Калашникова Елена
Методическая разработка «Круги Луллия»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка : "Круги Луллия"
Воспитатель: Калашникова Елена Алексеевна
МБДОУ детский сад №83 г. Владикавказ
Пояснительная записка:
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Темочки:
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей младшего дошкольного возраста является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко.
В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников.
Данное пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Для удобства в работе с детьми, изготовленные из картона круги, проламинировали.
В современном образовательном процессе это круги с картинками, подобранные по разным изучаемым темам. Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата.
Данное пособие используется для работы с детьми 3-4 лет.
Цель: создание условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций, поддержание познавательного интереса у детей.
Задачи:
- обогащать активный и пассивный словарь ребенка;
- закрепить знание правила дорожного движения;
- развивать познавательную активность;
- развивать логическое, наглядно – образное мышление;
- развивать сенсорные способности;
- развивать речь,
- развивать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении
цели;
- воспитывать эстетические чувства, старание, усидчивость;
- воспитывать желание детей участвовать в совместных игровых действиях,
укреплять навыки содружества педагога и детей.
Нельзя не отметить универсальность и многофункциональность игрового материала, используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре.
Дидактическое игра: «Чей малыш?»
Цель: учить детей правильно определять и находить детенышей.
На малом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (собака, курица, лиса и т. д., на большом - их детенышей.)
Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.
Дидактическое игра: «Чей хвост?»
На большом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (белка, медведь, волк, лиса и т. д., на маленьком - их хвосты.
Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на нижнем круге, затем отыскивает на верхнем круге изображение его хвоста и, поворачивая этот круг, совмещает их.
Дидактическая игра: «Среда обитания животных».
Цель: учить детей определять среду обитания. Побуждать к объяснению практической значимости необычной части.
Дидактическая игра :"Все профессии нужны, все профессии важны".
Цель: формировать представление о том, что такое профессия; вызвать интерес к разным профессиям; обогащать словарный запас детей; совершенствовать умение чётко отвечать на поставленные вопросы; воспитывать уважение и значимость к людям разных профессий.
Дидактическая игра: "Путешествие по сказкам".
Цель: развивать у детей воображение на примерах изменения места действия в сюжете сказки.
- развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки.
- учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки.
- развивать желание детей участвовать в совместных игровых действиях, укреплять навыки содружества педагога и детей.
Круги Луллия можно использовать :
• при организации индивидуальной работа или организуя работу с детьми в малых группах (подгруппах);
• в игровой деятельности вне занятий (НОД) в качестве игровых упражнений и заданий;
• в самостоятельной деятельности детей.
Заключение: Пособие круги Луллия способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение детей, обеспечивает восприятию нового материала. В результате применения кругов Луллия в играх разной тематической направленности дети легко вступают в групповые беседы, учатся отвечать на проблемные вопросы, отстаивать свою точку зрения, обогащается словарь; у детей развивается логическое мышление и творческое воображение.