Елена Сергеева
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ.
Дошкольный возраст – благоприятный период для коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В период дошкольного детства формируется фундамент физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Поэтому, организация работы с детьми с ОНР требует тщательного планирования и применения разнообразных здоровье сберегающих форм и видов деятельно-сти.
Публикация «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий с детьми с ОНР» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка, педагога и родителей.
Основные составляющие здоровье сберегающих технологий — это :
•условия обучения и воспитания ребенка (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Использование в работе с детьми с ОНР здоровьесберегающих технологий позволяет предотвращать переутомление, снимать стрессы, сохраняя и восстанавливая психическое и эмоциональное равновесие, а так же создавать условия для эффективного решения проблем в развитии и воспитании, поведении и социальной адаптации воспитанников.
Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии детей с ОНР осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, с учётом диагноза и индивидуальных особенностей каждого ребёнка, а также с опорой на следующие дидактические принципы:
• Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
• Принцип активности – предполагает высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
• Принцип наглядности – обязывает строить коррекционно-образовательную деятельность с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания.
• Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего.
• Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей осуществления коррекционной деятельности. Опираясь на индивидуальные особенности, педа-гог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
• Принцип непрерывности выражает закономерности построения оздоровления как це-лостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Одна из функций учителя-дефектолога в детском саду – развитие коммуникативных способностей детей, которая решает задачи по развитию всех компонентов речи (развитие звуковой культуры речи, словаря, лексико-грамматического строя и развитие связной речи).
Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи для детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому развитие связной речи у детей с ОВЗ как осуществляется в комплексе и охватывает все компоненты речи.
С этой целью используются интерактивные здоровьесберегающие технологии (классификации Лев-ченко И. Ю., Приходько О. Г.) :
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья : ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика
- Технологии обучения здоровому образу жизни : утренняя гимнастика, физкультурные занятия, серия игровых занятий «Азбука здоровья», самомассаж, активный отдых.
- Коррекционные технологии : артикуляционная гимнастика, психогимнастика, технология музыкального воздействия,
Рассмотрим наиболее эффективные методы и приёмы, влияющими на формирование связной речи детей с особыми образовательными потребностями.
Дыхательные упражнения. В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одно-временно формируется связная речь и речевое дыхание, которое влияет на озвучивание связного высказывания, так как говорим мы на выдохе. У детей с ОНР отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Поэтому развитие правильной воздушной струи является важным аспектом для правильного построения высказывания у детей с ОНР. В работе с дошкольниками используются следующие дыхательные упражнения («Футбол»; «Ветряная мельница»; «Снегопад»; «Листопад»; «Кораблик», «Шторм в стакане», «Воздушный шарик», «Насос» и др.) В процессе их выполнения развивается продолжительный, равномерный выдох, формируется сильная воздушная струя, тренируется ситуативная фразовая речь. Интерес детей к выполнению упражнений мотивируется сочетанием наглядности и веселых стихотворных форм (мыльные пузыри, легкие шары и вертушки, всевозможные легкие картинки-снежинки, листочки, бабочки, снежки из ваты и т. д.).