Наталья Цыбулина
Методическое пособие «Мнемопланшет»
▼ Скачать + Заказать документы
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования Динской район
«Детский сад №50»
Методическая разработка
«Мнемопланшет»
Авторы: Воспитатель группы компенсирующей направленности.
Цыбулинаа Н. В.
2022-2223 у. г.
Содержание
1. Пояснительная записка….1
2. Конспекты прогулок…. 4
3. Методические рекомендации…. 11
4. Планируемый результат…12
5. Заключение….13
6. Список используемых источников и литературы ….14
Пояснительная записка
Публикация «Методическое пособие „Мнемопланшет“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Организация и проведение прогулки – сложный вид педагогической деятельности. Это очень важный режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления.
Содержание прогулок определяется программой ознакомления с окружающим и в соответствии с календарным планированием и во многом зависит от погоды и времени года. Поэтому во время прогулок особое место занимают наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд.
Прогулка – один из лучших видов досуга, во время которого активизируются защитные функции и происходит закаливание организма. Подвижные игры с детьми, трудовые поручения, ознакомление с трудом взрослых, наблюдения, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевые прогулки, самостоятельная игровая деятельность, дидактические игры с детьми – в комплексе составляет одно направление – речевое развитие.
В настоящее время значение прогулки увеличивается, в связи с этим, ФГОС дошкольного образования предусматривают решение программных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов. В ходе прогулки возможно интеграция различных образовательных областей. Интегрированный подход организации целевой прогулки, дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Главной задачей нашего ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, их творческое и интеллектуальное развитие. Для достижения высокой результативности воспитательно – педагогического процесса, большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Именно поэтому, работа в нашей группе строится так, чтобы родители не превращались в сторонних наблюдателей, а помогали в осуществлении образовательного и воспитательного процесса.
1
Основная часть
Цели и задачи
Цель: изучить эффективность использования метода наглядного моделирования в процессе проведения прогулок у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Образовательные задачи:
Закрепить и упорядочить накопленные детьми знания о природных явлениях; развивать мышление, воображение, внимание, усидчивость и мелкую моторику;
Формировать первоначальный навык связного говорения, знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи, переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.
Наша главная образовательная задача научить родителей вместе с детьми превратить прогулку в увлекательное и познавательное путешествие.
Организация целевых прогулок с помощью мнемотехники способствует формированию целостного восприятия окружающего мира; развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в познавательной деятельности.
Основные составляющие пособия :
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Пособие представляет собой плотную папку на кольцах в которую помещены листы с карточками двух видов: цветные – для обозначения признаков природных явлений и черно-белые карточки - пиктограммы.
Содержание пиктограмм - это графическое или частично графическое изображение главных героев, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
В настоящее время педагоги всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
- бедный словарный запас
- неумение согласовывать слова в предложении
- бедная диалогическая речь
2
- плохое развитие связной речи
- несформированность психических процессов
Поэтому использование мнемопланшета позволяет сделать прогулку продуктивной и интересной.
Преимущества использования данного дидактического пособия :
Использование мнемотехники в организации прогулок имеет ряд преимуществ:
- интегративность – образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.
- экономичность – использование имеющихся методических средств.
- процессуальность – развитие ребенка рассматривается ка процесс.
- здоровьесбережение – реализуется исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога. Педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.
- универсальность – может использоваться любым педагогом и родителями.
Работа с мнемопланшетом опирается на принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка.
Использование мнемопланшета во время прогулок помогает детям систематизировать знания об окружающем мире.
Мнемопланшет содержит информацию, позволяющую развивать определенные умения и навыки. Чтобы мнемопланшет, как наглядно-практическое средство познания, выполнял свою функцию, он должен соответствовать ряду требований:
- чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с его помощью
- быть простым для восприятия и доступным для воспроизведения и действий с ним
- соответствовать уровню развития детей.
3
Конспекты прогулок
Прогулка №19
Наблюдение за листопадом
Цели: расширять знания о сезонных изменениях в природе;
— формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
• Все ли деревья изменили окраску листьев?
• Какими были летом деревья, кусты?
• Как они изменились с приходом осени?
• Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.) На рябине? (Красные.)
• У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У березы.)
• У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.)
Листопад! Листопад!
Лес осенний конопат!
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки,
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
— Ты не жалуйся врачу,
Конопушки я лечу,
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву.
Воспитатель предлагает детям понаблюдать за опавшими листьями, задает им вопросы, загадывает загадки.
Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зим нему холоду, защита деревьев от поломок, выброс не нужных веществ с листьями.)
Все листочки падают одинаково? (Нет.)
Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.)
В тишине осенних рощ
Золотистый льется дождь. (Листопад.)
Весной вырастают,
А осенью опадают. (Листья.)
Падают с ветки
Золотые монетки. (Листочки.)
4
Трудовая деятельность
Помощь дворнику в уборке листьев на участке детского сада.
Цель: закреплять умение работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.
Подвижные игры «Мыши водят хоровод».
Цель: формировать представление об образе жизни и повадках животных.
Совершенствовать умение действовать по сигналу.
«Хищник — добыча».
Цели: упражнять в установлении связи «хищник — добыча»;
развивать быстроту бега, ловкость.
Индивидуальная работа. Упражнять в прыжках на скакалке
Самостоятельная игровая деятельность.
5
Вечерняя прогулка
Наблюдение за признаками осени. Дни становятся короче; солнце – бледное и холодное, поднимается невысоко; небо прозрачное, бледно- голубое, все чаще его затягивают хмурые серые тучи; идет дождь мелкий, моросящий, затяжной, скучный, холодный; воздух прозрачный; становится все холоднее; бывают туманы.
Предложить определить, на каких деревьях листья только краснеют, а на каких – желтеют (предложить зарисовать); понаблюдать, с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? (осина, береза); что способствует быстрому опаданию листьев? (ветер, заморозки). Обсудить с детьми, почему опадают листья.
Загадка: Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (осенний листопад)
Трудовая деятельность. Наведение порядка в домике.
Подвижная игра «Бездомный заяц»
Цель: Закрепить умение действовать по сигналу.
Индивидуальная работа «Кольцеброс»
Цель: упражнять в метании в цель.
Самостоятельная игровая деятельность.
6
7
Прогулка №8
Наблюдение за силой ветра
Цели: совершенствовать навыки поисковой деятельности, измерения глубины снега и температуры воздуха, изменения направления ветра; развивать умение устанавливать связь между направлением ветра и между свойствами снега и состоянием погоды.
Загадка: Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его. (ветер)
В ветреную погоду понаблюдать за быстро и низко несущимися облаками, раскачивающимися ветвями деревьев. Спросить ребят, откуда дует ветер, определить его силу по качающимся веткам деревьев. Во время сильного ветра понаблюдать за перемещением снега, установить, почему глубина снега в разных местах разная.
Приметы: холодные северные ветры в феврале – к урожаю; теплый февраль приносит холодную весну.
Дидактическая игра «Что это такое?».
Цель: развивать логическое мышление, память, смекалку.
Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Например: Яйцо – овальное, белое, крупное, сверху твердое, питательное, можно встретить в магазине, съедобное, из него вылупляются птенцы.
Трудовая деятельность. Проверить кормушки для птиц и насыпать корм.
Цель: приучать детей самостоятельно заботиться о птицах.
Индивидуальная работа по развитию движений. Метание мешочка 2-мя руками из-за головы в горизонтальную цель.
Цель: развивать координацию движений, меткость.
Подвижная игра «Ловишка, бери ленту»
8
Цель: совершенствовать навыки детей бегать в разных направлениях, не сталкиваясь, действовать по сигналу.
Хороводная игра «Карусели» Цель: закреплять умение двигаться в соответствии с текстом.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей.
9
Вечерняя прогулка
Наблюдение за красотой деревьев. Цели: учить высказывать свои впечатления, сравнивать, выбирать образные эпитеты; воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к ним. Обратить внимание детей на красоту деревьев в любую погоду. В солнечный день приятно смотреть на ярко-голубое небо сквозь кружевные сплетения веток, освещенных лучами солнца. От деревьев на снегу протянулись длинные синеватые тени. После сильного снегопада изменились очертания деревьев и кустарников. Кустарники накрылись остроконечными и круглыми шапками. У некоторых деревьев ветки напоминают причудливые оленьи рога, у других – кружево.
Все деревья
В кружеве:
Снег на соснах,
На кустах,
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях
Буйные метели. (Н. Гончаров)
Приметы: если деревья зимой покрываются инеем, следует ожидать хорошего урожая; иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели.
Трудовая деятельность. Лепим снеговика.
Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.
Дидактическая игра «Посчитай - ка»
Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.
Например: Счет до 5 со словом «лиса». (Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис). Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т. д.
Индивидуальная работа. Метание снежком в заданную цель.
Цель: закрепить навыки метания вдаль.
Подвижная игра «Бег с санками».
Цель: развивать быстроту бега, умение быстро реагировать на сигнал.
Малоподвижная игра «Необычные жмурки»
Цель: развивать наблюдательность.
Самостоятельная игровая деятельность - поощрять самостоятельность; учить самостоятельно организовывать игры и объяснять правила игры; воспитывать дружеские взаимоотношения.
Самообслуживание. Продолжать учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своём внешнем виде, формировать привычку вести себя в соответствии с нормами поведения.
10
Методические рекомендации для педагогов
Применяя в работе мнемопланшет, педагоги существенно увеличивают эффективность процесса формирования связного высказывания во время прогулки у детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Интенсификация такой работы приобретает особую значимость в связи с тем, что дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование монологической речи. По сравнению с нормально развивающимися детьми рассказы детей имеющих тяжелые нарушения речи, отличаются непоследовательностью и фрагментарностью, нарушением логичности, наличием аграмматизмов с другими особенностями.
В начале обучения составления структуры прогулки, предлагаемая педагогом наглядная модель, включает в себя ряд схем, нацеливающих детей на основные составляющие совместной деятельности. На последующих прогулках педагог учит детей описывать объекты, явления, организованную и самостоятельную деятельность и т. д., опираясь на модели, включающие ряд наглядных опор, напоминающих каждому ребенку последовательность и характер частей, из которых состоит обсуждение структуры прогулки.
Постепенно дети научаются составлять план своего высказывания (сначала устно, а затем в «уме») и описывают предметы без помощи наглядных опор.
В процессе работы над умением детей составлять модель прогулки по определенной сюжетной линии педагог может использовать модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие структуре прогулки. Называние предлагаемых педагогом наглядных опор напоминает детям о видах деятельности во время прогулки и способствует правильному определению последовательности высказывания.
11
Планируемый результат.
Использование мнемопланшета облегчит и ускорит процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
На первом этапе в старшем дошкольном возрасте, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели прогулки. А в подготовительном к школе возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для формирования структуры прогулки.
12
Заключение
Рассматривая проблему описания детьми структуры прогулки, мы сделали вывод, о том, что самостоятельная связная контекстная речь детей с ТНР является несовершенной. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Дети владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме, а также испытывают значительные трудности в программировании связного высказывания, в синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания. Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний требует мобилизации речевых и познавательных возможностей одновременно.
После развивающих занятий с использованием мнемопланшета, дети составляют описание структуры прогулки, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета.
Применение наглядных моделей в работе над монологической речью детей с ТНР позволяет педагогу впоследствии более успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме.
Содержание работы с мнемопланшетом соответствует основным положениям возрастной психологии и педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике образования.
Использование мнемопланшета открывает для педагогов огромные возможности для творчества во время прогулок.
13
Библиографический список:
1. Барсукова Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. //Логопед № 5, 2009.
2. Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я – говорю! М., 2007.
3. Бойкова С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет «Каро» 2010г.
4. Большева Т. В. Учимся по сказке. Санкт-Петерб. : “Детство-пресс”, 2001
5. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание – 1982 - № 3
6. Глинка Г. А. «Развиваю мышление и речь». Санкт-Петербург. 2000 г.
7. Глухов В. П., Труханова Ю. А. «Наши дети учатся сочинять и рассказывать».Москва, 13. Аркти, 2003 г.
8. Глухов В. П. «Формирование связной детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием». Москва, Аркти 2004 г.
9. Гурьева Н. Упражнения по мнемотехнике. Санкт-Петерб. : “Светлячок”, 2000.
10. Ефименкова Л. Н. «Формирование речи у дошкольников». Москва, Просвещение, 1981 г.
11. Журнал «Дошкольное воспитание». 2004 г. №6
12. Кралина М. В. Логика. Екатеринбург: “У- Фактория”, 1988.
13. «Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи». Под редакцией Ю. Ф. Гархуши. Москва, Сехачев В. Ю. Институт гуманитарных исследований. 2002 г.
14. Малетина Н., Помомарева Л., «Моделирование в описательной речи детей с ОНР».
15. Мухина В. С. «Детская психология». Москва, Просвещение 1985 г.
16. Носова Е. А., Р. Л. Непомнящая. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петерб. : “Детство-пресс”, 2004
17. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
18. Смышляева Т. Н., Корчуганова Е. Ю. «Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников». Журнал «Логопедия». 2005 г. №1
19. Стукалина В. П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое сентября”, 2009.
14