Светлана Ярыш
Макет режиссёрской игры «Кубанское подворье» для детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 «Буратино» муниципального образования город-курорт Анапа
Методическая разработка
Макет режиссёрской игры для детей 4-7 лет
Выполнили: воспитатели : Ярыш Светлана Валентиновна
Светлакова Аминат Хабдуловна
город-курорт Анапа 2022
Пояснительная записка
Публикация «Макет режиссёрской игры „Кубанское подворье“ для детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Деревенский двор, деревня. Макеты, наглядные пособия
- Игры для детей
- Кубанские народные игры
- Кубань
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Подготовительная группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Макет режиссёрской игры «Кубанское подворье» для детей 4-7 лет предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми 4-7 лет в детском саду и дома.
Макет даёт элементарные представления об устройстве быта кубанских казаков, о расположении, устройстве дома и построек для домашних животных, о структуре хозяйственно-бытовой деятельности в сельской местности. Основное отличие макета от других игровых пособий, является наглядность: уменьшенные копии строений передают образное восприятие действительности; вариативность: детали макета выполнены отдельными элементами, что позволяет создавать разные сценарии игры; возможность пополнения дополнительными деталями и предметами, которая даёт в перспективе использовать макет для усложнения и развития игровой деятельности в зависимости от образовательной задачи.
Макет «Кубанского подворья» включает в себя интеграцию образовательных областей. Интересен познавательными элементами, совместным изготовлением, игровыми действиями взрослых и детей. Макет сделал из экологических материалов: дерево, бумага, солома. Предусматривает использование мелких игрушек животных, небольшие модели сельхозтехники. Можно располагать на разных игровых поверхностях и с разной комбинацией элементов.
1. Теоретическая часть
Актуальность
В процессе реализации региональной программы «Всё про то, как мы живём», возникла потребность в наглядном, дидактическом, игровом материале. Появилась проблема, как в более доступной и интересной форме рассказать, показать детям традиции, культуру, природу Кубани; сформировать целостное восприятие уклада, быта казаков. Беседы, рассказы воспитателя, экскурсии в мини-музей не дают такого эмоционального отклика у детей, как игра.
Для этого необходимо было создать такую предметно-развивающую среду, которая могла быть использована как в игровой деятельности детей, так и как наглядное пособие на занятиях.
В нашей группе дети отдают предпочтения в игре с мелкими игрушками, которые способствует сюжетосложению, развёртыванию разнообразных комбинаций. Поэтому возникла необходимость создания макета, где дети в полной мере могли усвоить полезные знания и реализовать свой замысел игры как индивидуально, так и совместно в небольшой группой.
Для этих целей больше всего подходит макет режиссёрской игры, где ребёнок играя с мелкими предметами, может быть режиссёр. придумывая сюжет, организуя пространство. Также он может быть актёром и исполнять все роли или сопровождать своими словами. Таким образом, ребёнок осваивает моральные нормы, мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, формирует своё положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
По нашему мнению, одним из перспективных способов развития личности ребёнка является макетирование. Он даёт дополнительные возможности для развития игровой деятельности детей.
Поэтому было решено создать макет «Кубанского подворья», где можно было воссоздать в деталях быт казаков, наглядно продемонстрировать игровые действия в различных жизненных ситуациях.
Цель.
Создать в группе предметно-игровую развивающую среду, которая бы способствовала знакомству с традициями, культурой, бытом кубанских казаков. .Расширить опыт ребёнка через новые формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задачи.
Воспитательная:
Воспитывать интерес, любовь к родному краю, традициям и обычаям. Дружелюбие, умение работать в коллективе.
Развивающая:
- Развитие диалоговой речи.
- Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.
-Развитие моторики рук.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Активизация лексического словаря.
- Формирование навыков сочинительства.
- Формирование творческих способностей
Обучающие:
-Знакомство с условиями, быта, уклада жизни казаков Кубани. Закрепление и обобщение знаний детей.
- Решение конкретных задач на основе моделирование ситуации.
Интеграция образовательных областей:
речевое развитие;
познавательное развитие;
социально-коммуникативное развитие.
художественно-эстетическое развитие;
Макет «Кубанское подворье» реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО. Игровые сценарии с помощью макета формирует познавательный интерес и действия детей в различных видах деятельности, способствует развитию речи, внимания, мышления, воображения, обогащает знания о жизни, укладе, быте, нравственных устоях казаков. Игровой макет помогает реализовать основные принципы ФГОС:
– насыщенность – наличие нескольких комплектов игровых предметов и игрушек для создания различных сценариев у детей.
– вариативность – наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, их периодическая сменяемость и внесение новых предметов;
– трансформируемость – возможность изменения, перемещения элементов в зависимости от образовательной задачи;
– доступность – свободный доступ всех детей к макету, игрушкам, материалам.
Макет может быть использован как в игровой деятельности детей, так и наглядным пособием в образовательном процессе.
[i]2. Основы режиссёрской игры с использованием макетов[/i].
Для ребёнка игра – это жизнь. Действительно, ребёнок не может без игры. Это его естество. Отсутствие активной игровой деятельности приводит к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид деятельности ребёнка, в котором закладываются основы труда и обучения, приводящие к качественным изменениям психики.
Особое место в развитии ребёнка имеет сюжетно-ролевая игра. Разновидностью сюжетных игр являются режиссёрские игры, где персонажи исключительно игрушки. Дети дошкольного возраста любят играть с небольшими предметами, обыгрывая различные сюжеты. В режиссёрской игре проигрывается воображаемая ситуация, которая создаётся по инициативе самого ребёнка или небольшой группы детей. Ребёнок берёт на себя две роли: роль режиссёра, который придумывает сюжет и роль актёра, который может исполнять несколько ролей.
Режиссёрская игра лучше способствует ввести ребёнка в мир социальных отношений. В режиссёрской игре ребёнок реализует не только накопленные знания, но и вносит в неё свои мысли и переживания. Такие игры не только развлекают, но приносят пользу, развивая пространственное и творческое мышление. В начале игры ребёнок строит сюжет исходя из собственных желания и имеющихся предметов, но по мере развития игры, осваивая пространство, может дополнить, придумать новые постройки, создать другой ландшафт. При озвучивании героев дошкольник использует разные средства вербальной и невербальной выразительности. Преобладает интонация и мимика, так как ребёнок играет с неподвижной игрушкой. Игрушка помогает развитию воображения, улучшить коммуникативные навыки.
Благодаря макету режиссёрской игры дети учатся говорить, рассказывать, расширяют и активизируют словарный запас, развивают диалогическую форму речи, память, воображение.
Не всегда ребёнку легко вступить в общение со сверстниками или взрослыми. Для преодоления трудностей в общении лучше всего способствует режиссёрская игра, которая естественно подготавливает ребёнка к этому общению. Она развивает умение видеть ситуацию с разных позиций – ведь он играет разные роли одновременно или режиссирует игровую ситуацию.
Для развития воображения в режиссёрской игре необходимы условия:
Во-первых -индивидуальное игровое пространство для ребёнка.
Во-вторых -наличие достаточного количества и разнообразия мелких игрушек.
Поэтому создание макетов является наиболее целесообразным, так как наиболее отвечает этим условиям. Макет - это не просто модель пространства, но и совместная работа воспитателей, детей и родителей, где каждый может выбрать наиболее привлекательную деятельность.
Макет «Кубанское подворье» даёт детям возможность построить игровое пространство по собственному замыслу, в процессе игры добавить персонажей и атрибуты. Макет предназначен для организации игр детей в возрасте от 4 до 7 лет. Играть дети могут как индивидуально, так и коллективно группой до 4 человек.
Макет-модель «Кубанское подворье», представляющие собой целостный объект, воссоздающий в деталях устройство усадьбы казаков, организацию сельского труда на Кубани.
3.Технология изготовления макета режиссёрской игры
Изучение различных макетов для игр. ;
Изучение истории казачества Кубани, устройство быта, традиций, уклада жизни;
Определение цели и задач ;
Подбор картинок, иллюстраций о быте казаков;
Создание эскиза макета;
Изготовление подворья из фанеры и деревянных палочек (совместная работа с родителями);
Изготовление элементов макета вместе с детьми на занятии по ручному труду : хаты, постройки для домашних животных;
Изготовление домашней утвари, предметов мебели, плетени из папермассы и окрашивание красками (изготавливалась воспитателями)
Лепка детьми казачек из воздушного пластилина;
Изготовление казака и казачки из шерсти методом валяния родительницей;
Подготовка макета к игровой деятельности воспитателями: расположение предметов и игрушек в соответствии с игровой и обучающейся задачей.
Обдумывание сценариев игры, для предложения детям
Проигрывание сюжета игры;
Наблюдение и анализ за игровой деятельностью детей.
3.1 Характеристика макета «Кубанское подворье»
Название: макет «Кубанское подворье»
Возраст 4-7 лет, количество игроков 1-5 чел.
В макет входят следующие элементы:
Игровые платформы: двора, поля, пастбища, пашни - листы фанеры с покрытием из искусственной травы, соломой для поля пшеницы, фоармином для пашни.
Макеты хаты, строения для животных, печь - картон.
Плетень, домашняя утварь: самовар, чашки с блюдцами, ухват, глечик, макитра, рубель; предметы мебели: стол, лавки - папье-маше.
Фигуры казаков и казачек - воздушный пластилин, шерсть.
Мелкие игрушки домашних животных, маленькие модели сельскохозяйственной техники: тракторы, комбайны, сеялки, тележки для перевозки животных - покупные.
Макеты хаты и построек для животных выполнены из гофрокартона, обклеены бумагой и салфетками, покрашены акриловой краской. Крыша хаты покрыта соломой. Мелкие детали вылеплены из папермассы (тесто на основе салфеток и клея ПВА) и окрашены также акриловой краской. Казак и казачка сделаны из шерсти методом валяния, казачки вылеплены из воздушного пластилина детьми.
Уменьшенные копии предметов быта кубанских казаков передают точные представления о них.
4. Предполагаемые результаты
– У детей формируются представления об устройстве казачьего быта, о трудовой деятельности в сельской местности; о сезонности и последовательности сельхозработ на Кубани.
- у детей расширятся представления о растениеводстве и животноводстве Краснодарского края.
– дети узнают о традициях и культуре народа Кубани;
– дети научатся различать и называть предметы быта, орудия труда, название строений, название трудовых действий; расширится словарный запас по теме казачества
– у детей сформируется познавательный интерес к традициям родного края, ;
– дети научатся совместно с родителями находить информацию о культуре, истории, традициях казаков;
– дети научатся в игре отражать действия и отношения, характерные для уклада жизни казаков.
- у детей развивается воображение, что будет отражено на построении собственного сценария игры.
Заключение
При систематической и целенаправленной работе с данным игровым пособием создаёт условия для развития познавательного интереса дошкольников, развивает мышление, память, воображение у детей, что повлияет на сознательное отношение к приобретению знаний.
При правильном подборе игрового материала, дополнением новыми элементами, игра на макете ещё больше стимулируется.
Знания, полученные в беседах, рассказах, наблюдениях будут способствовать желанию дошкольников обыгрывать ситуацию с помощью игрушек. Что, несомненно, повлияет на закрепления таких знаний.
Фото материалов к макету режиссёрской игры «Кубанское подворье»
Фото двора с хатой и хозпостройками для животных
Казак и Казачка свалянные из шерсти Косоруковой Яной (мама воспитанника Вани Косорукова)
Предметы домашней утвари : чугунок, ухват, глечик, макитра, миска, самовар и чашки, сделанные из папермассы (папье-маше) воспитателями Светлаковой А. Х. И Ярыш С. В.
Казачка из воздушного пластилина и коромысло с вёдрами из папермассы.
Поле с пшеницей: на основе фанеры покрытой соломой. Колосья пшеницы декоративные, срезанные стебли из соломы. Комбайн и трактор - игрушки.
Пастбище: лист фанеры покрытый искусственной травой. Мелкие игрушки животных.
Процесс изготовления хозпостроек для животных из картона. Воспитанницы Полина, Маша и Лера делают коровник для Бурёнки.
Воспитанницы Лера, Маша и Полина слепили казачек из воздушного пластилина. Воздушный пластилин - уникальный материал. Пластичный как пластилин, но после высыхания не теряет форму, и его можно использовать как игрушку.
Процесс игры.