Екатерина Курзова
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие из Санкт-Петербурга с Москву»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе
«Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву».
Курзова Екатерина Геннадьевна
Цели:
Познакомить детей с некоторыми достопримечательностями Москвы - символами города и страны, закрепить знания достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Задачи:
1. Познавательные задачи
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Путешествие из Санкт-Петербурга с Москву“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Московская область, город Москва
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
- закрепить у детей представление о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения и основных достопримечательностях – символах города. воспитание любви к Родине
знакомить с Российской символикой, её назначением и обозначением: герб, флаг, герб страны, столицы и Санкт-Петербурга.
пополнить знания детей о возникновении герба Москвы, о происхождении названия города, о Юрии Долгоруком, о московском кремле, достопримечательностями: царь-колокол, царь-пушка.
- Учить сравнивать памятники, находить сходства и различия, отражать в речи.
- закреплять умение решать ребусы
- закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи (Для чего строили крепости).
- способствовать желанию изучать
- закреплять умение воспроизводить знания с помощью мнемотаблицы
2. речевое развитие
- Словообразование: Россия – россияне, СПб – петербуржцы, «крома» - край
- Закрепление умения составлять небольшие описательные и повествовательные рассказы
- Использовать в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
3. социально-коммуникативное развитие
- воспитывать чувство гордости и любви к Родине, Москве, как столице, Санкт-Петербургу
- Закрепить правила поведения в общественных местах, во время путешествия
- Воспитывать чувство уважения к людям, создающим нашу страну, гордость за ее историю.
- способствовать желанию изучать и сравнивать Кремль и Петропавловскую Крепость
- способствовать желанию работать в парах, договариваться, соблюдать условия.
4. художественно-эстетическое развитие
- побуждать к созданию образов, опираюсь на музыкальное произведение
- побуждать видеть и оценивать красоту зданий, городов
5. Физическое развитие
- закреплять умение двигать в соответствии с цветовыми карточками, быстро реагировать на смену задания
- воспитывать потребность соблюдать гигиену зрения (гимнастика для глаз, режим двигательной активности (физ. минутка)
Ход занятия:
На экране воздушный шар. Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие. Чтобы узнать куда, нужно отгадать слово, зашифрованное на экране (на экране – картинки). Назовите мне, пожалуйста, первые буквы слов – названий нарисованных предметов. Дети называют буквы. Буквы появляются на экране.
Составили слово «СТОЛИЦА»
Вопросы детям:
- что такое столица? (главный город страны, в нем живет и работает президент и правительство страны)
- как называется наша столица? (Москва).
Верно, сегодня мы отправимся в главный город нашей страны – Москву.
Но чтобы наш воздушный шар взлетел, надо ответить на несколько вопросов. Готовы?
Наша страна называется… Россия.
Жители России называются - россияне
Какая символика есть у нашей страны? (Герб, флаг России, гимн)
Сколько полос у Российского флага? Какие это цвета? (У Российского флага три цвета: белый, синий, красный).
Что они символизируют?
На гербе России двуглавый орёл на красном щите.
Что такое государственный гимн? (Главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя, проявляя уважение.)
Мы с ваши живем в городе Санкт-Петербург
Жителей Санкт-Петербурга можно назвать … петербуржцами
Главный город нашей страны называется … Москва
Звучит музыка волшебного полета.
Сегодня мы отправимся в Москву и познакомимся с ее некоторыми достопримечательностями. Вам известно это слово? Что это? Повторите, за мной – «достопримечательности». Это место, памятник, здание необычные, интересные, к которым люди со всего мира стремятся приехать, побывать и познакомиться таким образом с городом или страной, в которой находится эта достопримечательность.
Звук волшебства. На экране знак вопроса.
Ребята, где же мы приземлились? Опять загадка.
На столах разрезные картинки (части пазла по количеству детей, вызываю детей поименно). Давайте соберём. Дети собирают пазлы - памятник Юрию Долгорукому, памятник Петру1).
Что же у нас получилось?
Кому этот памятник – Петру1. Чем он знаменит? Основал наш город – Санкт-Петербург.
А на втором столе у нас – памятник Юрию Долгорукому.
На экране памятник Юрию Долгорукому.
Ребята, Москва – город очень древний, старый. Ему 875 лет! Основателем Москвы считается князь Юрий Долгорукий. Ему поставлен памятник в центре столицы (показ слайда).
Рассмотрим памятники основателям Москвы и Санкт-Петербурга. Чем похожи? Кого они напоминают (богатыря, рыцаря). Подсказка на экране – изображение Георгия Победоносца.
Георгий Победоносец – очень важный герой для России. Где его изображение мы можем видеть – герб России. А еще на гербе Москвы. Рассматриваем герб Москвы. Вспоминаем как выглядит герб Петербурга (на экране – оба герба для сравнения).
Молодцы. Пришла пора чуть-чуть размяться, а заодно потренировать вашу внимательность. Повторим правила поведения в путешествии. Малоподвижная игра на внимание «Светофорик»: показываю красную карточку – замираем, желтую – хлопаем в ладоши, зеленую – топаем.
Продолжаем наше путешествие по столице нашей родины – Москве. Отправляемся к следующей достопримечательности. Чтобы узнать к какой, надо разгадать ребус (зашифровано слово «Кремль»: дети называют предметы, на экране появляются слова – ответы). Вопросы:
Что такое кремль? (крепость). Происходит от старинного слова «крома» - «край» - «граница». Сначала обозначало «огороженное место» и городом раньше называли только такие огороженные поселения.
Для чего строили крепости?
Юрий Долгорукий построил деревянный кремль. Город тогда был еще очень маленький (триста шагов из конца в конец). Почему он не сохранился до наших времен?
А приходилось ли вам слышать выражение «Москва белокаменная»? Почему иногда так говорят? (ответы детей). Деревянная крепость не раз страдала от врагов, часто случались пожары, и эта беда не миновала и Москву. После очередного пожара её стали восстанавливать и строили уже из камня. Стены и башни кремля, храмы на холме были построены из белого камня. С тех давних пор народ стал называть Москву белокаменной.
Позднее на большом холме началось грандиозное строительство новых стен и башен Московского Кремля из красного кирпича, а также новых соборов и дворцов в самом Кремле.
За стенами и башнями древнего Кремля — волшебный город! На территории его мы видим белокаменные храмы, соборы с золотыми куполами, сказочные терема, похожий на огромную драгоценную шкатулку Большой Кремлевский дворец. Самые знаменитые музейные экспонаты - Царь-пушка (звук выстрела пушки, которая так и не выстрелила ни разу, Царь-колокол, который так и не зазвучал (звук колокола).
Почему называются царь пушка и колокол? Как думаете? Почему только экспонаты, и не действовали?
20! Красивейших башен, непохожих друг на друга.
Кремль – это и музей, и место где работает…а кто работает в Кремле?
В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны. Кто является главой нашего государства? (президент). Назовите его полное имя? (Владимир Владимирович Путин).
В нашем городе есть крепость? Да, и наш город начинался с крепости. Сравниваем с Петропавловской крепостью: форма, рядом река. (на экране одновременно и Кремль, и Петропавловская крепость).
На всех самых важных зданиях и Москвы, и нашего города мы с вами можем увидеть российский флаг. Вспомним как он выглядит и дадим глазкам отдых.
Гимнастика для глаз
«Флаг у нас прекрасный (рисуем глазами прямоугольник)
Белый, синий, красный. (рисуем глазами зигзаг)
Белый – мир и чистота, (рисуем глазами овал вправо)
Синий – верность, небеса, (рисуем глазами овал влево)
Красный – мужество, отвага (глазами вверх и вниз)
Вот цвета родного флага!» (поморгать глазами)
Следующая достопримечательность Москвы зашифрована на экране: буквы вразброс, из них нужно собрать слова «башня», «часы», «звезда», «ворота». (картинки - подсказки). Работа в парах! Что за достопримечательность, которую можно описать всеми этими словами: это башня, есть ворота, часы и звезда?
Ответ – «Спасская башня», «Куранты». Рассматриваем башню.
В верхней части башни расположены главные часы государства - куранты. Они занимают 3 этажа башни. Когда же мы ждём боя курантов? (На Новый год)
Слушаем бой Курантов.
А у нас в городе есть такие знаменитые часы? Вспоминаем пушку Петропавловской крепости. (звук пушки)
А у нас с вами есть веселая зарядка про часики!
Физминутка «мышь полезла в первый раз…»
Через ворота Спасской башни мы попадаем на Красную площадь. На экране Красная Площадь – это главная площадь Москвы и главная площадь России. Как называется? Почему так называется? (предположения детей). Рассмотрим площадь. Красная площадь – гордость страны, символ Москвы и всей России.
На Красной площади мы увидим
• Храм Василия Блаженного (Покровский Собор) - самый известный и самый необычный собор во всей России, возведенный по велению Иоанна Грозного в честь взятия русскими войсками Казани.
• Верхние торговые ряды (ГУМ)
• Государственный исторический музей.
Какие эти здания? Что напоминают? На что похожи? (ответы детей: терем, праздничный пирог, волшебный дворец принцессы.)
Как называется главная площадь СПб? Почему так называется? (на экране для сравнения Дворцовая площадь)
Звучат Куранты.
Ребята, часы подсказывают, что нам пора отправляться в обратный путь, в Санкт-Петербург.
Предлагаю вспомнить все, что мы сегодня увидели и поучить считалочку про Москву.
Физкультминутка «Мы гуляли по Москве». (мнемотаблица+ показ движений воспитателем)
Раз, два, три, четыре, пять. Дети шагают по кругу.
По Москве идем гулять.
Пришли на площадь Красную Широко разводят руки.
Широкую, прекрасную.
А на площади на той – Повернуться лицом в круг.
Кремль высокий и большой. Поднимают обе руки над головой.
Ах, какая высота! Поочерёдно поднимают вверх
Ах, какая красота! левую и правую руку.
Раз, два, три, четыре, пять. Шагают по кругу.
Дальше мы идем гулять.
Поворачиваются лицом в круг.
Собор Покровский, мавзолей, поочерёдно отводят в сторону
Исторический музей, то левую, то правую руку.
На катке чудесном были,
В ГУМ зайти мы не забыли
Стало солнышко садиться, Руки на поясе, приседания.
Домой пора нам возвратиться.
(Стоцкая Л. В.)
Я хочу вас немножко проверить – как хорошо вы запомнили увиденные достопримечательности и как хорошо вы знаете Санкт-Петербург: на столе вразброс картинки (по количеству детей – изображения достопримечательностей Санкт-Петербурга и Москвы. Перед детьми 2 магнитные доски (на одной написано «Санкт-Петербург», на другой – «Москва»). Дети по очереди берут картинку и определяют какая это достопримечательность, на какую из досок ее поместить, назвав ее.
Картинки: герб Москвы, герб Санкт-Петербурга, Медный всадник, памятник Юрию Долгорукому, Красная площадь, Дворцовая площадь, Кремль, Петропавловская площадь, Царь-пушка, пушка петропавловской площади, собор Спаса на крови, собор Василия Блаженного, Спасская башня, Куранты, Адмиралтейство, Казанский собор…
Молодцы! Отправляемся в обратный путь. А обратно мы с вами полетим как журавлики!
Малоподвижная игра – расслабление:
Жура-жура-журавель! (стоя поочередно поднимаем ноги, согнутые в коленях, руки- крылья)
Облетал он сто земель. (широко расставляем руки)
Облетал, обходил, (стоя поочередно поднимаем ноги, согнутые в коленях, руки- крылья)
Крылья, ноги натрудил. (самомассаж ног и рук. Быстро)
Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля? (разводим руками, пожимаем плечами) –
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края! (показываем сердечко ладонями)
(П. Воронько)
Молодцы. Пришло время возвращаться. Вопросы детям:
Что понравилось?
Что запомнилось? Где мы побывали?
Какое задание было самым сложным?
Какое самым веселым?
Литература:
1. Алифанова ГТ "Первые шаги". Санкт-Петербург" 2000г.
2. Алифанова ГТ " Петербурговедение для малышей. От 3 до 7 лет". Паритет, 2008
3. Вахрушев А. Б. и др. Москвоведение. / А. Б. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, И. В. Маслова, Ю. И. Наумова - М. : АНО ИЦ, 2002.
4. Коробкова Е. Н., Рапопорт А. Д., Шейко Н. Г. Воспитание гражданской идентичности средствами туристско-экскурсионной деятельности. Лучшие петербургские практики: учебно-методическое пособие. – СПб: СПб АППО, 2017
5. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
6. Мой город Москва: книга для чтения взрослыми детям / ред. Е. Александрович; сост. : З. А. Гриценко, Ю. Н. Денисов; худож. М. Г. Боголюбова. - М. : Московские учебники, 2003. - 127 с
7. Шейко Н. Г. Город на ладошке, или как помочь дошкольнику освоить культурное наследие? // Детский сад: теория и практика. – 2012. - № 7. – с. 6-17