Викторина Гончарова
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с Санкт-Петербургом: Петропавловская крепость»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»,
с детьми подготовительной
на тему: «Знакомство с Санкт-Петербургом : Петропавловская крепость»
Используемая современных образовательных технологий :
Публикация «Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности „Знакомство с Санкт-Петербургом: Петропавловская крепость“» размещена в разделах
информационно - коммуникативная
Цель: дать знания детям о Петропавловской крепости-сердце нашего города.
Задачи по образовательным областям ФГОС ДО :
ОО «Социально – коммуникативное развитие» :
• воспитывать чувство гордости, любви, уважения по отношению к
родному городу, чувство сопричастности, желание сделать свой город
лучше;
• продолжать формировать навык работы в паре, в подгруппе;
• формировать активную гражданскую позицию у дошкольников;
ОО «Познавательное развитие» :
• закреплять знания детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга;
• закреплять понятия : «крепость», «остров»;
ОО «Речевое развитие» :
• знакомство с художественной литературой;
• активизировать словарь (усыпальница, монетный двор);
ОО «Художественно – эстетическое развитие» :
• совершенствовать навыки и умения изготовления книжек самоделок;
• продолжать развивать навык рисования.
ОО «Физическое развитие» :
• развивать крупную и мелкую моторику обеих рук;
• согласование движения с текстом, ориентироваться в пространстве.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная;
Материалы и оборудование: карты СПБ, Петропавловской крепости; иллюстрации (крепости, в том числе и Петропавловская; Пётр I); камни- булыжники, воздушный шар, конверты с заданиями ( набор букв для составления слов: собор, ангел, заяц, пушка, указ-туба, разные монеты; семейные гербы, созданные детьми и их родителями; мультимедийная установка, презентация (слайды с видом Петропавловской крепости); магнитофон, музыкальное сопровождение и аудиозапись «Песни о Санкт- Петербурге» (муз. И. Пономаревой, сл. А. Александрова).
Предварительная работа: просмотров слайдов, иллюстраций, фото с видами СПб; заучивание стихотворений о городе; пение песен о городе; изготовление макетов, рисунков, коллажей о городе; рассматривание карты города, альбомов из работ детей о городе; создание семейных гербов; детско- родительские прогулки по городу в воскресные дни на Неву, на Дворцовую площадь, в Петропавловскую крепость, на Невский проспект с обращением внимания на архитектуру, убранство зданий.
Ход ННОД:
Вводная часть
Звучит «Песня о Санкт-Петербурге» (исполняют дети).
Воспитатель: Ребята, о чем поется в этой песне?
Дети: О нашем родном городе Санкт-Петербурге.
Воспитатель: Конечно, в этой песне поется о нашем любимом городе Санкт- Петербурге {далее - СПб.). Это один из самых больших и красивых городов мира. Ему уже более 300 лет и живет в нем 5 млн. жителей. Все люди разные, разных национальностей. Как же зовут тех, кто живет в городе СПб. ?
Дети: Петербуржцы.
Воспитатель: Мы любим свой родной город, в котором родились. А вы любите наш город? А что вам нравится в нашем городе, за что вы его любите?
Дети:
- У нас в городе широкие улицы и проспекты. Высокие дома, много деревьев, много достопримечательностей в центре города.
- Наш город стоит на реке Неве - она полноводная, красивая, одетая в гранитные берега.
- Здесь живут друзья, родные. В нашем городе много музеев, театров, есть знаменитый цирк.
Воспитатель: Верно, наш город нельзя не любить!
Считалка: Как на Банковском мосту
Есть Грифоны на мосту Я грифонов не боюсь По нему 100 раз пройдусь Как пройду 101 раз Оживут Грифоны в раз.
С. Тюлякова.
Основная часть
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему городу, на воздушном шаре. Итак, мы отправляемся. Занять всем свои места. {звучит музыка).
Воспитатель: Смотрите, под нами земля. Мы приземляемся.
Как вы думаете, куда мы попали? {просмотр слайдов)
Дети: На остров.
Воспитатель: А как вы догадались, что это остров?
Дети: Небольшая часть земли, а вокруг вода.
Воспитатель: Посмотрите на карту СПб. {расположение Заячьего острова) Почему так много заячьих следов?
Дети: Следы оставили зайцы.
Воспитатель: Верно. Петр I, когда то приплыл на остров, он показался ему мрачным, дул сильный ветер. Но пока он гулял по острову, ему в сапог случайно запрыгнул зайчонок. Вы помните, что Петр был очень высокого роста и носил огромные сапоги. Петр рассмеялся. Достал непутевого зайчонка и решил, что это очень хорошая примета. Решил строить город- крепость. Петропавловскую крепость. {рассмотреть карту, план Петропавловской крепости).
Воспитатель: А как вы думаете, как назван остров?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Верно заячий, там даже есть памятник зайчонку.
А наше путешествие продолжается. Занять всем свои места {звучит музыка). Вижу крепость. Мы приземляемся. Как вы думаете, что это за крепость?
Дети: Петропавловская крепость.
Воспитатель: Правильно. Строили Петропавловскую крепость из дерева, из камней (булыжники). Но где же взять столько камней, если вокруг острова вода?
Дети: Ответы детей, {предлагаетсярассмотреть камни, булыжники). Воспитатель: На самом деле, Петр 1 издал специальный указ {достается самодельной тубы указ) : «Указ о каменном налоге» : «Все суда и подводы, направлявшиеся от Ладожского озера в новую столицу, обязаны были бесплатно доставлять в казну от 10 до 30 булыжников не менее 10 фунтов каждый». За сведения о местоположения строительного камня предусматривались поощрения. Строительство новой столицы стало важнейшим делом государства.
Воспитатель: Давайте немного передохнем и разомнемся.
Физкультминутка (речь с движениями) :
По болоту Петр шел Остров заячий нашел
Он созвал рабочий люд Начал строить крепость тут
Крепость новая стоит Пушками врагам грозит
Бам- бам- бам Зайцы пушек испугались
По кусточкам разбежались.
Е. Ставщкая.
Воспитатель:
- Петропавловская крепость построена для защиты от врагов и названа так в честь святых Петра и Павла.
- Наше путешествие продолжается. Занять всем свои места, мы отправляемся на воздушно шаре, {звучит муз. сопр.) Вижу под нами дом - музей. Приземляемся. Это монетный двор. Как вы думаете, почему он так называется?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно в нем до сих пор печатаются монеты и медали.
Вот такие монеты {предлагает рассмотреть монеты).
Игра «Ожившие скульптуры» : Дети выполняют разные движения: кружатся на месте, приседают, машут руками, встают на носочки, а по сигналу «Скульптура», - замирают.
Воспитатель: Занять всем свои места на воздушном шаре. Вперед! (звучит муз, сопр.) Приземляемся. Вижу золотом украшенный купол. Это Петропавловский собор (показ) - это самая высокая точка нашего города. Петропавловский собор - очень красивый богато украшен. Внутри собора усыпальница императоров и царей России (они там захоронены). На самом верху, на шпиле (показывает гипилъ, обращая внимание на что похож - на иглу, спицу) красуется золотой ангел, он парит в вышине и поворачивается в разные стороны (просмотр). В основании ангела есть волшебное яблоко- коробочка. Туда кладут специальное послание для потомков, будущих поколений.
Воспитатель: Что вы можете о нём сказать? Какой он?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: А какая у него рука?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Есть легенда, которая рассказывает о том, что если на наш город нападёт враг, небесные ангелы вложат в руку нашему ангелу огненный меч, который сможет защитить нас. Ангел - это хранитель Санкт- Петербурга.
Игра «Собери слово»
Воспитатель: А сейчас делимся на 4 команды, у каждой команды конверт с заданием — собираем слово (собор, ангел, заяц, пушка).
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием (оценка работы). Ну вот и заканчивается наше путешествие по славному городу Санкт-Петербургу. Занимайте свои места в воздушном шаре, мы возвращаемся в детский сад. Воспитатель: Отгадайте загадку:
В полдень выстрелит хлопушка,
За стеной сторожевой,
Словно детская хлопушка
- Это крепость над Невой.
М. Борисова.
Воспитатель: Ребята, о какой крепости идет речь? Кто ее построил? (заложил Петр 1- 27мая 1703 года).
Давайте поиграем в словесную игру «Что здесь лишнее?»
• Реки: Мойка - Нева - Фонтанка - Москва-река.
• Площади: Дворцовая - пл. Восстания - Красная- Сенная.
• Музеи: Эрмитаж - Третьяковская галерея - Русский музей - Кунсткамера.
• Соборы: Исаакиевский - Казанский - Смольный- Василия Блаженного. Воспитатель: Ребята совместно с родителями нарисовали семейные гербы. Мы решили вернуться к старым традициям, когда люди знали своих предков до 7 колена и относились друг к другу с огромным уважением и любовью.
Рефлексия:
Воспитатель: Вы - молодцы! Показали хорошие знания. Я поняла, что вы любите свой город. Где проходило наше путешествие? На чём мы путешествовали? Что нового узнали?
Домашние задание: нарисовать все, что запомнилось и оставило у вас впечатления о нашем путешествии по любимому городу Санкт-Петербургу, Петропавловской крепости. Из ваших рисунков мы создадим альбом «Мой Петербург».
Список литературы:
1. Алифанова Т. П. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. - СПб. : Паритет, 2005.
2. Ефимовский Е. С. Любимый город СПб. Азбука в стихах. СПб. : Литера, 2004.
3. Гурьева Н. А. Детям о СПб. : первое знакомство». - СПб, Паритет, 2010.