Плотицина Валентина Александровна
Методическая разработка «Досуговая деятельность по приобщению дошкольников к основам православной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно - духовного здоровья человека.
Публикация «Методическая разработка „Досуговая деятельность по приобщению дошкольников к основам православной культуры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно - образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.
Культурно - досуговая деятельность многообразна. Ее можно классифицировать как: праздники и развлечения, досуги, самостоятельная творческая деятельность.
Рассмотрим каждую из них…
Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогическое воздействие на детей. Организуя детский праздник необходимо.
- во - первых, рассматривать его как важную самостоятельную форму культурно - досуговой деятельности.
- во - вторых, не забывать о том, что его можно характеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии.
в - третьих, необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности
ПРАЗДНИК - это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем.
По содержательной направленности праздники можно классифицировать:
государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города.
международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;
православные : Рождество, Пасха, Троица, Покров, Преображение
бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу, традиционные праздники в детском саду или группе, у нас это дни ангела.
праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник чаще всего эти праздники организуются в период летней оздоровительной компании и соответствуют тематическим неделям.
Структура праздника: танцы; пение; художественное слово; инсценирование стихов, сказок; постановка пьес; шутки, сюрпризы; игры; игра на детских музыкальных инструментах; оформление зала; привлечение родителей.
РАЗВЛЕЧЕНИЕ – носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки.
В практике работы дошкольных учреждений используют три вида развлечений: дети являются только слушателями или зрителями, дети – непосредственные участники; участниками являются и взрослые, и дети.
По содержательной направленности развлечения можно классифицировать:
- театрализованные (кукольный и теневой театры, театр игрушки, плоскостной театр, фланелеграф и др.);
- познавательные: КВНы и викторины на темы обычаев и традиций родной страны; экологические;
- спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования и эстафеты;
- музыкально – литературные концерты
- просмотр видео- и телефильмов, слушание аудиозаписей
К развлечениям относятся шутки, загадки, сюрпризные моменты.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - рассматривается как культурно-досуговая деятельность ребенка. Обычно чем культурнее человек, тем разнообразнее его досуг, который он использует для творческой деятельности.
У всех детей есть способности. Дошкольники от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда обладают необходимыми навыками и умениями, поэтому следует создавать необходимую творческую проектировочную среду.
На развитие творчества детей большое влияние оказывает организация занятий, в детском саду по художественной, театральной, музыкальной деятельности. Основная цель этих занятий – обеспечить каждому дошкольнику уверенность в своих возможностях и способностях.
Таким образом, все перечисленные виды досуговой деятельности очень интересные, разнообразные и доступные для маленьких детей. Каждый ребенок – это, прежде всего личность, обладающая своим характером, способностями, интересами, а также богатым внутренним миром.
Охарактеризовав культурно - досуговую деятельность мне хотелось бы более подробно остановиться на православных праздниках.
При организации православных праздников наше дошкольное учреждение ставит перед собой следующие задачи духовно – нравственного и патриотического воспитания.
Удивительное и загадочное событие русской народной культуры – православные праздники. Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям ознакомиться с праздниками церковного календаря, мы имеем возможность привлечь их к истокам православной культуры.
Православные праздники в детском саду положительно влияют на всех детей. Ребята еще долго сохраняют радость от праздничного события. Благодаря этим праздникам дети дошкольного возраста накапливают знание о различных церковных праздниках.
Более подробно рассмотреть организацию и проведение государственных праздников, которые можно наполнить духовно - нравственным смыслом. Это такие праздники как: День знаний, День матери, Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День победы, выпуск детей в школу, день семьи любви и верности.
Почему пал выбор на эти праздники. Наверно по тому, что это возможно реализовать каждому учреждению вводя элементы православия в них.
Расскажу, как мы обогатили свои праздники и наполнили их духовно – нравственным содержанием. Начнем по порядку….
Первым открывает учебный год праздник «День знаний», который вы все проводите, у нас в этот день кроме праздника проходит молебен на начало учебного года. Мы приглашаем священника, и он дает благословение на учебный процесс.
После праздника, во второй половине дня, на кружке по основам православия. Дети знакомятся с житием святых Кирилла и Мефедия учителей словенских по средствам мультимедийной презентации. На занятии ребята узнают много нового о славянской письменности и первых печатных книгах.
Следующий праздник, который наверняка проходит в каждом дошкольном учреждении «Праздник осени». Основным содержательным компонентом праздника является рассказ ведущего или батюшки, если он присутствует на празднике, о чудесной помощи Пресвятой Богородицы После рассказа следуют стихи о Пречистой Деве и инсценировка «Как Богородица помогла детям». В остальном праздник проходит в обычном режиме с играми, песнями, плясками, стихами об осени.
Особую роль в жизни ребенка, в формировании его личности играет мама. «День Российских матерей» является государственным праздником. Основной целью, которого является: повышение социальной значимости материнства. Формировать любовь, нежность и уважение к самому родному человеку на земле – маме и умение ценить материнскую заботу и любовь.
У нас на Кубани с 2010 года введен Единый все кубанский классный час посвященный «Земной жизни Пресвятой Богородицы».
Особенность проведения праздника заключается в том, что знакомя детей с земной жизнью Пресвятой Девы Марии, стараемся установить взаимосвязь Матери Небесной и матери земной, воспитывая у детей чувства милосердия, доброжелательности, великодушия, любви и почитания матери через почитания Пресвятой Богородицы.
Получив план - программку методического объединения, многие из вас заметили, что данное мероприятие целиком и полностью посвящено организации и проведению этого праздника. Надеемся, что наши советы и рекомендации помогут вам организовать данный вид работы в своих дошкольных учреждениях
Накануне встречи нового года, заглянув в церковный календарь, мы увидим замечательный день памяти Николая Чудотворца. В этот день мы организуем с детьми беседу о житие святого его чудесах, подводя разговор к тому, что в основу новогоднего гостя Деда Мороза, лег образ святого, его щедрость и милосердие, и любовь к нуждающимся.
Праздничному занятию посвященному «Дню защитника Отечества» предшествует большая предварительная работа. В рамках месячника по воено-патриотическому воспитанию проходит комплекс мероприятий. Это рассказы воспитателя о подвигах Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Васильевича Суворова; слайд фильм об Илье Муромце; викторине о роде войск; рассматривание иллюстраций военной техники, походам к местам воинской славы, встречи с кубанским казаками и конечно же проведение соревнований и эстафет среди мальчишек на быстроту и ловкость.
«Международный женский день» - этот праздник проходит у нас как праздник весны и мам. На этом празднике все песни, стихи, посвящены мамам и бабушкам. Мы считаем, что проявление любви и заботы, по отношению к мамам и бабушкам ни когда не бывает лишней.
«День победы» - в этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах.
В рамках этого праздника организуется походы к местам боевой славы, фотовыставка «Дети войны», слайд - фильм «Священная война», мультипликационный фильм «Уроки истории», читаются рассказы военных лет, разучиваются стихи и песни, готовятся подарки ветеранам. На концерт приглашаются все те, кто в той или иной степени имеет отношения к военным действиям, это им все песни, стихи, инсценировки подарки.
Одним из направлений нашей работы является тесная связь с родителями бабушками и дедушками, как представителями старшего поколения, в жизненном опыте которого еще сохранились воспоминания о событиях военных лет. Ведь чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближним окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Прикосновение к истории своей семьи, своего народа вызывают у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого.
В рамках этой работы и проходит праздник дня семьи и верности – главным символом, которого является прекрасный нежный цветок - ромашка.
Главные действующие лица в этот день – семьи. Для них добрые слова, поздравления, конкурсы песни и танцы. Многие семьи в этот день активно участвуют в мероприятиях детского сада, выступают с опытом семейного воспитания на творческих встречах, выпускают семейные газеты, гербы, девизы, геонеологические древа своего рода.
Задушевные беседы с детьми о традициях отношений к самым близким людям, к матери, отцу, бабушке, дедушке о корнях связывающих их с родным домом и ближайшим окружением, знакомим с кубанским бытом, семейными традициями. Но самую главную духовную ценность этого праздника составляет рассказ воспитателя о житие благоверных преподобных супругах князей Петра и Февронии Муромских, показавшим всем на подлинную любовь и верность.