Светлана Карпова
Методическая разработка — «Если человек закаляется, то не нужно искать волшебных рецептов» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка - «Если человек закаляется, то не нужно искать волшебных рецептов» в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида №82»
Подготовила воспитатель:
Карпова С. К.
Публикация «Методическая разработка — „Если человек закаляется, то не нужно искать волшебных рецептов“ в старшей группе» размещена в разделах
- Закаливание детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Цель : знакомство детей и родителей с системой закаливающих мероприятий, реализуемой в ДОУ, а так же вызвать у родителей интерес к процессу закаливания-как к ступени оздоровления и укрепления иммунитета ребенка.
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономической и политической ситуации в стране, здоровье детей и подростков является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности т. к. оно определяет -будущее страны -генофонд нации -научный и экономический потенциал страны и наряду с другими демографическими показателями является индикатором социально-экономического развития страны, показателем эффективности деятельности органов системы здравоохранения и социальной сферы в целом.
В настоящее время в Российской федерации наблюдаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей во всех возрастных группах : -высокий уровень заболеваемости -рост распространенности хронической патологии -наличие морфофункциональных отклонений -ухудшение основных качественных показателей здоровья детей. Уже в дошкольном возрасте у значительного числа детей (68%) возникают множественные нарушения функционального состояния органов и систем, 17% детей приобретают хронические заболевания и только один ребенок из трех остается здоровым.
В декабре 2019 г мир впервые узнал о новом заболевании COVID-19 или SARS-CoV-2.
Дети и коронавирус
В начале пандемии новой коронавирусной инфекции медики считали, что COVID-19 у детей протекает преимущественно в легкой или бессимптомной форме. Но со временем во всем мире стали фиксироваться тяжелые случаи заболевания коронавирусом среди детей. На основании чего у родителей возникает беспокойство за здоровье своего ребенка. В организм ребенка вирус SARS-CoV-2 попадает воздушно- капельным и/или контактным путем (через предметы). Первые симптомы ковида у детей, как и у взрослых, появляются по окончании инкубационного периода, в среднем – через неделю после заражения. У детей с ослабленным иммунитетом инкубационный период сокращается до пары дней. Как правило, дети выздоравливают на 7-11 день течения болезни.
На сегодняшний день единственная возможность взять под контроль ситуацию с распространением COVID-19 – это масштабное вакцинирование населения. Испытания вакцин от коронавируса на детях пока не проводились, поэтому делать ребенку прививку от ковида недопустимо. Таким образом, у родителей появляется все больше вопросов, как защитить своего ребенка от COVID-19 и его последствий. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов-детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей-будущее страны, основа ее национальной безопасности.
Нашей главной целью является знакомство детей и родителей с системой закаливающих мероприятий, реализуемой в ДОУ, а так же вызвать у родителей интерес к процессу закаливания-как к ступени оздоровления и укрепления иммунитета ребенка.
Основными задачами являются:
1. Укрепление здоровья детей.
2. Развитие выносливости организма.
3. Повышение стойкости детского организма в борьбе с заболеваниями.
4. Систематическое осуществление всего комплекса оздоровительных мероприятий по закаливанию детского организма в ДОУ.
5. Выявление уровня знаний родителей о методах и принципах закаливания.
6. Формировать у родителей знания об основных методах и принципах закаливания.
7. Привлечение родителей к активному практическому применению основных методов закаливания детей в домашних условиях.
8. Формирование у детей и родителей навыков ЗОЖ.
Рассмотрим следующие вопросы:
1. Что такое закаливание?
2. Какие существуют виды закаливания?
3. Какие есть правила поведения закаливания?
4. Как правильно закаляться, без нанесения вреда здоровью?
Закаливание – это комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды. Оздоровительное закаливание помогает организму повысить адаптацию к условиям внешней среды, повышает выносливость организма, укрепляет нервную систему, повышает иммунитет и сопротивляемость болезням.
Для проведения закаливающих процедур используются основные природные факторы — солнце, воздух и вода. В основе методов закаливания лежит постепенная тренировка приспособительных возможностей организма ребенка путем систематического дозированного воздействия на него этими факторами или их сочетанием. В результате происходит постепенная перестройка процессов терморегуляции (улучшается координация процессов выработки и отдачи тепла, позволяющая организму малыша быстрее адаптироваться к изменениям внешних условий без вреда для здоровья.
Виды закаливания.
Закаливание воздухом
Закаливание воздухом – самый простой и доступный для детей способ. Закаливающее действие на организм оказывают такие его характеристики, как температура, процент влаги и движение частиц. Начинают закаливание детей дошкольного возраста с воздушных ванн, например, во время переодевания, утренней зарядки, затем подключают сон с открытой форточкой – сначала только дневной, а затем и ночной (в летнее время). Оптимально поддерживать в помещении температуру 18 – 20 градусов.
Хождение босиком. Этот вид закаливания полезен и детям и взрослым. На стопах человека находится большое количество биологически активных точек, которые при хождении босиком стимулируются и помогают нормализовать работу многих органов и систем организма. Хождение босиком повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, повышает иммунитет. Этот вид закаливания является хорошей профилактикой очень многих заболеваний.
Обтирание. Обтирание является самой нежной и щадящей из всех закаливающих процедур водой. Обтирание можно применять с самого раннего детского возраста. Обтирание можно проводить губкой, рукой или полотенцем, смоченными в воде. Сначала обтирают верхнюю часть тела, затем растирают ее сухим полотенцем, а потом обтирают нижнюю часть тела и тоже растирают сухим полотенцем.
Закаливание детей дошкольного возраста солнечными лучами
Солнце влияет на человеческий организм так же, как и на все живое. Оно стимулирует рост, ускоряет обменные процессы, укрепляет нервную систему, повышает сопротивляемость организма инфекциям. Солнечные лучи – довольно интенсивный и опасный фактор закаливания. При избыточном пребывании под прямыми солнечными лучами могут возникнуть разные нежелательные реакции – от слабости и недомогания до солнечного удара. Начинают закаливание солнцем у детей раннего возраста в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны отдельных участков тела (рук, ног, постепенно увеличивая длительность солнечных ванн. Делать это надо утром или вечером, тщательно наблюдая за самочувствием малышей. Начинают с длительности солнечных ванн 4 минуты, постепенно доводя время на солнце до 30 минут.
Закаливание водой
Вода является самым мощным фактором закаливания. Для детей дошкольного возраста в режим дня обязательно вводят мытье рук – утром, перед и после еды, после туалета и прогулки. Кроме гигиенического значения мытье рук прохладной водой выполняет закаливающую роль. Спустя время можно расширить режим закаливания водой – попеременно мыть руки до локтей, шею и лицо теплой и холодной водой. Чистка зубов с ополаскиванием рта прохладной водой – один из вариантов местного закаливания ротоглотки. Хорошим закаливающим эффектом обладает полоскание горла прохладной водой после еды. По отзывам, после серии таких полосканий снижается частота воспалительных заболеваний носоглотки. Общее закаливание водой у детей рекомендуют начинать с обтирания тела влажной махровой рукавичкой. Сначала обтирают только руки, ноги и шею, постепенно увеличивая площадь обтирания, температуру воды и длительность процедуры. После обтирания нужно интенсивно растереть кожу сухим полотенцем. Только после такой подготовки можно переходить к обливаниям. Начинают обливания водой с температурой 39 градусов, через 3-4 дня ее снижают на 1-2 градуса. Летом можно обливаться на улице, в прохладное время года – в помещении. При таком виде закаливания детей дошкольного возраста, как обливание, также важна постепенность. Чтобы привыкнуть, начинают обливание с ног, постепенно поднимаясь выше. Общее обливание рекомендуют проводить с возраста 9 месяцев. Кроме обливания, закаливающие водные процедуры включают душ с 1,5 лет и купание в природных водоемах с 3 лет.
Правила закаливания
- Начинать закаливающие процедуры необходимо когда человек полностью здоров. Детям и людям, страдающим различными заболеваниями можно начинать закаливание с щадящих процедур и только после консультации с врачом.
Процедуры по закаливанию должны проводиться ежедневно. Если допускать длительные перерывы, то все достигнутые результаты сойдут на нет.
Так же очень важно проводить закаливающие процедуры регулярно, без больших промежутков, в любую погоду и время года. Если все-таки так получилось, что Вы на длительное время прерывали закаливание, то возобновлять его необходимо с более щадящих процедур.
- Необходимо соблюдать принцип постепенности. Это касается как температурного режима, так и временных рамок закаливающих процедур. При закаливании водой нужно начинать процедуры с воды комнатной температуры, постепенно понижая ее на 1-2 градуса. При закаливании солнцем также необходимо соблюдать принцип постепенности и начинать пребывание на солнце с нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения на солнце.
- Сочетайте закаливания с физическими упражнениями. Это гораздо повысит эффективность закаливающих процедур и благотворно повлияет на весь организм.
Закаливание должно приносить бодрость и радость. Если вы чувствуете недомогание после закаливающих процедур, то необходимо прекратить закаливание и обратиться к врачу.
При закаливании необходимо учитывать индивидуальные особенности человека, состояние здоровья, время года, природно-климатические условия и так далее. Выполняя закаливающие процедуры необходимо проводить самоконтроль. Оценивайте общее самочувствие, пульс, кровяное давление, аппетит и другие показатели в зависимости от индивидуальных особенностей организма.
Неподготовленный организм не должен подвергаться воздействию экстремальных факторов, например, обливанию ледяной водой или купанию в проруби. Главное условие правильного закаливания – это медленное и плавное понижение температуры воды или воздуха и постепенное увеличение продолжительности процедур.
Учет индивидуальных особенностей организма
При выборе методов закаливания следует учитывать возраст, состояние здоровья, сопутствующие заболевания.
Контроль за самочувствием (пульс, частота дыхания) до, во время и после процедуры позволит регулировать нагрузку в зависимости от состояния здоровья. Самоконтроль учитывает следующие показатели: общее самочувствие, уровень артериального давления, сон, аппетит, массу тела.
Разнообразие закаливающих средств необходимо для того, чтобы организм выработал устойчивость к разным раздражителям: вода, воздух, солнце.
Если после закаливающих процедур, появилась бессонница, вялость, повышение температуры, кашель, то тренировки временно следует прекратить и обратиться за помощью к специалисту.
Вывод:
Показатели эффективности методической разработки :
1. Дети и родители знакомятся с системой закаливающих мероприятий, реализуемой в ДОУ.
2. Повышается уровень знаний по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей, по формированию представлений о ЗОЖ.
3. Обогатится словарный запас детей по лексическим темам: «Человек-что я знаю о себе», «Профессии», «Спорт».
В заключение можно сказать, что, в наше не простое время, всякого рода нарушений экологии и эпидемий инфекционных заболеваний ничто так не поможет человеку, как методы, разработанные нашими предками : закаливание, занятия спортом, правильное питание, соблюдение режима и ежедневные физические нагрузки и т. п. Только надо пользоваться этим мощным оружием не от случая к случаю или когда болезнь подступит вплотную, а постоянно, регулярно, привычно. Тогда радость и счастье от ощущения здоровья никогда не покинут нас. В связи с этим большое значение приобретает доступность объяснение родителям и детям о необходимости соблюдения этих несложных ежедневных правил здоровья. Данный проект-попытка организовать и закрепить эту необходимую и полезную привычку-в каждой семье и каждом доме. Мы убедились, что такая система работы по обучению детей заботиться о своем здоровье с раннего детства, дает несомненно положительные результаты, самое главное в нашем проекте, то, что мы смогли заинтересовать родителей и детей данной проблемой. Закаливание организма - регулярная, несложная методика по укреплению здоровья без применения каких-либо медикаментозных или других вмешательств. В ходе реализации проекта дошкольники в доступной, игровой, занимательной, познавательной формы познакомились с несложными, но бесспорно нужными правилами для сохранения и приумножения своего иммунитета и здоровья! Закаливание обеспечит вам крепкое здоровье и отменное настроение -залог долгих лет жизни.
Разрушить своё здоровье можно, но купить невозможно. Надо не только хотеть быть здоровым, но активно и настойчиво работать в этом направление, так как лёгких путей к достижению высокого уровня здоровья нет. Поэтому закаливание организма является важнейшим компонентом здорового образа жизни.