Оксана Пинчук
Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» в подготовительной группе
▼ Скачать
Конспект интегрированной НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси»
(подготовительная логогруппа 09)
Цель:
Приобщать детей к истокам русской культуры.
Задачи:
- Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
Публикация «Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию „Семейные обычаи на Руси“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
- Приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа.
- Упражнять в словообразовании на примере подбора ласкательной и полной формы имени, развивать речевую активность.
- Воспитывать доброжелательность, уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания.
Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой.
Презентация «Семейные традиции». Атрибуты русской избы: печь, чугунок, самовар, сундук, рушник, колыбелька, кукла, игрушки и посуда древних славян; уголек, зернышки, монетки, лоскутки, ткани, нитки.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы.
Рассматривание фотографий и иллюстраций одежды, домашней утвари и обихода славян, разнообразие стола, игрушки маленьких славян. Экскурсия в комнату «Русская изба».
Ход занятия
Воспитатель :
Мы красиво нарядились,
Вкруг себя оборотились.
Вышли песенки попеть,
На людей посмотреть!
Вышли дружно поиграть –
Себя людям показать!
Воспитатель : Ребята, с давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.
Дети встают в круг, говорят друг другу приветственные слова с поклоном.
Девочки с поклоном: Здравствуйте, добрые молодцы!
Мальчики с поклоном: Здравствуйте, красны девицы!
Все дети гостям: Здравствуйте, гости, дорогие!
В - Сегодня мы отправимся с вами в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами и предметами.
Воспитатель с детьми, под музыку держась за руки, закручиваются в «змейку» и обратно, проговаривая слова: «Кручусь, верчусь, в старине окажусь!»
-Вот мы и в старине. Посмотрите на экран. (Показ презентации «В русской избе», беседа) Русская изба — это дом из брёвен, в котором издавна жил славянский народ. Русские избы строили только из дерева. Фундаментом будущего жилья служили бревна деревьев, которые частично углубляли в землю для обеспечения большей надежности и долговечности сооружения. Затем достраивалось основание избы. В основании дверей и окон не было. Вместо дверей были отверстия высотою до 1 метра.
Слайд 2
-Где мы очутились? (Возле русской избы).
- Кто жил в таких избах? (В таких избах жили большие крестьянские семьи.)
-Ребята, сейчас Степа расскажет нам об избе. (Считалась что изба – модель мира, потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет).
Наши ребята знаю приметы об избе которых, придерживались наши предки.
1. Под каждый угол венца клали клочок шерсти (чтоб дом был тёплый, монетки (для богатства и благополучия).
2. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы из него выходили все беды и напасти.
3. Когда строительство было завершено, в дом пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить.
-Молодцы ребята.
Слайд 3
-Посмотрите на следующий слайд. Кто это ребята? (Домовой).
Ответ детей.
Воспитатель : Послушайте, уважаемые гости, что знают наши ребята о домовых.
Люди верили, что в каждой избе жил свой домовой – покровитель дома. Если в избе происходило что-то, плохое пропадали вещи, то это списывали на проделки домового. Старались его удобрить, в тёмном уголке ставили мисочку с молоком. Если молоко исчезало, то домовой принял дар и больше не шалил, а вещи что удивительно, находились.
Воспитатель : - Ой ребята, пока мы тут говорили у нас пропала корзинка с угощениями. Скорее всего, это проказничает домовой.
-Ну что же, надо нам его задобрить. Посмотрите, какой старинный вязаный мешочек, что в ней? - Ребята, тут записочка, домовой предлагает с вами поиграть, если вы выполните некоторые его задания. То он вернет нам нашу корзинку. А какие задания, мы узнаем, если увидим мешочки, с изображением домового.
Слайд 4,5. Пойдем дальше.
-Что мы видим? (Большая комната – горница)
-А теперь оглянитесь вокруг. Это наша изба. А мы с вами одна большая и дружная семья. В каждой избе был большой стол, чтобы поместилась за ним вся семья. Посмотрите, как у нас в избе чисто. А сколько здесь интересных вещей и предметов.
Для чего они? Нам расскажут наши дети.
Для того чтобы красиво рассказать мы произнесем четко чистоговорку.
УК-УК-УК - беру бабушкин сундук
ЫН-ЫН-ЫН - полон наш кувшин
НОК-НО-НОК - на столе чугунок
АТ-АТ-АТ - взяли мы ухват
ГА-ГА-ГА - наша пляшет кочерга
ВАР-ВАР-ВАР - мы начистим самовар.
Посмотрите что это у нас в уголке? Мешочек с заданием (читаем).
Вы знаете стихотворения о предметах старины.
Слайд 6
- Дети рассказывают стихи о предметах старины:
Давным – давно в деревне
Жила одна семья.
Оставила в наследство нам
Большой сундук добра.
Его сейчас откроем
И поведём рассказ,
Как жили наши предки
Всего лишь век назад.
Слайд 7
Перед вами утюг,
Это бабушкин старый друг.
Грелся он в то время на углях,
Который был во всех дворах.
Слайд 8
Вот старинные кувшины.
Сделаны они из глины.
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.
Слайд 9
Как отважный черный конь,
Скачет наш ухват в огонь.
Тянет он из печи
С горячей кашей чугунки!
Слайд 11
Чугунок, ты чугунок!
У тебя ни рук, ни ног.
В черной саже, весь копчёный,
Не украшен, но ядрёный!
Слайд 12
Он во главе стола - большой начальник:
Зеркально блещут медные бока,
На голове - пыхтит с заваркой чайник,
Внутри - воды кипящая река. -Молодцы ребята!
-Ребята, а почему у нас в избе так тепло? (Ответы детей)
Слайд 13
Конечно, посмотрите, какая у нас печь стоит. Давайте присядем у печи, погреемся, полюбуемся на огонек. (Воспитатель и дети садятся на лавки у печи.)
-А Эмилия, нам расскажет стихотворение про печь.
Ой, ты, печка-сударыня, помоги нам барыня.
Ты свари, испеки, обогрей, освети, полечи и спаси. В дом богатства неси.
В:- Почему мы так ласково печке говорим? Печь - в русской избе самое главное. Без печи изба - не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Печь не только обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, на печи спали, на лежанке, чтоб тепло было, в печке пекли хлеб, готовили еду.
-Ребята, посмотрите, на печке мешочек очередной.
Задание: Ответить на вопросы:
Слайд 14
-Как называлось место в доме, где работала женщина? Бабий уголок (кут)
Слайд 15
-Как называлось место в доме, где работал мужчина? (Мужской коник)
Слайд 16
-Как называлось самое почетное место в доме? (Красный уголок) Что в нем находилось?
Слайд 18
-Чем занимались женщины зимними вечерами? Женщины пряли пряжу, вязали, шили одежду для всей семьи.
Слайд 19
-Чем занимались мужчины зимними вечерами? (Плели лапти, из тонких ивовых прутьев - корзины, из бересты - короба.)
Слайд 20
-А где же люди спали на Руси? (На печи, на лавках, на сундуках.)
Слайд 21
-С чем на Руси ходили за водой? (С коромыслом)
Слайд 22
-В каких сказках встречается русская печь? (Емеля из сказки «По щучьему велению», «Гуси - лебеди», «Жихарка», «Колобок», «Царевна лягушка», «Конек горбунок»)
Раздается звук плача ребенка.
- Ой, ребятушки, кто же это плачет, это же плачет наш недавно родившийся малыш. А когда малыш плачет, что делает мама? (Нужно его успокоить и покачать) А как мы его успокоим?
Дети: Надо спеть песенку, под которую засыпает ребенок. И как же называется эта песенка? Колыбельная.
-Дети, а давайте вместе споем колыбельную для малыша и покачаем колыбельку.
-Динамическая пауза
Баю-баюшки-баю
Я тебе покой дарю.
Ветер в окна к нам свистит,
Снег по улице кружит.
В небе звездочка горит:
«Спи, сыночек, - говорит,
Баю-баю-баю-бай
Спи, сыночек, засыпай!»
Воспитатель : Ну вот, успокоился. Когда малыш рождается, ему дают имя, Родился наш малыш, а мы ему имя еще не дали. Как мы его назовем? Дети, какие вы знаете русские старинные имена?
Дети предлагают имена: Тимофей, Егор, Витослав, Степан.
(Выбирают одно имя - ребеночка называют Егор.)
-Вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, его мы все будем называть ласково. Как можно ласково назвать Егора?
Дети: Егорушка.
-Когда он вырастет, то его уже будут называть Егор. Мы растем, и имя наше растет.
Я предлагаю вам поиграть в игру, вы же знаете имена друг друга? Так вот повернитесь к друг другу и назовите ласково.
(Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и произносят имена ласково.)
Воспитатель : Егорушка наш еще спит, но дети посмотрите, здесь, в колыбельке у Егорушки мешочек, что же в нём? ( Педагог поочередно вынимает из мешочка и показывает: уголек, зернышки, монетки).
Знаете ребята, что давным-давно на Руси, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали и сопровождали свои действия словами:
уголек – «Привыкай к домашнему теплу»,
зернышки – «Будь всегда сыт»,
монетки – «Будь всегда богат».
Слайд 23-25
Логопед: - Ребята посмотри я, тоже нашла мешочек с изображением домового. Сейчас посмотрю что в нем.
- в нем очередное задание для вас и я могу вам помочь его выполнить. Подойдем к столу и посмотрим что это за задание.
Вам надо в словах определить первый и последний звуки, выложить их буквами и из этих букв сложить слово.
МОНЕТА УГОЛЕК (МУКА)
-Молодцы!
Логопед: - Пока Егорушка спит, мамы готовили ужин, предлагаю и нам с вами заняться ужином. Пойдемте со мной к печи, мне нужна ваша помощь. (Подходят к печи, становятся в круг)
-Давайте испечем пироги.
Пальчиковая гимнастика «Отличные пшеничные»
Мы печем пшеничные
Пироги отличные.
(«пекут пироги»)
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные?
(разводят руки в стороны, пожимают плечами)
Мама, папа, брат, сестра,
Пес лохматый со двора.
(поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно)
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
(делают манящие движения руками)
Тесто замесили мы,
(«месят тесто»)
Сахар не забыли мы,
(«посыпают сахар»)
Пироги пшеничные
(«пекут пироги»)
В печку посадили мы.
(разворачивают руки ладонями вверх)
Печка весело горит,
(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)
Наша мама говорит:
(грозят указательным пальцем)
- Крошки, что останутся,
Воробью достанутся.
(«посыпают крошки»)
-Пироги испекли, а теперь садитесь за стол.
Воспитатель : - Ребятушки, вы просто молодцы, но как вы уже говорили, родители готовили, шили, пряли и вязали, а что еще делали родители?
(ответы детей)
- Правильно, изготавливали игрушки, папы из бересты и дерева, а мамы из ткани и ниток делали кукол.
- Может и мы с вами сделаем для Егорушки игрушку-куклу?
Слайд 26
- Какие куклы были на Руси? (Обрядовые куклы, куклы-обереги и игровые куклы.)
Слайд 27
- Мы с вами сделаем не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?
Дети ОТВЕТЫ
- Это предмет, который защищал детей от болезней.
-Да, это так, он защищал ребенка от беды.
-Предлагаю, сделаем куклу-Лихоманку (показываю готовую куклу.)
Лихоманка - это кукла, которую изготавливали со словами заговора от болезней, простуды. В русской избе этих кукол связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихоманка, влетев ночью в дом, через трубу увидев такую куклу, узнает себя и вселится в неё вместо человека. И человек не будет болеть,
Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы. (Использование русской народной мелодии во время труда детей).
- А теперь, давайте подарим Егорушке наш подарок, и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.
Дети:
- никогда не болеть, будь здоров, крепким и сильным;
- хорошо учиться и помогать мамам и папам;
- Слушай родителей и бабушек с дедушками.
Стук в дверь. Входит домовенок Кузя.
- Здравствуйте, люди добрые! Я домовенок Кузя. В избе за печкой я живу, за порядком я слежу. Услышал ваши голоса, да и не утерпел, вышел на все поглядеть. Ишь, какие, ладные и складные! Я вижу, вы Егорушке подарки приготовили. Я тоже люблю подарки. А для меня подарки есть?
- Конечно, Кузя. И для тебя есть подарок. Ведь раньше на любых праздниках, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли, пели. Ты любишь петь и водить хороводы? Дети приглашают домовенка в хоровод.
ХОРОВОД. «Вдоль по улице метелица метет»
- Ай, да молодцы! Распотешили меня, развеселили. Я вам за это тоже возвращаю вашу корзинку и свою корзину с подарками вам дарю. Получайте! А мне пора за печку, отдыхать. До свидания
Воспитатель :- Ребята, пора и нам возвращаться в наше время.
(закрыв глаза крутимся вокруг себя) Кручусь, верчусь, в настоящем окажусь!
Рефлексия.
Воспитатель : Вам было интересно?
- Что нового и интересного вы узнали? О чём вы дома расскажете родителям?
- С кем познакомились? (с младенцем Егорушкой)
- Какую куклу - оберег мы делали? (куклу - лихоманку)
- Что обозначает слово оберег? (оберегает)
Дети я желаю вам никогда не забывать своих традиций.