Получи документы

Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» в подготовительной группе

Оксана Пинчук
Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект интегрированной НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси»

(подготовительная логогруппа 09)

Цель:

Приобщать детей к истокам русской культуры.

Задачи:

- Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;

Публикация «Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию „Семейные обычаи на Руси“ в подготовительной группе» размещена в разделах

- Приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа.

- Упражнять в словообразовании на примере подбора ласкательной и полной формы имени, развивать речевую активность.

- Воспитывать доброжелательность, уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой.

Презентация «Семейные традиции». Атрибуты русской избы: печь, чугунок, самовар, сундук, рушник, колыбелька, кукла, игрушки и посуда древних славян; уголек, зернышки, монетки, лоскутки, ткани, нитки.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы.

Рассматривание фотографий и иллюстраций одежды, домашней утвари и обихода славян, разнообразие стола, игрушки маленьких славян. Экскурсия в комнату «Русская изба».

Ход занятия

Воспитатель :

Мы красиво нарядились,

Вкруг себя оборотились.

Вышли песенки попеть,

На людей посмотреть!

Вышли дружно поиграть –

Себя людям показать!

Воспитатель : Ребята, с давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.

Дети встают в круг, говорят друг другу приветственные слова с поклоном.

Девочки с поклоном: Здравствуйте, добрые молодцы!

Мальчики с поклоном: Здравствуйте, красны девицы!

Все дети гостям: Здравствуйте, гости, дорогие!

В - Сегодня мы отправимся с вами в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами и предметами.

Воспитатель с детьми, под музыку держась за руки, закручиваются в «змейку» и обратно, проговаривая слова: «Кручусь, верчусь, в старине окажусь!»

-Вот мы и в старине. Посмотрите на экран. (Показ презентации «В русской избе», беседа) Русская изба — это дом из брёвен, в котором издавна жил славянский народ. Русские избы строили только из дерева. Фундаментом будущего жилья служили бревна деревьев, которые частично углубляли в землю для обеспечения большей надежности и долговечности сооружения. Затем достраивалось основание избы. В основании дверей и окон не было. Вместо дверей были отверстия высотою до 1 метра.

Слайд 2

-Где мы очутились? (Возле русской избы).

- Кто жил в таких избах? (В таких избах жили большие крестьянские семьи.)

-Ребята, сейчас Степа расскажет нам об избе. (Считалась что изба – модель мира, потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет).

Наши ребята знаю приметы об избе которых, придерживались наши предки.

1. Под каждый угол венца клали клочок шерсти (чтоб дом был тёплый, монетки (для богатства и благополучия).

2. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы из него выходили все беды и напасти.

3. Когда строительство было завершено, в дом пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить.

-Молодцы ребята.

Слайд 3

-Посмотрите на следующий слайд. Кто это ребята? (Домовой).

Ответ детей.

Воспитатель : Послушайте, уважаемые гости, что знают наши ребята о домовых.

Люди верили, что в каждой избе жил свой домовой – покровитель дома. Если в избе происходило что-то, плохое пропадали вещи, то это списывали на проделки домового. Старались его удобрить, в тёмном уголке ставили мисочку с молоком. Если молоко исчезало, то домовой принял дар и больше не шалил, а вещи что удивительно, находились.

Воспитатель : - Ой ребята, пока мы тут говорили у нас пропала корзинка с угощениями. Скорее всего, это проказничает домовой.

-Ну что же, надо нам его задобрить. Посмотрите, какой старинный вязаный мешочек, что в ней? - Ребята, тут записочка, домовой предлагает с вами поиграть, если вы выполните некоторые его задания. То он вернет нам нашу корзинку. А какие задания, мы узнаем, если увидим мешочки, с изображением домового.

Слайд 4,5. Пойдем дальше.

-Что мы видим? (Большая комната – горница)

-А теперь оглянитесь вокруг. Это наша изба. А мы с вами одна большая и дружная семья. В каждой избе был большой стол, чтобы поместилась за ним вся семья. Посмотрите, как у нас в избе чисто. А сколько здесь интересных вещей и предметов.

Для чего они? Нам расскажут наши дети.

Для того чтобы красиво рассказать мы произнесем четко чистоговорку.

УК-УК-УК - беру бабушкин сундук

ЫН-ЫН-ЫН - полон наш кувшин

НОК-НО-НОК - на столе чугунок

АТ-АТ-АТ - взяли мы ухват

ГА-ГА-ГА - наша пляшет кочерга

ВАР-ВАР-ВАР - мы начистим самовар.

Посмотрите что это у нас в уголке? Мешочек с заданием (читаем).

Вы знаете стихотворения о предметах старины.

Слайд 6

- Дети рассказывают стихи о предметах старины:

Давным – давно в деревне

Жила одна семья.

Оставила в наследство нам

Большой сундук добра.

Его сейчас откроем

И поведём рассказ,

Как жили наши предки

Всего лишь век назад.

Слайд 7

Перед вами утюг,

Это бабушкин старый друг.

Грелся он в то время на углях,

Который был во всех дворах.

Слайд 8

Вот старинные кувшины.

Сделаны они из глины.

Варили в них пищу на целый день,

Кушай кашу кому не лень.

Слайд 9

Как отважный черный конь,

Скачет наш ухват в огонь.

Тянет он из печи

С горячей кашей чугунки!

Слайд 11

Чугунок, ты чугунок!

У тебя ни рук, ни ног.

В черной саже, весь копчёный,

Не украшен, но ядрёный!

Слайд 12

Он во главе стола - большой начальник:

Зеркально блещут медные бока,

На голове - пыхтит с заваркой чайник,

Внутри - воды кипящая река. -Молодцы ребята!

-Ребята, а почему у нас в избе так тепло? (Ответы детей)

Слайд 13

Конечно, посмотрите, какая у нас печь стоит. Давайте присядем у печи, погреемся, полюбуемся на огонек. (Воспитатель и дети садятся на лавки у печи.)

-А Эмилия, нам расскажет стихотворение про печь.

Ой, ты, печка-сударыня, помоги нам барыня.

Ты свари, испеки, обогрей, освети, полечи и спаси. В дом богатства неси.

В:- Почему мы так ласково печке говорим? Печь - в русской избе самое главное. Без печи изба - не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Печь не только обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, на печи спали, на лежанке, чтоб тепло было, в печке пекли хлеб, готовили еду.

-Ребята, посмотрите, на печке мешочек очередной.

Задание: Ответить на вопросы:

Слайд 14

-Как называлось место в доме, где работала женщина? Бабий уголок (кут)

Слайд 15

-Как называлось место в доме, где работал мужчина? (Мужской коник)

Слайд 16

-Как называлось самое почетное место в доме? (Красный уголок) Что в нем находилось?

Слайд 18

-Чем занимались женщины зимними вечерами? Женщины пряли пряжу, вязали, шили одежду для всей семьи.

Слайд 19

-Чем занимались мужчины зимними вечерами? (Плели лапти, из тонких ивовых прутьев - корзины, из бересты - короба.)

Слайд 20

-А где же люди спали на Руси? (На печи, на лавках, на сундуках.)

Слайд 21

-С чем на Руси ходили за водой? (С коромыслом)

Слайд 22

-В каких сказках встречается русская печь? (Емеля из сказки «По щучьему велению», «Гуси - лебеди», «Жихарка», «Колобок», «Царевна лягушка», «Конек горбунок»)

Раздается звук плача ребенка.

- Ой, ребятушки, кто же это плачет, это же плачет наш недавно родившийся малыш. А когда малыш плачет, что делает мама? (Нужно его успокоить и покачать) А как мы его успокоим?

Дети: Надо спеть песенку, под которую засыпает ребенок. И как же называется эта песенка? Колыбельная.

-Дети, а давайте вместе споем колыбельную для малыша и покачаем колыбельку.

-Динамическая пауза

Баю-баюшки-баю

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна к нам свистит,

Снег по улице кружит.

В небе звездочка горит:

«Спи, сыночек, - говорит,

Баю-баю-баю-бай

Спи, сыночек, засыпай!»

Воспитатель : Ну вот, успокоился. Когда малыш рождается, ему дают имя, Родился наш малыш, а мы ему имя еще не дали. Как мы его назовем? Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена: Тимофей, Егор, Витослав, Степан.

(Выбирают одно имя - ребеночка называют Егор.)

-Вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, его мы все будем называть ласково. Как можно ласково назвать Егора?

Дети: Егорушка.

-Когда он вырастет, то его уже будут называть Егор. Мы растем, и имя наше растет.

Я предлагаю вам поиграть в игру, вы же знаете имена друг друга? Так вот повернитесь к друг другу и назовите ласково.

(Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и произносят имена ласково.)

Воспитатель : Егорушка наш еще спит, но дети посмотрите, здесь, в колыбельке у Егорушки мешочек, что же в нём? ( Педагог поочередно вынимает из мешочка и показывает: уголек, зернышки, монетки).

Знаете ребята, что давным-давно на Руси, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали и сопровождали свои действия словами:

уголек – «Привыкай к домашнему теплу»,

зернышки – «Будь всегда сыт»,

монетки – «Будь всегда богат».

Слайд 23-25

Логопед: - Ребята посмотри я, тоже нашла мешочек с изображением домового. Сейчас посмотрю что в нем.

- в нем очередное задание для вас и я могу вам помочь его выполнить. Подойдем к столу и посмотрим что это за задание.

Вам надо в словах определить первый и последний звуки, выложить их буквами и из этих букв сложить слово.

МОНЕТА УГОЛЕК (МУКА)

-Молодцы!

Логопед: - Пока Егорушка спит, мамы готовили ужин, предлагаю и нам с вами заняться ужином. Пойдемте со мной к печи, мне нужна ваша помощь. (Подходят к печи, становятся в круг)

-Давайте испечем пироги.

Пальчиковая гимнастика «Отличные пшеничные»

Мы печем пшеничные

Пироги отличные.

(«пекут пироги»)

Кто придет к нам пробовать

Пироги пшеничные?

(разводят руки в стороны, пожимают плечами)

Мама, папа, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

(поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно)

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

(делают манящие движения руками)

Тесто замесили мы,

(«месят тесто»)

Сахар не забыли мы,

(«посыпают сахар»)

Пироги пшеничные

(«пекут пироги»)

В печку посадили мы.

(разворачивают руки ладонями вверх)

Печка весело горит,

(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

Наша мама говорит:

(грозят указательным пальцем)

- Крошки, что останутся,

Воробью достанутся.

(«посыпают крошки»)

-Пироги испекли, а теперь садитесь за стол.

Воспитатель : - Ребятушки, вы просто молодцы, но как вы уже говорили, родители готовили, шили, пряли и вязали, а что еще делали родители?

(ответы детей)

- Правильно, изготавливали игрушки, папы из бересты и дерева, а мамы из ткани и ниток делали кукол.

- Может и мы с вами сделаем для Егорушки игрушку-куклу?

Слайд 26

- Какие куклы были на Руси? (Обрядовые куклы, куклы-обереги и игровые куклы.)

Слайд 27

- Мы с вами сделаем не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?

Дети ОТВЕТЫ

- Это предмет, который защищал детей от болезней.

-Да, это так, он защищал ребенка от беды.

-Предлагаю, сделаем куклу-Лихоманку (показываю готовую куклу.)

Лихоманка - это кукла, которую изготавливали со словами заговора от болезней, простуды. В русской избе этих кукол связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихоманка, влетев ночью в дом, через трубу увидев такую куклу, узнает себя и вселится в неё вместо человека. И человек не будет болеть,

Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы. (Использование русской народной мелодии во время труда детей).

- А теперь, давайте подарим Егорушке наш подарок, и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Дети:

- никогда не болеть, будь здоров, крепким и сильным;

- хорошо учиться и помогать мамам и папам;

- Слушай родителей и бабушек с дедушками.

Стук в дверь. Входит домовенок Кузя.

- Здравствуйте, люди добрые! Я домовенок Кузя. В избе за печкой я живу, за порядком я слежу. Услышал ваши голоса, да и не утерпел, вышел на все поглядеть. Ишь, какие, ладные и складные! Я вижу, вы Егорушке подарки приготовили. Я тоже люблю подарки. А для меня подарки есть?

- Конечно, Кузя. И для тебя есть подарок. Ведь раньше на любых праздниках, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли, пели. Ты любишь петь и водить хороводы? Дети приглашают домовенка в хоровод.

ХОРОВОД. «Вдоль по улице метелица метет»

- Ай, да молодцы! Распотешили меня, развеселили. Я вам за это тоже возвращаю вашу корзинку и свою корзину с подарками вам дарю. Получайте! А мне пора за печку, отдыхать. До свидания

Воспитатель :- Ребята, пора и нам возвращаться в наше время.

(закрыв глаза крутимся вокруг себя) Кручусь, верчусь, в настоящем окажусь!

Рефлексия.

Воспитатель : Вам было интересно?

- Что нового и интересного вы узнали? О чём вы дома расскажете родителям?

- С кем познакомились? (с младенцем Егорушкой)

- Какую куклу - оберег мы делали? (куклу - лихоманку)

- Что обозначает слово оберег? (оберегает)

Дети я желаю вам никогда не забывать своих традиций.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«В гости к кошке Мурке». Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе«В гости к кошке Мурке». Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе "В гости к кошке Мурке" конспект занятия Программное содержание: - подводить детей к умению называть свое имя и фамилию. - способствовать.

Фотоотчёт по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группеФотоотчёт по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Это связано с установлением приоритетности.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси»Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси» Цель: Развивать чувство патриотизма и любви Родине. Расширять представление о старинных семейных обычаях. Задачи: Образовательные: 1. Воспитывать.

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию «Служебные собаки» в подготовительной группе Образовательная область: познавательное развитие Тема: «Служебные собаки» Цель: создание условий для формирования представлений детей о.

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группеКонспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе Цель:Развивать нравственно-патриотическое воспитание у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Обобщить знания детей о растительном.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Моя семья» (младшая группа)Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Моя семья» (младшая группа) Программное содержания: 1. Систематизировать представления детей о семье 2. Воспитывать привязанность ребенка к своему дому, любовь и заботливое.

Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина»Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина» Конспект занятия в старшей группе по нравственно - патриотическому воспитанию: «Моя Родина»Интеграция образовательных областей:«Коммуникация»,.

Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Сентябрь. Тема «Моя семья» Содержание занятий 1. Разгадывание ребуса «7 Я» 2. Работа над понятием «семья» 3. Обсуждение рассказа В. Драгунского.

Перспективный план работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Перспективный план работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе. Воспитатель МБДОУ №16 д\с.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» для старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить знания детей о нашей стране, продолжать формировать представления о том, что наша страна – Россия. Систематизировать знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» в подготовительной группе
Опубликовано: 26 февраля 2022 в 16:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Пинчук (УИ 118819) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД