Смирнова Наталья Леонидовна
Конспект открытого занятия «Понятие шаха. Шах линейными фигурами: слоном, ладьей, ферзем. Тренировка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия
Тема: «Понятие шаха. Шах линейными фигурами : слоном, ладьей, ферзем. Тренировка»
Объединение «Волшебники», модуль «Шахматный мир».
Педагог дополнительного образования: Смирнова Наталья Леонидовна
Публикация «Конспект открытого занятия „Понятие шаха, Шах линейными фигурами: слоном, ладьей, ферзем, Тренировка“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Слон. Все про слонов для детей
- Слон. Конспекты занятий
- Темочки
Понятие шаха. Шах линейными фигурами : слоном, ладьей, ферзем. Тренировка
Цель занятия :
Познакомить детей с понятием «шах» и разными вариантами его объявления.
Задачи:
Обучающие: повторить и закрепить знания детей по теме «Ход короля», изучить новый материал по теме «Понятие шаха».
Развивающие: развивать аналитико-синтетическую деятельность, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.
Воспитывающие: воспитать чувство ответственности за самостоятельно принятое решение, выработать настойчивость, уверенность в своих силах, способность к соперничеству, активизировать мыслительную деятельность.
Используемые педагогические технологии
Игровая
Информационная
Самостоятельная работа
Формирование УУД
Личностные действия: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие логического, тактического, стратегического и творческого мышления учащихся.
Регулятивные действия: развитие способности определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога, работать по предложенному педагогом плану, развитие умения высказывать свои предположения на основе игровых шахматных ситуаций.
Познавательные действия: развитие умения анализировать свои действия во время изучения новой темы и повторения пройденного материала, делать выводы в ходе решения простых позиций, находить выигрышные ходы.
Коммуникативные действия: развитие умения работать в паре, с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тип занятия : изучение нового материала, повторение
Форма занятия : беседа, вопросы, самостоятельная работа
Методы обучения: словесный, объяснительный, наглядно-практический
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование занятия : демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами, комплекты шахмат (10 шт).
УМК: диаграммы из книги Костенюк А, Костенюк Н. Как научить шахматам. – М. : «Russian CHESS House / Русский шахматный дом», 2008
Содержание этапа Деятельность педагога Деятельность учащихся
Организационный момент -Ребята, рада приветствовать всех. Возвращаемся в наше шахматное королевство. Эмоциональный настрой к познавательной деятельности
Актуализация знаний -Ребята, на что похожа шахматная игра? – На борьбу: одна армия наступает на другую. Во главе этих армий – короли. Цель борьбы – взять в плен вражеского короля.
А сейчас вспомним все, что мы знаем о короле. Король – самая главная фигура, в шахматной партии всегда 2 короля. Рассмотрим положение короля на демонстрационной шахматной доске и все варианты его передвижения
Аудирование
Включение в деятельность Король ходит на одно поле во всех направлениях. На каком поле стоит король в начальной позиции? Сколько возможных ходов у короля, стоящего в центре? В углу? Как король бьет другие фигуры? Как могут располагаться на доске вражеские короли? Почему 2 короля не могут стоять рядом? Каждый король сидит в штабе своей армии. На войне тоже сражаются солдаты, а не генералы… Кроме того, вспомним сказки: сражаются не сами цари, а их подданные. Дети отвечают на эти вопросы с помощью демонстрационной шахматной доски Диалог
Учащиеся действуют по инструкции
Постановка задачи и определение темы занятия Перед тем как взять короля в плен (а значит, выиграть партию, на него нужно напасть. Нападение на короля называется шахом. Но если один из соперников получил шах, это не означает, что он проиграл партию, так как от шаха можно защититься. Поставить шах могут все фигуры, кроме короля (почему король не может поставить шах другому королю) Для того чтобы поставить шах, нужно найти поле, с которого та или иная фигура может напасть на короля, а для этого нужно хорошо помнить, как ходят фигуры. Ферзь, ладья, слон - линейные фигуры. Кроме того, можно поставить шах конем и пешкой. Аудирование. Подготовка к работе
Работа по теме занятия Педагог ставит задачи на демонстрационной доске, ребята их решают. (Поставить шах разными фигурами.)
Если есть какие-то проблемы, педагог объясняет решение.
Затем дети решают задачи на объявление шаха на индивидуальных досках. Беседа. Решение шахматных задач
Рефлексия Подведем итоги. Что мы сегодня узнали? (Что такое шах и как его ставить разными фигурами.)
Награждение детей, особенно активно работавших на занятии.