Лучший педагог года

«Я умею сам». Формирование навыков самообслуживания

Галина Ильина
«Я умею сам». Формирование навыков самообслуживания
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

Аннотация

Возрастные особенности детей раннего возраста

Этапы работы над формированием навыков самообслуживания

Аннотация

Основным видом труда младших дошкольников является самообслуживание. Самообслуживание - это освоение ребенком культурно-гигиенических навыков: навыков приема пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук, пользование туалетом. Повтор режимных процессов, настойчивость требований к детям обеспечивает прочность навыков, закрепляет формирование потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.

Публикация «„Я умею сам“, Формирование навыков самообслуживания» размещена в разделах

Именно через самообслуживание ребёнок постепенно осваивает умение заботиться не только о себе, но и о своих близких. В процессе самообслуживания он познаёт много нового о вещах, об их качествах и назначении. Алгоритм последовательности процессов одевания, умывания, раздевания требует работы памяти, а чтобы выполнить действия необходимо научиться быть внимательным и сосредоточенным.

Взрослые пополняют знания детей, совершенствуют их умения и навыки. И дальнейшее развитие личности ребенка зависит от того насколько педагогически правильно взрослые будут направлять развитие самостоятельности ребёнка. Воспитание самостоятельности у ребенка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию. Такие черты характера как воля, уверенность в себе, активность и упорство в достижении цели также формируются с привития навыков самообслуживания.

В группах раннего возраста содержание труда по самообслуживанию включает в себя: обучать детей порядку одевания и раздевания, учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого, учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду, учить правильно надевать одежду и обувь. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).

Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. Таким образом, условием закрепления навыков самообслуживания, превращения их в привычки, а вместе с тем условием формирования самостоятельности в бытовой деятельности является поддержание интереса к ней. Этому содействуют те эмоциональные переживания, которые испытывает ребенок при раздевании, одевании. Вот почему и на данной возрастной ступени так необходимы поощрения и объективная оценка его деятельности.

Проблема. В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимания обучению детей чтению и математике, чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее учиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться и т. д.

Актуальность. Каждодневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематизированному труду. Благодаря навыкам самообслуживания ребёнок осознаёт свои обязанности по отношению к ним и становится равноправным членом коллектива. Самообслуживание включает в себя следующее: освоение навыков приёма пищи, раздевания и умывания, гигиены тела, опрятности. Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. К самым важным навыкам общей моторики (для самообслуживания) относятся умение садиться, вставать, ходить, подниматься и опускаться по ступенькам. К основным навыкам мелкой моторики относятся: умение толкать, тянуть, держать и поворачивать предмет, выпускать его из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами. К навыкам, связанным с умением концентрировать внимание, относятся: умение смотреть, когда зовут; приходить, когда зовут; узнавать предметы, выполнять простые указания, уметь имитировать, то есть подражать действиям взрослых. С этих умений начинаются более важные в практическом отношении навыки – умение самостоятельно есть и пить, одеваться, раздеваться, умываться, вытираться, чистить зубы, выполнять работу по дому (убирать за собой игрушки, вытирать пыль и т. д.) Мы пользуемся этими умениями каждый день, часто забывая, что для маленького ребёнка преодолеть трудности и учиться, скажем, есть ложкой, пить из чашки или застёгивать пуговицы на рубашке – огромное достижение. Когда у детей сформирован навык самообслуживания, они легче и быстрее адаптируются в обществе.

Почему малышу так трудно осваивать всякое новое действие?

Дело в том, что любое действие достаточно сложно по своей структуре. Кроме представленного результата, в нём есть движение, ориентировочные операции, контроль над движением. Чтобы выполнить действие ребёнку надо ориентироваться в пространстве, соотнести движение руки и положение кисти со своеобразием того или иного орудия, представить движение, учесть внешние свойства предмета. Сенсорные процессы, внимание, мелкая и общая моторика находятся в начальной стадии развития, поэтому маленькому ребёнку так трудно освоить каждое новое действие. Что же произойдёт, когда ребёнок научится выполнять действия более уверенно? Это будет означать, что он хорошо представляет себе конечный результат, ориентируется в свойствах предметов, владеет движением, контролирует свои действия. Ребёнку легче будет освоить и другие подобные действия, они станут разнообразнее. Это значит, что он становится всё более и более самостоятельным. Итак, самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.

Описание и назначение образовательной инициативы. Методическая разработка «Я умею сам» направлена на формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста и включает в себя 4 раздела, каждый из которых позволяет систематизировать работу по становлению и закреплению определённого навыка самообслуживания.

Раздел «Культура поведения за столом» описывает методы и приёмы работы с детьми раннего возраста по формированию умения у детей пользоваться столовыми приборами, умения есть суп, бульон, хлеб, пить из стакана, чашки, пользоваться горшком.

Раздел «Учимся умываться» описывает работу по формированию КГН способствующих правильному поведению человека в быту и общественных местах - мыть с мылом руки и лицо, пользоваться полотенцем, носовым платком, расчёской, зеркалом.

В разделе «Одеваемся и раздеваемся самостоятельно» содержится материал, помогающий правильно поставить работу по формированию умения у детей самостоятельно одеваться и раздеваться. Одевание – это сложный процесс для ребёнка, который состоит из разных действий. Но именно, в таком, простом, на первый взгляд, одевании зарождается очень важное качество ребёнка – его самостоятельность.

Последний 4 раздел поможет взрослым наладить правильное общение с ребёнком во время обучения самообслуживанию.

Материал иллюстрирован, содержит цветные схемы-алгоритмы, которые могут использоваться как в работе с детьми, так и с родителями воспитанников. Так же разработка включает в себя подборку тематических произведений художественной литературы и дидактических игр помогающих сделать процесс по формированию навыков самообслуживания более интересным и увлекательным для детей.

Данный материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми раннего дошкольного возраста, а так же может быть интересен родителям детей.

Описание стратегии продвижения образовательной инициативы. Для дальнейшего продвижения данной образовательной инициативы планируется издание методической разработки в печатных источниках, а так же представление опыта и результатов работы на педагогических конференциях и методических мероприятиях города и края.

Возрастные особенности детей 2–3 лет

В настоящее время у детей наблюдается заметная акселерация развития, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста. Многие дети имеют более высокие показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывания зубов, хождения, говорения. Опережающим отмечается и социальное развитие, значительно раньше отмечается кризис трёх лет.

Малыши 2-3 лет сильнее подвержены заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключится с одной деятельности на другую.

Именно в раннем возрасте учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального развития от физического состояния и настроения ребенка, например: ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему; снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения: речевые, двигательные, социальные.

Этому возрасту свойственно удовлетворение ребёнком естественных психофизиологических потребностей.

Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, которая выражается, в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов.

На третьем году жизни ребенок вырастает в среднем на 7 см, прибавка в весе составляет 2,5 кг. Дети активно овладевают разнообразными движениями, учатся управлять своим телом: при беге и ходьбе; при наклонах и подъёмах; они учатся новым движениям: прыгать с высоты; подниматься и спускаться по лестнице. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий.

Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям - часто страдают их верхние дыхательные пути, потому что объем легких ребенка небольшой и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Надо постоянно следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос).

В младшем возрасте развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами.

У детей 2-3 лет совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, которые позволяют детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из нескольких предметов по форме, величине и цвету.

На третьем году возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в классической речи; идет быстрое освоение грамматических форм.

Под влиянием общения с взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стихи и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников.

Понимание речи продолжает развиваться в ходе совместной с взрослыми предметной деятельности. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Интенсивно развивается активная речь детей. Дети осваивают названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируются в пределах ближайшего окружения. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкции, но и рассказы взрослых.

К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 2000 слов. Совершенствуется слуховое восприятие. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, речь становится средством общения ребенка со сверстниками.

Игра является ведущим видом деятельности в раннем и дошкольном возрасте. Через игру малыши знакомятся с предметным миром.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, приближенные к реальности.

В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. Появление изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.

С формированием культурно-гигиенических навыков у малышей появляется желание быть чистым и красивым. Формирование навыков самообслуживания: в этом возрасте дети могут самостоятельно одевать и снимать некоторые предметы одежды, кушать самостоятельно. Необходимо поощрять инициативу малыша к самостоятельности и будьте всегда готовы, чтобы помочь ему.

Общение детей с взрослыми постоянно обогащаются и развиваются. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями, и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.

Малыши учатся выражать свои эмоции! Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.

В этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией имени и полом.

Наша задача – научить выражать эти эмоции приемлемым способом. Для этого нам потребуется много времени и терпения. А так же неоднократное повторение малышу как следует вести себя.

Помните! Что главным примером для подражания в жизни ребёнка по - прежнему остаётся – взрослый!

Дети раннего возраста – очаровательные существа. Они любознательны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними – одно удовольствие. Ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность, ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается.

Что для этого нужно? Прежде всего – обеспечить эмоциональное благополучие малыша.

Будет ли жизнь и деятельность радостной для ребёнка, или наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых.

Поэтому нужно нести нашим детям позитивную информацию и стараться во всём служить хорошим примером!

Этапы работы над формированием навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Первый этап обучения направлен на приобретение детьми отчётливых представлений о направленности, содержании и структуре конкретных процессов по самообслуживанию. Воспитатель учит детей на картинках и в жизни узнавать и правильно называть процессы умывания, одевания, купания, еды, а также те предметы, которые необходимы для их осуществления. Вызвать положительный эмоциональный настрой и побудить малышей при этом к освоению позиции субъекта в самообслуживании позволяют короткие стихи и потешки.

Я сегодня утром рано

Умывался из под крана!

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею. (А. Кузнецова)

Глубоко – не мелко,

Корабли в тарелках:

Лука головка,

Красная морковка,

Петрушка, картошка

И крупы немножко.

Вот кораблик плывёт,

Заплывает прямо в рот (И. Токмакова)

- Что оденем мы сначала?

- Ножки.

- Надеваем штанишки и сапожки.

- Что наденем мы потом?

- Руки.

- А на них наденем кофты и куртки.

- А последней, а последней,

Знаем мы как дважды два,

Одевается, конечно,

На прогулку – голова! (Н. Голикова)

Хороши для решения педагогических задач данного этапа работы и дидактические игры в малых подгруппах (до 3-5 детей) с использованием игрового персонажа, позволяющие сформировать отчётливые представления о последовательности действий и способах самоконтроля («В гостях у Мойдодыра», «Научим Незнайку» и др). Суть игр в создании игровых проблемных ситуаций, в которые постоянно попадает игровой персонаж, что требует помощи детей. Помогая маленькому Неумейке, дети активно участвуют в выборе предметов (мыло, полотенце, столовые приборы и пр.) Разыгрывание воспитателем игрового сюжета с помощью неумелого героя обеспечивает фиксацию детского внимания на последовательности действий и способах контроля, с которыми педагог знакомит детей. Дидактическая игра «Научим Неумейку мыть руки», обучающая детей мыть руки.

Замарашка рук не мыл,

Месяц в баню не ходил.

Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:

- Ты бы, грязнуля, вспомнил о мыле.

Мыло тебя наконец бы отмыло! (Я. Аким)

Второй этап обучения предполагает целенаправленное развитие контрольно – проверочных и оценочных умений в самостоятельной деятельности малышей по самообслуживанию. Главная задача воспитателей состоит в том, чтобы помочь ребёнку научиться адекватно принимать оценку своей деятельности другими, оценивать сверстника, а затем и самого себя.

Как строится работа на данном этапе, какие приёмы наиболее эффективны?

Для формирования ориентировочных действий (нахождение лицевой и изнаночной стороны, переда, верха и низа одежды) целесообразно использовать метки-кусочки ткани, маленькие пуговки, пришитые к верхнему шву колготок, трусиков, маек ит. д. На основе конкретной ситуации возможно объяснение способа действия путём показа результата неудовлетворительного качества. Например, надевая трусики, ребёнок засунул две ноги в одно отверстие. Воспитатель, увидев это, предлагает малышу подойти к нему. «Что же ты так медленно идёшь, что тебе мешает»? – Спрашивает воспитатель. – Посмотри, две ноги попали в одно «окошко», им тесно. А вот второе «окошко» (просовывает в отверстие свою руку) осталось без ноги. Сними и надень правильно: каждую ножку в своё «окошко». Контролировать последовательность действий в процессе одевания на прогулку помогают детям наклеенные в раздевальной комнате на шкафчиках картинки. Последовательность работы на данном этапе предполагает гибкую тактику руководства, постепенный переход контрольно – оценочных функций от взрослого к ребёнку: контроль и оценка детской деятельности взрослым; контроль и оценка детской деятельности от лица игрового персонажа; совместная оценка взрослым и ребёнком деятельности сверстника; развитие элементарного самоконтроля. Таким образом, обучение элементарному самоконтролю разворачивается как последовательный процесс. Руководя детской деятельностью, воспитатель первоначально сам доброжелательно, но требовательно оценивает ребёнка, обращая внимание на способы контроля («Давай проверим, получились у тебя хорошие «мыльные перчатки»). Ощущая доверие и привязанность к воспитателю, дети с удовольствием подражают его действиям, стремятся получить положительную оценку. Затем контроль и оценка действий, результатов самообслуживания переходят к игровому персонажу, который активно сопереживает ребёнку, но, как правило, замечает только ошибки, не зная, как их исправить: «Ой, у тебя ботиночки поссорились, носочки в разные стороны смотрят. Как же их померить?» Конструируя возникшую образовательную ситуацию, воспитатель от лица куклы задаёт вопросы, активизирующие ребёнка и позволяющие ему осознать способы самоконтроля. Игровой персонаж, которым умело руководит педагог, неизменно вызывает эмоциональный отклик у детей и тем самым является необходимым условием пробуждения сопереживая сверстнику. Используя эти моменты общения, воспитатель наглядно демонстрирует способы гуманного поведения: как утешить, помочь, порадовать. Следующим шагом педагогической технологии обучения малышей является побуждение ребёнка к оценке сверстника, результатов его деятельности по самообслуживанию, как правило, дети легко замечают ошибки другого, поэтому задача педагога состоит не в том, чтобы развивать это умение. Важно научить внимательно относиться к товарищу, доброжелательно оценивать, помогая найти и исправить ошибку. Последовательное овладение контрольно - проверочными умениями обеспечивает возникновение самоконтроля. Наблюдая за поведением детей, воспитатель фиксирует, как ребёнок постепенно перестаёт нуждаться во внешнем контроле и он переходит во внутренний план. Следует заметить, что в начале действия самоконтроля ярко выражены, носят развёрнутый характер, а затем сворачиваются. Дети начинают испытывать дискомфорт от грязных рук, неопрятности в одежде, что и побуждает их к самообслуживанию. Необходимость в напоминаниях взрослых практически отпадает, ребёнок становится субъектом посильного ему самообслуживания. Однако происходит это не сразу. Обучение малышей самообслуживанию требует от воспитателя большого терпения, спокойствия, понимания ребёнка.

Необходимость третьего этапа работы в предлагаемой педагогической технологии обучения малышей самообслуживанию диктуется важностью конструирования в детском саду и семье единого педагогического процесса, где ребёнок поставлен взрослыми в позицию субъекта посильного ему самообслуживания. Это требует взаимодействия воспитателей и родителей, целенаправленной работы с родителями воспитанников. Воспитатели детского сада прежде всего должны разъяснить родителям сущность «кризиса трёх лет», когда недавно такой покладистый малыш начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремится настоять на своём, остро реагирует на самое лёгкое порицание. Важно объяснить, что негативность ребёнка избирательна и касается только тех, кто стремится ущемить его свободу. «Кризис трёх лет» - объективно существующее явление в развитии взаимоотношений ребёнка со взрослым и свидетельствует, что прежний тип взаимоотношений должен быть изменён в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Если взрослые разумно поощряют самостоятельность ребёнка, то трудности взаимоотношений легко преодолеваются. Родителям следует объяснить, что естественное стремление ребёнка к самостоятельности может быть удовлетворено в самообслуживании малыша. Выработать единый взгляд на возможности трёхлетнего ребёнка, определить уровень его самостоятельности и умелости позволяют посещение родителями группы детского сада, просмотр и обсуждение вместе с воспитателями видеоматериалов, заснятых в режимных моментах; участие родителей в педагогической диагностике по выявлению умелости ребёнка в самообслуживании. Индивидуальные консультации, проводимые воспитателями детского сада, помогают установить более доверительные отношения с родителями воспитанников, позволяют им получить ответы о том, какие условия должны быть созданы дома, чтобы ребёнок овладел позицией в самообслуживании. Совместное обсуждение педагогов и родителей данных проблем помогает найти наиболее эффективные приёмы, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка. Существенную помощь в нахождении верного подхода к ребёнку, разрешении «кризиса трёх лет» оказывают дискуссионные задачи, предполагающие обсуждение типичных ситуаций, подсмотренных видеокамерой в детском саду и семье. Они помогают увидеть ошибки взрослых в воспитании у детей и самостоятельности, взглянуть на ситуацию глазами ребёнка, понять его чувства. Как правило, в результате такой целенаправленной работы меняется и поведение родителей. Они перестают опаздывать в детский сад, проявлять нетерпение, а порой и нервозность, обусловленную неумелостью и медлительностью детей в одевании и раздевании; начинают оказывать ребёнку только ту помощь, в которой он действительно нуждается

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными.

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Конспект родительского собрания «Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте» Конспект родительского собрания по теме: ” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте ”. Цель: педагогическое просвещение.

Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей 4 года жизни» Основы навыков самообслуживания закладываются именно в возрасте 3 - 4 лет. Что такое вообще, эти навыки самообслуживания? Самообслуживание.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Я умею сам». Формирование навыков самообслуживания
Опубликовано: 26 мая 2020 в 12:31
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Я умею сам». Формирование навыков самообслуживания» (включая файлы) размещена пользователем Галина Ильина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД