Степанова Светлана
Консультация «Адаптация ребёнка 3–4 лет к условиям ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка. Консультация "Адаптация ребенка к условиям ДОО"
Задачи:
- познакомить родителей с особенностями протекания адаптационного периода у детей 3-4 лет;
- учить оказывать поддержку детям в период адаптации;
- познакомить с условиями обеспечения легкой адаптации.
Публикация «Консультация „Адаптация ребёнка 3–4 лет к условиям ДОО“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Уважаемые родители! Вы вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка - он идёт в детский сад. Для того, чтобы адаптация его к новым условиям прошла максимально спокойно и быстро, вам необходимо узнать, как можно больше об особенностях этого сложного периода.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода :
1. Возраст.
2. Состояние здоровья.
3. Уровень развития.
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
5. Сформированность предметной и игровой деятельности.
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
У ребёнка всё взаимосвязано : состояние здоровья и эмоциональный настрой, физическое и психическое развитие. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации. Вся жизнь ребенка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резкое уменьшение количества персонального внимания.
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Термин "адаптация" зародился в недрах биологической науки (в переводе с латинского языка adaptatio - приспособление, прилаживание организма к новым условиям.
Многие особенности поведения ребёнка в период адаптации к детскому саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребёнок вообще адаптироваться, закончится ли когда-нибудь это "ужас"? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации к детскому саду. В это период почти все мамы думают, что именно их ребенок "несадовский", а остальные малыши, якобы, ведут и чувствуют себя лучше.
Но это не так. Адаптация обычно протекает сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. В новой обстановке малыш постоянно находится в сильно нервно-психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту, особенно в первые дни. Вот распространенные изменения, которые отмечаются у ребёнка в период адаптации к детскому саду :
1. В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребёнка сильно выражены отрицательные эмоции. Они проявляются по-разному: от хныканья и плача "за компанию" до постоянного приступообразного плача.
2. Познавательная активность бывает снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребёнок не интересуется даже игрушками, не решается играть. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке.
3. Под влиянием новых внешних воздействий ребенок может на короткое время "растерять" навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т. д.).
4. У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются "облегченные " слова и предложения.
5. Некоторые дети становятся заторможенными, другие - неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребёнка. Изменяется также и активность в домашних условиях.
6. Как правило, у большинства детей снижается аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус, а также со стрессовыми реакциями - малышу просто не хочется есть.
7. Стресс приводит к тому, что ребенок слабеет, снижается сопротивляемость организма инфекциям, и он может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения детского сада. Часто случается так, что причина постоянных простуд и хронических ОРЗ вовсе не медицинская, а психологическая.
Но постигаемый ребенком жизненный опыт может помочь ему включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям. Поскольку условия детского сада для всех, то возникает задача адаптации каждого отдельного ребенка с его выраженной индивидуальностью к этим общим условиям.
Чтобы помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, необходима подготовительная работа. Можно предложить следующие рекомендации:
1. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте парки, детские площадки, приучайте к совместной с другими детьми игре в песочницах, ходите на дни рождения, новогодние праздники.
2. Максимально приближайте домашний режим к распорядку дня в детском учреждении (упорядочите часы сна, бодрствования, питания и т. д.).
3. О предстоящем поступлении в детский сад беседуйте с ребенком как о радостном событии. Воздержитесь говорить о собственных опасениях в присутствии ребенка.
4. Заранее придите в детский сад и познакомьтесь с обстановкой, с детьми, с воспитателями. Лучше это сделать, когда дети гуляют на улице или играют в групповой комнате.
5. В первые дни посещения детского сада не оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое-то время. Не оставляйте ребенка на целый день. Старайтесь вовремя забирать ребенка.
6. Дайте своему чаду в детский сад любимую игрушку, уговорите оставить её переночевать в садике, а наутро снова с нею встретиться. Если ребенок не соглашается, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими детьми. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете, как ребенку удается привыкнуть к детскому саду.
7. Поиграйте с домашними игрушками в детский сад, распределите роли детей, воспитателей. Помогите игрушке найти друзей и покажите, каким способом можно решить проблемы вашего ребенка через неё, ориентируя игру на положительные результаты.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду. Чего нельзя делать ни в коем случае:
- Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в детский сад. Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что "он обещал не плакать", - тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют держать слово. Лучше еще раз скажите ребенку, что вы его очень любите и обязательно придёте за ним. Стоит избегать разговоров о слезах и других проблемах малыша с другими членами семьи в его присутствии.
- Нельзя пугать ребенка детским садом. Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
- Нельзя плохо отзываться о воспитателях и детском саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад - это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с грядущими изменениями в его жизни. Задача родителей - быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми, принять описанные выше меры по подготовке ребенка к поступлению в детский сад. проявляйте радость при встрече с ребенком, говорите ласковые слова: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще.