев, догадался-
Это ж, просто…
( ответ детей: светофор)
1. Педагог:
Движение машин на улицах городов стало очень интенсивным. Водителям автомобилей, автобусов, троллейбусов и трамваев трудно разъезжаться на перекрестках, а через дорогу еще и пешеходы идут. Для того чтобы управлять движением машин и пешеходов, на перекрестках устанавливают специальные приборы. Они называются светофорами и бывают транспортными и пешеходными.
Транспортный светофор – трехсекционный, с сигналами красного, желтого и зеленого цветов.
Пешеходный светофор – двухсекционный, с сигналами красного и зеленого цветов.
Обычно светофоры устанавливают на всех четырех углах перекрестка, чтобы их хорошо было видели пешеходы и водители. Четыре угла – четыре светофора. Их сигналы и управляют дорожным движением: подают команды, кому в данный момент времени можно двигаться через перекресток, а кому нельзя.
Автомобили движутся по дороге и не останавливаются на перекрестке, если для них горит зеленый глаз транспортного светофора. А для пешеходов, которые хотят пересечь дорогу, в это время горит красный сигнал пешеходного светофора. Он предостерегает: не выходите на проезжую часть дороги, не наступайте на поребрик, стойте и следите за сигналом светофора.
Итак: Красный – стой!
Желтый – жди!
Зеленый – иди!
Педагог: Ребята, а давайте вместе подумаем, почему именно эти три цвета есть на светофоре? Ведь их, наверное, выбрали неслучайно?
Почему именно красный цвет говорит нам о том, что нужно стоять? (ответы детей).
Верно. Красный – цвет опасности. Что бывает красного цвета (кровь, боль, огонь).
А зеленый что может обозначать? (ответы детей). Молодцы! Это цвет спокойствия. Зелёного цвета трава, листва, мы отдыхаем летом среди зелени на природе и чувствуем себя расслаблено, спокойно и безопасно.
Ну а желтый цвет что значит, как вам кажется? (ответы детей). Жёлтый – цвет внимания, это сигнал, предупреждение. Приготовься! Внимание!
И действительно, для транспорта включился красный – остановились грузовики, легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мотоциклы. А для пешеходов в это время зажегся зеленый. Но и теперь не спешите выходить на дорогу. Посмотрите влево и убедитесь: все ли машины, для которых горит красный сигнал, стоят? А машины, которые в этот момент могут поворачивать с другой дороги, - пропускают ли пешеходов?
Переходить дорогу надо на зеленый сигнал пешеходного светофора по «зебре». При этом нельзя бежать. На бегу внимание человека рассеяно, поэтому можно не заметить изменения ситуации на дороге. Нужно идти быстрым шагом. Дошли до середины дороги – убедитесь, что на пешеходном светофоре все еще горит зеленый, а машины справа стоят. Только тогда идите вперед на противоположную сторону.
Помните: красный запрещает движение. Желтый тоже запрещает движение и лишь предупреждает, что скоро будет смена сигнала. Зеленый разрешает движение, но не гарантирует безопасности пешеходов. Поэтому прежде чем начинать переход, надо осмотреть проезжую часть, убедиться в отсутствии приближающегося транспорта слева и справа.
3. Рассказ педагога. Историческая справка о создании первого светофора.
Первый светофор был установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне возле здания Британского парламента. Его изобретатель — Джон Пик Найт — был специалистом по железнодорожным семафорам. Светофор управлялся вручную и имел две семафорные стрелки: поднятые горизонтально означали сигнал «стоп», а опущенные под углом в 45° — движение с осторожностью. В тёмное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались, соответственно, сигналы красного и зелёного цветов. Светофор использовался для облегчения перехода пешеходов через улицу, а его сигналы предназначались для транспортных средств — пока пешеходы идут, транспортные средства должны стоять.
Первая автоматическая система светофоров (способная к переключению без непосредственного участия человека) была разработана в 1910 году Эрнстом Сиррином из Чикаго. Его светофор использовал неподсвеченные надписи Stop и Proceed.
Изобретателем первого электрического светофора считается Лестер Вайр из Солт-Лейк-Сити. В 1912 году он разработал светофор с двумя круглыми электрическими сигналами (красного и зелёного цвета).
4. Закрепление материала.
Задание. «Исправь светофор» : необходимо правильно раскрасить светофор.
Задание. Нарисовать рисунок «Мой друг-светофор».