Вера Федорова
Использование кинезиологических упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В последние годы, с развитием науки и техники, на нас и наших детей накладывается огромное количество информации. Это, в свою очередь, приводит к усложнению школьных программ, требующих повышенной концентрации внимания и усидчивости. Человек, который сегодня вступает в жизнь, должен усвоить гораздо больше информации, чем это было 5 или 10 лет назад. Взаимодействуя с разнообразным миром, дети развивают свои способности, осваивают общественные нормы и расширяют свой кругозор. Но этот процесс требует от ребенка значительного усилия и концентрации.
Как же поддержать познавательную активность ребенка и развить его мыслительные процессы: восприятие, мышление, память и воображение, не перегружая его чрезмерной информацией? Как помочь развить умственные способности, сохраняя и улучшая его психическое и физическое здоровье? Эти вопросы легли в основу науки о кинезиологии.
Кинезиология — это наука о движении, появившаяся более 2000 лет назад. Это направление активно используется по всему миру и основывается на развитии головного мозга через движение. Успешная реализация кинезиологических программ включает в себя специальные комплексы упражнений, повышающие активность головного мозга, что позволяет ребенку долгосрочно удерживать внимание, сосредотачиваться и делать выводы из наблюдений. Методики применяют воздействие на рефлекторные точки, что способствует улучшению физического, эмоционального, ментального и духовного состояния.
Цель исследования
Целью данного исследования является развитие межполушарного взаимодействия, способствующего активизации мыслительной деятельности детей раннего возраста.
Задачи
Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
• Рассмотреть понятие и применение кинезиологии в развитии интеллекта детей раннего возраста.
• Обосновать актуальность использования кинезиологических комплексов упражнений в дошкольном возрасте.
• Определить программу кинезиологических упражнений для развития умственных способностей.
Задачи кинезиологии в целом:
• Развитие межполушарного взаимодействия.
• Развитие межполушарных связей.
• Синхронизация работы полушарий.
• Развитие мелкой моторики.
• Развитие ментальных способностей.
• Развитие памяти и внимания.
• Развитие речи и мышления.
I. Теоретические аспекты кинезиологии как научного направления в области развития детей раннего дошкольного возраста.
1.1 Понятие и применение кинезиологии в развитии интеллекта детей дошкольного возраста
Понятие «кинезиология» имеет несколько значений, однако его основной смысл остается неизменным: это наука о движении, особенно в контексте развития головного мозга. Кинезиология представляет собой синтетическое направление, объединяющее разработки в областях медицины, педагогики, психологии и других.
Происхождение кинезиологии можно проследить в философских системах древности, таких как учение Конфуция и индийская йога, которые акцентировали внимание на движении как способе повышения умственной активности и укрепления здоровья. Древнегреческие врачи, такие как Гиппократ и Асклепиад, также использовали движения как лечебное средство, а практики, похожие на кинезиологические упражнения, были известны на протяжении веков. Это подчеркивает длительность и универсальность подхода.
Единое функционирование мозга основано на взаимодействии двух его полушарий, которые связаны посредством нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой для формирования интеллекта. Специально подобранные кинезиологические упражнения активизируют мозговую деятельность, что в свою очередь способствует улучшению внимания и концентрации у детей.
Именно в возрасте от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще не завершила свое развитие, особенно важно развивать такие cognitive abilities как память, восприятие и мышление. Преждевременное обучение может иметь негативные последствия, такие как минимальная мозговая дисфункция, что впоследствии может привести к проблемам с обучением, памяти и вниманием.
Таким образом, успешность обучения детей тесно связана с развитием межполушарного взаимодействия и использованием индивидуальных методик, которые принимают во внимание профиль функциональной асимметрии полушарий. Исследования подтверждают, что развитие пальцевой моторики напрямую влияет на формирование психических процессов, включая речь и мышление. Следовательно, необходимо строить образовательный процесс от движения к мышлению, что является основным принципом кинезиологии.
Кинезиологические тренировки приводят к положительным структурным изменениям в организме, способствующим росту и улучшению координации, пластичности нервных процессов. Это позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.
1.2 Понятие функциональной асимметрии полушарий и межполушарного взаимодействия
Для понимания воздействия кинезиологических упражнений на головной мозг ребенка педагогам важно ознакомиться с концепциями функциональной асимметрии полушарий и межполушарного взаимодействия. Эти понятия основываются на единстве мозга, которое определяется двумя свойствами: межполушарной специализацией и межполушарным взаимодействием. Это взаимодействие обеспечивает стабильность переноса информации между полушариями мозга.
Функциональная асимметрия полушарий — это свойство мозга, которое отражает различия в распределении нервно-психических функций между левым и правым полушариями. Это распределение формируется и развивается в раннем возрасте под воздействием различных биологических и социокультурных факторов. Она является одной из причин существования у человека определенной структуры психики.
Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упрощая эту схему, можно выделить три основных типа организации:
• Левополушарный тип. При доминировании левого полушария наблюдается склонность к абстрагированию и обобщению, а также словесно-логическому характеру познавательных процессов. Левое полушарие отвечает за обработку информации, оперируя словами и символами. Восприятие таких людей дискретное, а память произвольная. Для успешной учебной деятельности им необходимы определенные условия, такие как существование тишины, работа в одиночку и линейный стиль материала.
• Правополушарный тип. При доминировании правого полушария наблюдается склонность к творчеству и наглядно-образному мышлению. Правое полушарие отвечает за восприятие образов и пространственных отношений, что позволяет личности глобально воспринимать ситуации. Для правополушарных детей важно наличие визуально контрастных материалов и круговой организации на занятиях.
• Равнополушарный тип. Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает равноправную работу обоих полушарий, что способствует разнообразным стратегиям мышления.
Важно понимать, что функциональная асимметрия формируется не только на основе врожденных предпосылок, но и под воздействием социальных взаимодействий, в первую очередь в семье.
Таким образом, интегрированное межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта и способствует передаче информации между полушариями. Активизация одного полушария приводит к быстрому включению в работу другого.
В этот контекст дифференцированное обучение с учетом функциональной асимметрии становится сложным, но эффективным методом, позволяющим адаптировать обучение к индивидуальным потребностям детей.
II Виды кинезиологических упражнений, используемых в работе с детьми раннего возраста
Кинезиологические тренировки воздействуют на организм, вызывая положительные структурные изменения. Интенсивность нагрузки также влияет на степень этих изменений. Методика позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы его возможностей.
Виды кинезиологических упражнений:
• Дыхательные упражнения. Они помогают улучшить ритмику организма и развивают самоконтроль и произвольность.
• Глазодвигательные упражнения. Эти упражнения расширяют поле зрения и улучшают восприятие. Разнонаправленные движения глаз и языка способствуют межполушарному взаимодействию и повышают энергетический уровень.
• Телесные движения. Они развивают межполушарное взаимодействие и способствуют снятию непроизвольных движений и мышечных зажимов. Движение важно для закрепления мыслей и понятий.
• Упражнения для релаксации. Эти упражнения помогают расслабиться и снять напряжение.
Для эффективной коррекционно-развивающей работы необходимо учесть несколько условий: ежедневно проводить занятия, начиная с простых пальчиковых игр и постепенно усложняя их. Музыкальное сопровождение способствует созданию нужного настроя, успокаивая детей и помогая ритмично выполнять упражнения в соответствии с мелодией.
2.1 Кинезиологические упражнения:
Упражнение "Ухо - нос"
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".
Упражнение "Змейка"
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.
«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
«Кулак-ребро-ладонь»
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь)
2.2 Растяжки
“Снеговик”
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
“Дерево”
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
“Тряпичная кукла и солдат”
Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
“Сорви яблоки”
Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.
Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
2.3 Дыхательные упражнения
“Свеча”
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. 2. “Дышим носом”
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
Исходное положение – о. с.
1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;
2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.
3. “Ныряльщик”
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
4. “Надуй шарик”
Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
5. “Дыхание”
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
И. п. - о. с.
1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;
2 — плавный выдох через нос.
6. “Губы трубкой”
Чтобы правильно дышать,
Нужно воздух нам глотать.
И. п. - о. с.
1 — полный вдох через нос, втягивая живот;
2 — губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;
3 — сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;
4 — пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.
2.4 Телесные упражнения
“Перекрестное марширование”
Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем,шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
“Мельница”
Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
“Паровозик”
Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.
“Робот”
Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.
«Колено – локоть».
Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
“Яйцо”
Спрячемся от всех забот,
только мама нас найдет.
Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
“Дерево”
Мы растем, растем, растем
И до неба достаем.
Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. (10 раз)
«Крюки». Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
2.5 Упражнения на релаксацию
“Дирижер”
Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)
Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
“Путешествие на облаке”
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
Релаксация “Ковер-самолет”
Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.
Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.
2.6 Глазодвигательные упражнения
“Взгляд влево вверх”
Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.
“Горизонтальная восьмерка”
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т. е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
«Слон». Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
“Глаз – путешественник”
Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.
“Глазки”
Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазками вращать.
Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).
“Глазки”
Нарисуем большой круг
И осмотрим все вокруг.
Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).
“Глазки”
Чтобы зоркими нам стать,
Нужно на глаза нажать.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.
Список использованной литературы
1. Деннисон П. Гимнастика мозга / перевод С. М. Масгутовой. – М. : Частное Образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997г.
2. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И. Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двинамай-июнь).
3. Кинезиология, или природная мудрость тела Н. В. Любимова. - СПб. : Невский проспект, 20с.
4. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб: КАРО, 2007. - С. 14
5. Костромина Н. И. Как избежать перегрузок глаз // Начальная школа№ 8. - С. 81-85
6. Кордуэлл М. Психология А – Я: словарь - справочник / перевод К. С. Ткаченко. – М. : ФИАР – ПРЕСС, 2000 – 448с.
7. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко Б. Г. Мещерякова. – 2-е изд. : - М. : Педагогика пресс, 2009 – 440с.
8. Сиротюк А. Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. - М. : Аркти, 2003. – 156 с.
9. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2008.48 с.
10. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. – 4-е изд. : - Ростов на Дону. : Феникс, 2000 – 542с.
11. Шукшина С. Е. Я и мое тело. - М. : Аркти, 20с.
12. Шереметева Г. Б. Кинезиология Целебное прикосновение – М. : Амрита-Русь,2009.- 96с.