Козлова Юлия Сергеевна
Урок скульптуры по программе Дпоп «Живопись» в 5 классе «Лепка натюрморта в рельефе»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Теоретическая часть___ стр. 3-5
2. Конспект урока ___ стр. 6-8
3. Приложение___ стр. 8-15
Теоретическая часть.
Методическая работа «Лепка натюрморта в рельефе» разработана на
Уроке : «Скульптура» Дополнительной пред. профессиональной образовательной программе «Живопись», срок обучения 5 лет.
Публикация «Урок скульптуры по программе Дпоп „Живопись“ в 5 классе „Лепка натюрморта в рельефе“» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Рельефная, барельефная лепка
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Методика проведения урока по дисциплине «Скульптура» по теме: «Лепка
натюрморта в рельефе» разработана на основе личного педагогического опыта. В данной методической разработке предложены доступные методы изучения темы и способы лепки. Методическая разработка может быть использована преподавателями художественных отделений ДШИ, ДХШ, а также при самостоятельном освоении техник при работе с керамикой. Скульптура-особый предмет, способствующий развитию объёмно пространственного мышления и пластического чувства у учащихся, совершенствующий глазомер и способность к ручной работе. Даёт учащимся необходимые навыки и умения передавать в объёме характер задания. Имеются две разновидности скульптуры : круглая скульптура, свободно размещающаяся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения располагаются на плоскости. Роль рельефа, как вида скульптуры, весьма значительна. Он обладает древней историей, большими художественными возможностями и техническими особенностями.
Рельеф возник и получил свое развитие вместе с архитектурой, по своему характеру в отличие от круглой скульптуры близок к светотеневому Рисунку или живописи в передаче перспективного изображения на плоскости.
Отличительной чертой является то, что рельеф трёхмерен и осязаем. Что представляет собой рельеф? –это изображение, частично выступающее над плоскостью.
Разделяется на основные виды рельефа :
1. Барельеф – низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема или своей толщины. 2. Горельеф – высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема или своей толщины. В горельефе скульптурное изображение может лишь слегка прикасаться к фону, а иногда и отделятся от него.
3. Контррельеф - является видом углубленного рельефа, который часто используется как матрица для создания барельефа. Он представляет собой некое подобие негатива барельефа, изображение в таком рельефе не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь. Контуры и изображения словно процарапаны скульптором на поверхности камня. В предмете «Скульптура» Дополнительной пред. профессиональной образовательной программы «Живопись» задания по теме «Рельеф» составляют третью часть аудиторной нагрузки. Задания на протяжении 5 лет обучения усложняются от простых к сложным. В первом классе задания построены так, чтобы учащиеся могли освоить основные принципы работы с рельефом. Темы уроков : лепка листа в рельефе, декоративный рельеф «Сказочный подводный мир». Во втором классе задания направлены на изучение построения рельефа с элементами перспективы, используется принцип наклонных плоскостей, учащиеся изучают особенности передачи глубины пространства и перспективы в рельефе : интерьер, городской пейзаж. В старших классах темы : портрет человека, наработка опыта рельефной лепки лица; рельеф по репродукции, закрепление методов построения объема по теме «Натюрморт в рельефе», следует обратить внимание учащихся на плановость в композиции, связь формы с фронтальной поверхностью, пластику формы, деталировку формы. Лепка натюрморта в рельефе. Перед началом работы над лепкой рельефа, преподаватель должен обязательно провести вступительную беседу с показом лучших рельефных работ, хранящихся в методическом фонде, а также иллюстрации рельефов с произведений скульпторов – классиков. Значимость данной работы очень велика для освоения последующего задания. Подбор иллюстраций, по которым будут лепить рельефное изображение “ Натюрморт с фруктами” самостоятельное домашнее задание для учащихся. Разработка эскизов не менее важная часть работы, поскольку даёт возможность найти наиболее удачное решение композиции. Эскизы будущего рельефа рисуем карандашом на бумаге размером 10х15 см. Эскиз должен отображать основную идею композиции и её мотив. Формы и объём предметов натюрморта должны подчиняться основному стилю, ритму, настроению композиции. В композиции нужно определить основные предметы натюрморта, которые будут находиться на переднем плане и второстепенные, что должны быть расположены на втором плане рельефа. Выбор материала для выполнения задания определен возможностями школы. Как правило, основным материалом при работе на уроке скульптуры является глина. Это самый податливый из всех существующих материалов. Глина - уникальный, наиболее благоприятный для применения в детском творчестве природный материал. В старших классах художественной школы, работая над рельефом можно использовать скульптурный пластилин, к этому возрасту происходит постановка руки у учащихся и развивается мелкая моторика пальцев. Учащиеся осваивают скульптурный пластилин и обладают достаточными навыками работы стеками. Для первого этапа лепки рельефа необходимо подготовить плинт - на доску кладут ком глины и расплющивают его до нужной толщины (7-10 мм). После этого стеком обрезают края, выравнивают поверхность. Точно также, можно лепить рельеф и в пластилине. Подготовить плинт (5-10 мм, выровнять его толщину, нанося, где мало и срезая металлической линейкой, где лишнее. После подготовки основания, ножом или иным острым инструментом, композиция с эскиза переносится на основание. Принципиальным здесь является перенос с эскиза всех ценных качеств: интересно найденного расположения предметов, пропорций предметов друг к другу, направлений основных линий, общего ощущения от композиции. После того, как нанесен рисунок, по нему набирается глина. Рисунок при этом должен только выигрывать, а не затираться, не становиться аморфным. Сразу можно задать максимальную высоту рельефа, что будет наиболее выступающим, а что — менее. Когда толщина набрана, нужно уточнить общий рисунок по силуэтам и рисунок выступающих частей. Для этого, нужно помнить, что работа ведется с расстояния. Предметы не должны казаться разрезанными пополам и приставленными к фону. Края объектов лучше делать не сходящими на нет в фон, а имеющими небольшую, перпендикулярную фону толщинку. Таким образом, создается ощущение пространства между предметами и перспективы. Работа ведется от общего к частному. Не следует заканчивать преждевременно отдельные участки. Желательно чтобы к моменту завершения был проработан весь натюрморт в целом. Особое внимание нужно уделить последнему этапу, то есть завершению лепки рельефа. Здесь учащиеся должны заняться уточнением рельефной формы всех элементов натюрморта, передачи характера формы, глубины пространства в рельефе, цельности всей рельефной скульптурной пластики. По окончании процесса работы над рельефом натюрморта, преподавателю нужно сделать просмотр выполненных рельефов натюрморта, провести обсуждение, выделить лучшие работы. Самым сложным в процессе ведения лепки рельефа является умение передавать объем элементов рельефа в зависимости от глубины пространства, перспективу и плановость передаваемой композиции. Учащиеся должны понять и научиться передавать объемные формы в рельефе, располагая их на предметной плоскости. Лепка рельефа натюрморта дает возможность этому научиться и выполнять работу грамотно. Преподаватель должен проделать большую методическую работу в усвоении учащимися теоретических знаний, умений и навыков по правильному ведению практической работы над рельефом, давать в полном объеме всю информацию о методах и техниках ведения лепки рельефной поверхности, отвечая на возникающие вопросы. В случае необходимости самому показывать практически, как необходимо лепить в рельефе ту, или иную объемную форму. Огромное значение в объяснении методов ведения процессов работы над заданиями по выполнению рельефа.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО СКУЛЬПТУРЕ
ТЕМА: «Лепка натюрморта в рельефе»
ЦЕЛЬ УРОКА : формировать практические умения и навыки учащихся; научить изготавливать рельеф при выполнении натюрморта.
ЗАДАЧИ образовательная: познакомить учащихся с видами рельефа; развивающая: развивать у детей передачу объёма форм, пропорции, компоновать тела развивать у учащихся умение передавать при лепке
воспитательная: выработать способность вести длительную работу.
ТИП УРОКА : усвоения новых знаний
ВИД УРОКА : практикум
МЕТОДЫ РАБОТЫ: словесный, наглядный, репродуктивный, практический.
КОЛ-ВО ЧАСОВ:10 часов
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УРОКА : натюрморты, таблица
«Выполнение рельефа поэтапно»
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: альбом, ручка, формат А-4, графический карандаш, скульптурный пластилин, стеки, клеенка 50х50 см, тряпочка для рук, картон 15*20
План урока
1 урок – 2 часа
1 Лекция с изучением наглядного материала. Дать понятие о
видах рельефа в скульптуре. Просмотр примеров 30 мин.
2 Разбор темы. Ориентирование на схему «План разбора темы» для фронтальной работы. Ответы учащихся.
Диалог. 10 мин.
3 Практическая часть. Стимулирование учеников к самостоятельному выбор. Работа с наглядным материалом. Формат А4. 40 мин.
Выполнение поисковых эскизов не менее 4-х вариантов (Натюрморт). Напомнить, чтоб они не отходили от заданной темы. Помочь использовать в работе над композицией собранный материал, выбрать одну зарисовку, способствующую более выразительному решению, А-4, графический карандаш. Работа над поисковыми эскизами.
2 урок – 2 часа
4 Практическая часть.
Рисунок в натуральную величину придерживаясь заданного размера на формате А4. Проверка исследовательской деятельности на уроке (порученных заданий на дом).
Опрос пройденного материала на прошлом уроке. Уточнение и дополнение деталей. Работа над наиболее интересным и выразительным наброском. Перенос натюрморта в натуральную величину придерживаясь заданного размера. 40 мин.
5. Практическая часть.
Изготовление плинта. Таблица «Выполнение натюрморта поэтапно». Беседа о натюрморте. Намечаем основные предметы. 40мин.
3 урок – 2 часа
6. Проработка крупных предметов натюрморта, первый план 40 мин.
7. Практическая часть. Набрать массу. Физминутка. Проработка мелких деталей натюрморта, оценить ее выразительность, цельность. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения. 40 мин.
4 урок -2 часа
8. Практическая часть. Добрать массу, уточнение объемов и пропорций, мелких деталей. Самостоятельная работа под контролем учителя. Правильно использовать по назначению различные стеки и петли. 80 мин. 5 урок – 2 часа
9. Завершающий этап практической деятельности над темой «Создание рельефа в натюрморте». Обращение к ранее накопленным знаниям и умениям учеников. Приступить к проработке детальности Внимание на силуэт, игру света и тени. 40 мин.
10. Просмотр работ и подведение итогов.
Оценка творческих достижений
Анализируя уровень собственных успехов и неудач. 40 мин.
Приложение:
1. Г. Ева 11лет, 5(8) Б, Натюрморт, скульптурный пластилин, пр. Козлова Ю. С.
2. М. Андрей 11 лет, 5(8) А, Натюрморт с виноградом, скульптурный пластилин, пр. Козлова Ю. С.
3. М. Алена 11 лет,5(8) Б, Натюрморт, скульптурный пластилин, пр. Козлова Ю. С.
4. П. Екатерина 11 лет, 5(8) А, Букет с ромашками, скульптурный пластилин, пр. Козлова Ю. С.
5. П. Дарья 11 лет, 5(8) А, Натюрморт, скульптурный пластилин, пр. Козлова Ю. С.
6. Р. Алиса 12 лет, 5(8) А, Натюрморт, скульптурный пластилин, пр. Козлова Ю. С.
7. С. Карина 12 лет,5(8) Б, 4(8) А, Натюрморт, скульптурный пластилин, пр. Козлова Ю. С.
8. Т. Кристина 11 лет,5(8) А, Фрукты, скульптурный пластилин, пр. Козлова Ю. С.