Юлия Сергеевна Сало
Круги Луллия как средство развития интеллектуально-творческих способностей дошкольников
▼ Скачать
Содержание
1. Введение…. 4
2. Интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр с Кругами Луллия….7
3. Варианты игр и упражнений с «Кругами Луллия»…. …10
3.1 Варианты игр и упражнений на подбор соответствия…. …. 10
3.2 Варианты игр и упражнений с элементами случайности в установке колец….11
3.3 Игры на развитие творческого воображения…12
Заключение…13
Публикация «Круги Луллия как средство развития интеллектуально-творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Список использованных источников и электронных ресурсов….15
Приложения….…17
Каждый ребёнок изначально талантлив и
даже гениален, но его надо научить
ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь
максимум эффекта.
Г. С. Альтшуллер
Введение
Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы его дальнейшего развития.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка и его умственного развития. [3]
В Федеральном стандарте дошкольного образования определены подходы и принципы построения образовательного процесса, который должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, служить развитию способностей и творческого потенциала каждого ребёнка. [11]
Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, умений и навыков с учетом требований современной жизни и деятельности. Традиционное обучение даёт ребёнку знания. Но в настоящее время в системе образования на первый план выдвигается не столько процесс получения новых знаний, сколько умение оперировать ими. Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к формированию способности к активной умственной деятельности, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. [5]
Современный этап педагогической практики - это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка.
Актуальность. В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. Уделяется большое внимание интеллектуально - творческому развитию детей. Одна из задач, находящихся в поле зрения — совершенствование способов общения с ребенком в направлении личностно - ориентированного взаимодействия, что способствует раскрытию творческого потенциала детей. В связи с этим, вопрос полноценного развития интеллектуальных, познавательных, творческих способностей у детей дошкольного возраста остается одним из первостепенных на сегодняшний день самостоятельно мыслящие люди, проще адаптируются в современном обществе.
В последнее время для детей дошкольного возраста появилось огромное количество новых игр и развлечений. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционных наглядных средств бывает не достаточно для привлечения их внимания. Возникает необходимость применения педагогами новых форм работы, методов и технологий для всестороннего развития ребенка.
В отличие от традиционной образовательной схемы «знания – умения – навыки», сегодня актуальны педагогические системы и технологии, направленные на раскрытие и формирование у дошкольников индивидуальных, творческих способностей, креативного мышления, отступление от шаблонных решений и поиск собственных уникальных идей. [13] Одной из современных и эффективных педагогических технологий, которая активно используется в нашем детском саду, стало направление ТРИЗ – технологии (Теория решения изобретательских задач) - метод «Круги Луллия». Создан был еще в 13 веке философом Раймондом Луллия, а современные авторы ТРИЗ-технологии адаптировали ее к образовательной деятельности с дошкольниками с целью развития, с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой - поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения у детей. [6] Новизна данной методической разработки заключается в дополнении и внесении новых элементов данной технологии в разные виды детской деятельности, которые будут способствовать формированию и интеллектуальных способностей, и творческому развитию детей.
Цели использования:
Главной целью использования ТРИЗ-технологии (кругов Луллия) является - развитие мышления, речи, воображении, детского творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с кругами Луллия.
формировать целостную картину мира;
воспитывать интерес к поисковой деятельности, стремление разрабатывать необычные варианты составления и решения задач;
развивать речь, память, творчество, воображение;
развивать мышление;
развивать художественно-эстетические навыки детей.
ЗАДАЧИ:
Игровые упражнения с детьми по «кругам Луллия» решают следующие задачи:
формируют понятия "признак", знакомят с именами признаков;
учат восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей между объектами;
развивают навыки фантастического преобразования объектов;
формируют чувствительность к проблемам.
2. Интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр с Кругами Луллия
На сегодняшний день «Круги Луллия» являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Метод «луллизма» насыщает любой вид детской деятельности своей «изюминкой», вносит элемент игры в занятия, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу, превращает любой вид деятельности детей в увлекательное путешествие с поиском творческого решения задач. [10]
Преимущество данного метода перед другими заключается в следующем:
Во – первых, позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре, а, как известно, игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста.
Во – вторых, простота конструкции дает возможность педагогу самостоятельно изготовить конструкцию кругов для работы по разным темам для проведения любой игры или занятия.
В – третьих, использовать его можно с детьми всех возрастных категорий, во всех видах детской деятельности: на занятиях, в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка, в самостоятельной деятельности детей.
В – четвертых, может использоваться и для индивидуальной работы, и для групповой.
Центральное место данного метода занимает многофункциональное пособие – «Круги Луллия», которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. [8] При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора, которые наполнены картинками определенной тематики – по задумке педагога. Количество кругов и секторов может зависеть не только от возрастных особенностей детей и от уровня сложности заданий. (Фото в Приложении 1)
Методические рекомендации по построению уровня сложности системы «Кругов Луллия» обозначены в Приложение 2.
Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать световосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать. [15]
«Круги Луллия» являются великолепным средством для развития интеллектуально – творческих способностей детей и имеет богатый, неизрасходованный потенциал. Кроме того, метод «луллизма» обеспечивает интеграцию образовательных областей:
- социально-коммуникативное: развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- познавательное развитие : развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др).
- речевое развитие : обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи, развитие речевого творчества;
- художественно-эстетическое развитие : театрализованная деятельность, создание замысла;
- физическое развитие : крупная и мелкая моторика обеих рук, координация движений.
Метод «луллизма» в своем применении имеет минимальные возрастные ограничения и может использоваться для работы с детьми, начиная с 3 летнего возраста как в совместной деятельности с педагогом, так и во время НОД, для закрепления полученных знаний.
Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, активизируется творческая и мыслительная активность у детей. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Игры с «Кругами Луллия» в направлении интеллектуально-творческого развития детей условно можно разделить на несколько категорий:
1. Игры на подбор соответствия.
2. Игры с элементами случайности в установке колец.
3. Игры на развитие творческого воображения (игры с фантастическим заданием). [12]
3. Варианты игр и упражнений с «Кругами Луллия»
3.1 Игры на подбор соответствия
Для детей младшего дошкольного возраста можно предложить игры с простыми заданиями на соответствие.
Дидактическая игра "Кто что ест?"
Задачи: закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании; развивать речь; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного путём вращения круга.
Для детей 5-7 лет: Дидактическая игра «Дорожные знаки»
Цель игры: учить находить нужные дорожные знаки в зависимости от ситуации. Помочь детям запомнить дорожные знаки. Развивать логику, мышление. Воспитывать внимание, сосредоточенность.
Ход игры:
Дети рассматривают на 1 круге картинки - больница, кафе, заправка, автомастерская, кемпинг, телефонная будка, пост ДПС, автомойка. На 2 круге картинки - знаки сервиса. Первый вариант: В игре участвует малый круг, на котором изображены знаки. Педагог называет знак, а ребёнок ищет картинку, обозначающую этот знак. Второй вариант: так же в этом варианте игры можно использовать 2 круга. Нужно найти знак, соответствующий сюжетной картинке и навести на него стрелку, и соединить эти две картинки.
Математические игры «Сосчитай и найди» Нужно найти каждой цифре соответствующую картинку с количеством предметов. Также возможен вариант математической игры на состав числа. (Фото в Приложении 3)
3.2 Варианты игр и упражнений с элементами случайности в установке колец.
В такого варианта играх детям нужно одновременно раскрутить два кольца. Ответ ребенка зависит от того какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка первого кольца сочетается с любой картинкой второго кольца и наоборот. Именно за этот элемент случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям. (Фото в Приложении 4)
Игра «Где спрятался звук».
Цель: совершенствование навыков звукового анализа, обучение грамоте, расширение и активизация словаря.
Описание игры:
Игра проводится в паре или с подгруппой детей. На 1-ом круге схема, на 2-ом круге буквы, на 3-ем круге картинки. Необходимо к картинке подобрать букву и определить положение звука в слове. Все свои действия дети сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте.
Игра «Один – много».
Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Описание игры: На одном круге картинка с изображением одного предмета, на другом – с изображением нескольких предметов. Ребенок подбирает пару.
Игра «Назови сколько».
Цель: совершенствование грамматического строя речи.
Описание игры: на одном круге разные цифры, на втором предметные картинки. Дети, раскручивая круги, называют количество предметов (одна сова, пять собак).
3.3 Игры на развитие творческого воображения.
Дети по очереди раскручивают кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация.
1. Например, совпали картинки «зайчиха» и «лисята». Задаем вопросы: «Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить?» Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, нереальные, значит можно дать волю фантазии.
2. Или иллюстрация из сказки "Три поросенка" и сковорода из сказки "Федорино горе" К. Чуковского. Как сковорода может помочь поросятам справиться с волком?"
3. Или, например, выпала комбинация «Лиса в море». Может быть, лису везут пароходом в новый зоопарк? «Лиса в болоте» - погналась за добычей и, вот и завязла, бедная. «Лиса в деревне» - опять кур крадет. «Лиса в городе» - в зоопарке, в гостях и т. д.
4. "Необычные вещи" Цель. Учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практической значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей. Материал. На стержне - два круга (на большом - изображения объектов, на маленьком - частей этих объектов). Сначала ребенку дается реальное задание: "Посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором". Затем ребенок решает фантастическое задание: "Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, здание и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать".
Варианты наполнения колец и способы игр и заданий к ним каждый педагог может выбирать самостоятельно, а можно к этому подключить и детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Использование современных технологий и методов в работе с детьми - несомненно, интересное, творческое, перспективное направление в педагогике.
Работа с кругами Луллия интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе дошкольного образования, дополняет ее с получением большей эффективности в результатах.
Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием выполняют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
Анализируя результаты после некоторого времени постоянной работы с «Кругами Луллия», стало понятно, насколько они помогают реализовать все возможности детей, с учетом их психологических особенностей. Так же было выявлено, что дети научились группировать предметы по общим признакам, находить причинно-следственные связи между объектами; у детей происходит систематизация знаний об окружающем мире, развивается творческое воображение и мышление, обогащается словарный запас. Воспитанники учатся свободно высказывать свои мысли и самостоятельно принимать решение проблемных ситуаций, фантазировать. Они проявляют инициативу, самостоятельно придумывают игры, правила к ним, самостоятельно изготавливают карточки с различным содержанием; - дети стали чаще помогать друг другу, взаимодействовать друг с другом, переносить свой опыт из игр в реальную жизнь. Эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи, развитие интеллектуально - творческого мышления и воображения, развитие культуры общения. Внедрение элементов метода «Круги Луллия» в работу с дошкольниками позволяет воспитывать, развивать и обучать их под девизом - «Творчество во всём!».
В практической деятельности метод работы с Кругами Луллия был бы интересен для педагогов разного профиля, будь то воспитатель, психолог или учитель-логопед. Каждый обязательно найдет свое направление в этом замечательном «бездонном» для творчества методе работы.
Учиться должно быть интересно!
Варианты использования этой методики безграничны.
Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста.
Наша задача дать детям инструмент для познания окружающей действительности и тогда весь мир будет в их руках!
Список использованной литературы и электронных ресурсов:
1. Альтшуллер, Г. С., Алгоритм изобретения. – М. : «Московский рабочий», 1973.
2. Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Минск, 2007.
3. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Л. Г. Нисканен. - М. : Академия, 2009.
4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М Дорофеевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
5. Меерович, М. Технология творческого мышления. – 2-е изд. – М. : Альпина Паблишер, 2016.
6. Орлов, М. А. Нетрудная ТРИЗ. – М. : Солон-пресс, 2014.
7. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ).
8. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия. – М. : АРКТИ, 2011
9. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н., Лелюх СВ. Развитие творческого воображения методами ТРИЗ и РТВ// Ребенок в детском саду, № 2, 2006
10. Тарасенко, Т. В., Казьмина, Э. В. Использование кругов Луллия в познавательно-речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. // Символ науки. – 2016. – №10.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.
12. https://vospitatelyu.ru.
13. https://ext.spb.ru.
14. https://konspektiruem.ru.
15. https://moluch.ru.
Методические рекомендации по построению системы
«Круги Луллия».
1. Для работы с детьми четвертого года жизни целесообразно брать
только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
2. В работе с детьми пятого года жизни используют два-три круга (4-6 секторов на каждом).
3. Для детей 5- 6 лет возможно использование конструкции из трех кругов с 6-8 секциями.
4. Дети седьмого года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются три или четыре круга с 8 секторами на каждом.
Возраст детей Количество кругов Максимальное количество секторов на одном круге
3-4 года (младшая группа) 2 4
4-5 лет (средняя группа) 2-3 4-6
5-6 лет (старшая группа) 3 6 - 8
6-7 лет (подготовительная к школе группа) 3-4 8 - 10