Светлана Шишкина
Методическая разработка Лого-игрового комплекса «Игрушечка-говорушечка»
▼ Скачать + Заказать документы
Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Особенно это касается организации деятельности с детьми, имеющими ОВЗ.
Публикация «Методическая разработка Лого-игрового комплекса „Игрушечка-говорушечка“» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2017
В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
Задача учителя – логопеда – сделать непосредственно образовательную деятельность интересной игрой, а не скучным занятием.
Авторское многофункциональное пособие лого – игровой комплекс «Игрушечка - Говорушечка» - это учебный материал, помогающий в проведении занятий по обучению грамоте и развитию лексико – грамматических средств языка, решает задачи развития артикуляционного и дыхательного аппарата, мелкой моторики. Данное пособие помогает формировать, расширять и активизировать словарный запас дошкольников. Не остались и без внимания развития психических процессов: памяти, внимания, воображения.
Конструкция данного пособия довольно проста: состоит из трех различных по тематике секций ширмы. Первая секция - «домик Язычка», который расположен в верхней ее части и служит не только для знакомства детей с органами артикуляции, но и позволяет ребенку кинестетически ощутить нужную артикуляцию того или иного звука. На крыше домика расположено окошко, по которому дети определяют, с каким звуком они будут знакомиться на занятии. Учатся дифференцировать понятия «звук» - «буква».
Над домиком по небу плывет тучка, несущая с собой весной и осенью – капельки дождя, а зимой – снежинки. Чтобы Язычку было весело, ребенку необходимо развеять «капельки» (подуть на них). Такое веселое упражнение не оставит равнодушным ни одного ребенка, а логопед решит задачу выработки направленной воздушной струи.
В средней части плывет по морю кораблик. Управляет корабликом буква – «капитан» занятия. Ребенок двигает кораблик, произнося звук изолированно. На дне морском живут рыбы (на липучке). Ребенок может посчитать рыб, найти самую большую или самую маленькую из них, описать и сравнить по внешнему виду.
В нижней части расположен лабиринт для отработки предлогов, развития мелкой моторики, автоматизации звуков изолированно, в слогах, словах.
Вторая секция ширмы – это радужная карусель. На этой карусели можно покатать объекты, предметы на определенный звук, выложить звуковую схему, разделить слова на слоги, составить описательный рассказ по картинке, поработать над составлением предложений. Затем, ребенок спускается в нижнюю часть секции и собирает лепестки к ромашкам. Это упражнение способствует решению нескольких задач – формирование слоговой структуры; развитие фонематического восприятия; уточнение родовых понятий.
Третья секция направлена на развитие связной речи ребенка и дает возможность самому выбирать тему, идею для составления рассказа, истории, сказки. На секции нашиты различные крючки, липучки, для крепления объектов и предметов. Все игрушки, буквы сшиты из яркого фетра, мягкого и приятного на ощупь.
В нижней части поселилась «Умная сороконожка». Ее цветные сапожки помогают выполнить звуковой анализ слов. Цветовая гамма сапожек характеризует звуки (синий – твердый согласный звук, зеленый – мягкий согласный звук, красный – гласный звук). Инструкция для ребенка: «Сороконожка пойдет гулять, если ты наденешь ей правильно сапожки, звуковая схема должна соответствовать слову – картинке на «тельце» сороконожки.
Красочный лого – игровой комплекс «Игрушечка - Говорушечка» позволяет решать все задачи речевого развития ребенка. Особенности детей с ОВЗ направляют педагогов искать наиболее продуктивные методы и приемы работы с детьми данной категории. Занимаясь по этому пособию, ребенок может менять позу (стоя, сидя, лежа на коврике, что характерно для некоторых детей с ОВЗ).