Светлана Ильина
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха»
▼ Скачать
Методическая разработка конспекта занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воздуха»
Выполнила:
Воспитатель первой квалификационной категории
Ильина Светлана Ивановна воспитатель
СОДЕРЖЕНИЕ
Аннотация---3
Пояснительная записка---5
Конспект занятия---7
Заключение---16
Список используемой литературы ---17
Приложение---18
АННОТАЦИЯ
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Вся жизнь ребенка пронизана игрой, только так он может открыть себя миру, а мир для себя. Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения, продемонстрировать свою активность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего детства. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольника, как субъекта деятельности и поведения направлен на поиск таких новых форм организации педагогической работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели.
Одним из видов игр, которые могут быть использованны специалистом в ходе воспитания детей дошкольного возраста как субъектов его здоровьесберегающей деятельности, становятся игры-эксперименты.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Экспериментирование дает толчок к развитию у ребенка многих необходимых для обучения в школе качеств. Здесь можно говорить о всех видах мышления, свойствах внимания и других. Детское экспериментирование тесно взаимосвязано с другими видами деятельности дошкольников, помогает развивать личность ребенка не менее эффективно, чем игровая ведущая деятельность. Оба эти виды деятельности детей считают самыми продуктивными условиями для личностного становления дошкольника. Когда ребенок увлечен активной познавательно-исследовательской деятельностью, то у него расширяется кругозор, представления о мире.
Ребенок по своей природе очень любознателен. А когда это качество подкрепляется еще хоть и небольшим, но багажом знаний, то процесс ознакомления с окружающим миром и природой идет более успешно и результативно. Именно это и дает ребенку экспериментирование - почувствовать себя исследователем, найти ответы на интересные вопросы. В какой - то степени даже стать первооткрывателем. Когда экспериментирование совместное, то развивается его коммуникация, творческие способности, формируется эмоциональная сфера.
Для проведения занятий в группе по экспериментальной деятельности существует множество различных игр-экспериментов. Игра способна заинтересовать ребенка. Когда у ребенка есть интерес, он получает знания непринужденно, усваивает большое количество информации, и на это тратится небольшой промежуток времени.
Игры-эксперименты в старшем дошкольном возрасте-это игры на основе экспериментирования.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментирование. Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи) и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В эпоху, когда обучение в детских учреждениях направлено на личностное развитие подрастающего поколения, один из наиболее эффективных методов является экспериментальная деятельность в группе детей, которая помогает выработать у дошкольников самостоятельные исследовательские умения, научить их собирать и обрабатывать интересную информацию. Эксперименты помогают развить у ребенка творческие способности, логическое мышление. Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к познанию, исследованию. У детей быстро обогащаются знания, развивается познавательный интерес и активность, что в дальнейшем очень пригодится им в процессе школьного обучения. В детских садах в настоящее время много вниманию уделяют экспериментальной деятельности.
Как обуздать энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями.
Экспериментирование дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов — обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям.
Наблюдение - это первая ступенька к началу экспериментальной деятельности. Ребенок смотрит на различные объекты, у него идет интенсивный мыслительный процесс, в результате которого развивается логика мышления, внимание, появляются различные идеи к проведению эксперимента.
Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».Лев Семенович Выготский.
Основные цели:
- Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности и способности к самостоятельному экспериментированию;
Основные задачи:
-познакомить с понятием «воздух» и его свойствами;
- Способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
-знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха
- Расширять представления детей об окружающем мире.
- Развивать мышление, речь в процессе познавательно- исследовательской деятельности.
- Воспитывать интерес к экспериментированию.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие. Безопасность.
Организация непосредственно образовательной деятельности проводится в соответствии с СанПином и здоровьесберегающими технологиями.
Использование технологий: ИКТ технология, технология исследовательской деятельности (опыты, здоровьесберегающие технологии (физкультминута, дыхательные упражнения). Безопасность.
Оборудование: Доска интерактивная, проектор, ноутбук, видео «Зайчик с воздушным шариком», «схематические рисунки-подсказки».
Раздаточный материал: Полиэтиленовые пакеты по количеству детей, веера, миски с водой по количеству детей и одноразовые стаканчики, стаканчики с мыльной водой по 1 на каждого, трубочки для коктейля по количеству детей, по 1карточке 2 цветов-зелёная и красна, мелкие резиновые игрушки, капсулы от киндер-сюрпризов, воздушные шарики по количеству детей.
Предварительная работа: Наблюдение за ветром. Игра с мыльными пузырями и воздушными шариками. Беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.
Чтение сказки «Добрый воздух». Автор Ирис Ревю (приложение 1).
Стихи про воздух Марины Андреевой-Доглядной (приложение 2).
Дыхательные упражнения. (приложение 4)
Ход занятия:
Воспитатель:
-Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
-Теперь присаживайтесь на стульчики.
Сюрпризный момент.
(На экране появляется мультяшный ветер, звуки ветра, ветер несет воздушный шарик за ним бежит зайчик, шарик исчезает с экрана, в группу вбегает Зайчик (переодетый младший воспитатель) с шариком.)
Зайчик:
- Ой-ой-ой, куда же ветром мой воздушный шарик занесло?
Здравствуйте, ребята! (дети здороваются). Куда же я попал?
Дети: В детский сад.
Зайчик: А что такое детский сад?
Воспитатель: Детский сад, Зайчик, это место, куда дети приходят играть, веселиться и узнавать много нового. Вот сегодня мы хотим узнать, что нас окружает и что находится внутри твоего воздушного шарика.
Зайчик:
- А что находится у воздушного шарика внутри?
Воспитатель:
- А если хочешь узнать, то оставайся с нами, мы тебе расскажем!
Зайчик:
-С удовольствием!
Воспитатель:
-Ребята, а для того, чтобы узнать о том, что находится внутри воздушного шарика, нам нужно стать исследователями. Станем исследователями?
Дети:
-Да.
Воспитатель:
-Ребята, перед тем как приступить к исследованиям нам нужно усвоить правила поведения.
(На экране появляются схематические рисунки-подсказки)
1. Соблюдай тишину.
2. Не толкай соседа во время работы.
3. Сначала подумай, потом сделай.
4. Убери за собой рабочее место.
Воспитатель:
-Вот теперь мы можем приступать к исследованиям.
Заяц:
-Ой, что случилось с моим воздушным шариком? Почему он стал таким маленьким?
Воспитатель:
-Что же случилось, кто скажет?
Дети:
- Шарик сдулся.
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, что надо сделать, чтобы воздушный шарик снова стал большим и красивым?
Дети:
- Надуть.
Воспитатель:
- Что будет внутри воздушного шарика, когда мы его надуем?
-Чтобы ответить на этот вопрос я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее отгадать. (приложение 2)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он не видимый, но, все, же
Без него мы жить не можем.
Дети:
- Воздух.
Воспитатель:
- Правильно, ребята. А как же он в воздушный шарик попал?
Дети:
- Шарик надули.
Опыт №1
Воспитатель:
Ребята, воздух нам необходим для дыхания. Это значит, что мы его вдыхаем и выдыхаем. Положите ладошку на грудь и почувствуйте, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе, это входит и выходит воздух, которым мы дышим.
-Ребята, а если мы с вами, закроем рот и нос, и не будем дышать, как вы думаете, мы выживем?
Дети: нет
Делаем вывод: Человек не может без воздуха.
Воспитатель:
- Ребята, хотите я вас научу делать дыхательную гимнастику?
Дети:
-Да.
Воспитатель:
- Зайка, ты тоже присоединяйся к ребятам.
Дыхательная гимнастика:
Упражнение 1.
«Хомячок».
Ребенок изображает хомячка - надувает щеки и так проходит несколько шагов. Затем оборачивается, хлопает себя по щекам, выпуская воздух.
Упражнение 2.
«Роза и одуванчик». Ребенок стоит прямо. Глубокий вдох носом – «нюхает розу», выдох – максимально выпуская воздух, «дует на одуванчик».
Заяц:
- Ой, получается. Значит я тоже воздухом дышу! Значит и я и все животные не могут жить без воздуха!
- А где же он есть? Мне надо его побольше набрать! Ребята, вы не знаете где можно взять побольше воздуха?
Воспитатель:
-Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель вместе с Зайцем и с детьми пытаются поймать воздух ладонями)
Заяц:
-А у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?
Воспитатель:
-Хотите я вас научу ловить воздух?
Опыт № 2.
(Воспитатель раздает каждому ребенку по одному полиэтиленовому пакету).
Воспитатель:
- А теперь набираем воздух и скручиваем пакетик.
- Получилось?
- Давайте посмотрим, кто больше всех поймал воздух? На что стал похож пакет? (ответы детей).
-Теперь выпустим воздух, каким стал пакет? (ответы детей).
- Почему? Чтобы увидеть воздух, что надо сделать?
- Дети:
- Его надо набрать в пакет.
Воспитатель:
- Да, ребята, его надо поместить в так называемую «оболочку».
Делаем вывод: Чтобы обнаружить воздух, нужно поймать его в «оболочку».
Заяц:
Теперь я знаю как можно увидеть воздух. А почувствовать его можно?
Воспитатель:
А мы сейчас это узнаем.
Опыт №3.
Воспитатель:
-Хотите почувствовать, как движется воздух? Посмотрите, у вас на столе лежат веера, возьмите ребята каждый по одному вееру и попробуйте помахать им на себя. Что вы ощущаете? (Дети наблюдают движение воздуха).
Делаем вывод: Ветер-это движение воздуха. Его можно почувствовать.
Заяц:
-Ребята, что то я устал. Давайте отдохнём, выходите на ковёр, сделаем физкультминутку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали.
Сделали по пять прыжков.
И к работе все готовы!
Воспитатель:
- Ребята, а я вам ещё кое-что хотела показать.
Опыт №4
Посмотрите на наши столики. Давайте подойдем к ним. (воспитатель подводит детей к оборудованным столам. На столах салфетки, одноразовые стаканы, тарелки с водой)
-Дети, что в стакане?
Дети:
-Ничего.
Воспитатель:
- Говорите, нет ничего. Тогда смотрите фокус.
(Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан не наполняется водой).
- Что же не пускает воду в стакан? (воздух). (Опыт предлагается повторить детям).
Воспитатель:
-А теперь, наклоните стакан.
Заяц:
- Ой. А что это булькает!
Дети:
-Пузырьки.
Заяц:
- Откуда они взялись?
Воспитатель:
-Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Они легче воды.
(Для закрепления воспитатель предлагает детям и Зайчику сравнить по весу два воздушных шарика : один наполнен воздухом, другой – водой. Предложить детям подбросить эти шары и проследить какой из шаров взлетит, а какой нет).
Делаем вывод: Воздух легче воды.
Воспитатель:
- Ребята, а хотите мы поиграем с пузырьками?
Дети:
-Да.
Игра- эксперимент
«Пенный замок»
(Воспитатель ставит на столы мелкую емкость, стаканчики с мыльной водой, коктельные трубочки, резиновые игрушки).
Воспитатель:
У нас из пены на глазах
Замок вырастет сейчас.
Мы подуем с вами в трубочку
Заиграет принц на дудочке.
-Сейчас мы с вами нальем немного мыльной воды в мисочки. Возьмем широкую коктейльную трубочку, опустим в миску и начнем дуть. Что вы видите? (одновременно с громким бульканьем на глазах детей вырастет облако переливающихся пузырей)
Заяц:
-Ой, что это? Какая красота!
Воспитатель:
-Это мыльные пузырьки. В них тоже находится воздух.
- А теперь возьмите трубочки и сами подуйте. (дети сначала вместе с воспитателем дуют, а потом самостоятельно. Можно поставить внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живет в пенном замке»).
Воспитатель:
Ребята, посмотрите вокруг, вы видите воздух, какого он цвета?
Дети: Нет цвета.
Воспитатель:
- Правильно. Воздух бесцветный.
-Вдохните ртом воздух и попробуйте, какого он вкуса?
Дети:
-Нет вкуса.
Воспитатель:
- Правильно. Воздух безвкусный.
Воспитатель:
-Вдохните носом воздух. Какого он запаха?
Дети:
-Нет запаха.
Воспитатель:
-Правильно. Воздух без запаха.
Вывод: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
А сейчас ребята, я хочу вам показать, что воздух может иметь запах.
Опыт №5
Я приготовила для вас сюрпризы с различными запахами, попробуйте отгадать, чем будет пахнуть воздух, если оставить этот предмет, лежащий в помещении.
Воспитатель подготавливает пахучие вещества в киндер-сюрпризах (чеснок, апельсин, лук, лимон, ветки ели и т. п.).
Дети отгадывают запахи.
Делаем вывод: Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запахи других предметов.
Заяц:
-Как много я с вами сегодня узнал про воздух! Как бы мне это всё не забыть, чтобы рассказать своим друзьям зайчатам.
Рефлексия
Воспитатель: Давайте ещё раз закрепим, что мы знаем о воздухе. Я предлагаю взять 2 карточки- одна красная, другая зелёная. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать цветные карточки. Если вы со мной согласны, поднимите карточку зелёного цвета, если не согласны, то красного цвета, но будьте внимательны!
-Воздух окружает нас со всех сторон.
-Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
-Воздух тяжелее воды.
-Человек не может жить без воздуха.
-Ветер это движение воздуха
.-Способ обнаружения воздуха «поймать» его в оболочку.
-Чистый воздух имеет запах.
-Молодцы, хорошо поработали (при неправильном ответе, дети исправляют)
Зайчик:
-Ребята вы так много знаете о воздухе, мне было очень интересно с вами! За ваши открытия я хочу вам оставить на память о себе вот такие шарики!
(раздача шариков)
Зайчик:
-Пора прощаться. До свидания, ребята!
(дети прощаются, зайчик уходит)
(На экране появляется зайчик, который машет рукой. Исчезает)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные особенности экспериментирования в детском саду считаются организация экспериментов в игровой деятельности и в процессе общения.
Так как детская игра в старшем дошкольного возрасте является ведущим видом деятельности, то и занятия экспериментирования всегда должны содержать множественные элементы игры. Так детям легче будет усваивать даже сложные понятия. Если сразу начинать с длительных и ненужных объяснений, пусть даже с наглядными материалами, ребенок может отвергнуть данный вид деятельности. Следует заинтересовать детей экспериментом, и тогда он еще и еще раз будет возвращаться к такого рода деятельности. И даже сможет самостоятельно выстраивать свои личные исследования и опыты.
Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира.
Очень интересны и увлекательны опыты с воздухом, так как он не видим. Дети с удовольствием запускают воздушные шарики, чтобы увидеть порывы ветра, движение воздушных масс. Набирают в полиэтиленовые мешки воздух и замечают, что они становятся плотными, упругими. Дети дуют через трубочку на поверхность воды, при этом образуются волны и пузыри. А если через трубочку подуть на небольшой предмет, то он начнет двигаться. Интересных объектов для экспериментирования много. Таким образом, целенаправленная систематическая экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Л. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста.
2. Н. М. Зубкова «Воз и маленькая тележка». Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Автор- составитель : Зубкова Н. М. - СПб. : Речь. 2006г.
3. ФГОС ДО: практика реализации. Инновационная деятельность. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сказка «Добрый воздух»
Автор сказки: Ирис Ревю
В чистом царстве, в воздушном государстве стояла необычная школа. Лесная школа. На уроке в Лесной школе Мудрейшая Сова рассказывала зверятам про воздух.
— Всему живому на земле известно, что воздух необходим, — говорила Мудрейшая Сова. Он питает все клеточки нашего организма, поддерживает огонь. Люди, животные, растения дышат воздухом. Воздух – везде, он большой и всепроникающий. Воздух умеет поглощать влагу, переносить её, а потом, в другом месте отдавать. Воздух защищает землю от вредных для всего живого космических лучей, оказывает сопротивление падающим метеоритам.
Внимательно слушали зверята Мудрейшую Сову. А после уроков маленький Лисё нок вдруг сказал: «А мне не нужен воздух. Я его всё равно не вижу».
В этот момент налетела неведомая сила, закружилась-завертелась вокруг Лисёнка, и унесла его с собой. Не успел Лисёнок опомниться, как оказался на другой планете. Это была планета Марс. На Марсе практически нет воздуха, и воздушная оболочка не защищает эту планету. Вся поверхность Марса была разбомблена метеоритами.
Всего несколько минут побыл Лисёнок на другой планете. Ему не хватало воздуха. Но вот добрые силы сжалились над ним, и вернули его в чистое царстве, в воздушное государство.
Тогда-то и оценил Лисёнок всю ценность воздуха. Ничего, что он не видел воздух. Главное, что воздух существует. Добрый, всепроникающий воздух.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Стихи и загадки:
Марина Андреева-Доглядная
Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?
Загадка:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он не видимый, но, все, же
Без него мы жить не можем.
(ВОЗДУХ)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Упражнение 1. «Хомячок». Ребенок изображает хомячка - надувает щеки и так проходит несколько шагов. Затем оборачивается, хлопает себя по щекам, выпуская воздух.
Упражнение 2. «Роза и одуванчик». Ребенок стоит прямо. Глубокий вдох носом – «нюхает розу», выдох – максимально выпуская воздух, «дует на одуванчик».
Упражнение 3. «Ворона». Малыш стоит, опустив руки и слегка расставив ноги. Вдох – руки широко разводятся в стороны (крылья, выдох – медленно опускаются руки, ребенок произносит: «Каррррр».
Упражнение 4. «Курочка». Малыш садится на стул, опустив руки. Быстрый вдох – руки поднимаются ладонями вверх к подмышкам (крылышки). Выдох – руки опускаются, поворачивая ладони вниз.