Вероника Афонасова
Использование атрибутов (платочки) в музыкально-ритмической, творческой и других видах деятельности в ДОУ
▼ Скачать +Заказ
«Детский сад общеразвивающего вида»
Методическая разработка
«Использование атрибутов (платочки) в музыкально-ритмической, творческой и других видах деятельности в ДОО».
Материал подготовили:
Афонасова В. Н.,
музыкальный руководительМБДОУ145;
Зенкевич И. М., ПДО по хореографии
В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах воспитания детей дошкольного возраста. Явление это не случайное, и связано, прежде всего, с пониманием самоценности этого периода детства, значения общего и музыкально-ритмического развития для последующего становления личности ребёнка.
Публикация «Использование атрибутов (платочки) в музыкально-ритмической, творческой и других видах деятельности в ДОУ» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Дети любят двигаться под музыку, но спонтанный танец – это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это, скорее движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точно выполнять комплекс движений в определённой последовательности под определённую музыку. Ещё сложнее танцевать с использованием разных атрибутов.
Таким образом, музыкально - ритмическое движение с использованием атрибутов — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкально-двигательного творчества и творческих качеств личности.
В музыкально-ритмическом воспитании происходит тренировка многих умений ребёнка: запоминание отдельных движений и движений в комплексе, координация движений, умение двигаться с предметом, способность слушать музыку и повторять под неё движения (т. е. чувство ритма, способность выразиться творчески.
Методика развития музыкально-двигательного творчества основана на показе педагога и его коротких указаниях. В упражнениях вычленяются отдельные музыкально-ритмические навыки, при обучении которым педагог также использует выразительный показ, в дальнейшем предоставляя детям некоторую самостоятельность в выполнении задания, одобряет хорошо выполняющих движение, поощряет тех, кто затрудняется двигаться вместе с ними.
В организации музыкально - ритмической деятельности положительно сказывается применение разнообразных атрибутов. Самым доступным и удобным для использования на занятиях являются платочки разного размера, цвета, фактуры.
В своей работе по формированию музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста мы объединяем разные виды музыкальной деятельности, где также используем атрибуты (платочки
I. АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ
1. «Быстро - медленно», «Весело - грустно», муз. Л. Бетховена (для младшего возраста).
Прослушать музыку, определить части музыки, их характер. Педагог с платочкам передаёт в движениях характер каждой части. Предложить детям вместе с педагогом «потанцевать» платочком в соответствии с музыкой.
// Реагировать на смену звучания музыки, закрепить понятия «быстро-медленно», «весело-грустно».
2. «Ветер и снежинки», автор музыки неизвестен (для младшего возраста).
Прослушать музыку, обратить внимание детей на паузы. Сидя на стульчиках, дети машут платочком под музыку и прячутся за него на паузу. В дальнейшем задание усложняется: дети свободно передвигаются по залу в характере музыки, на паузу останавливаются и выполняют задание педагога (приседают, замирают, прячутся за платок и т. д.)
// Приучать детей прислушиваться к музыке. Реагировать на паузы в музыке.
3. «Три подружки», муз. Д. Кабалевского (для старшего возраста).
Придумать небольшую историю про трёх подружек: Злюку, Плакса, Резвушку. Прослушать музыку, определить характер каждой части (сердитая, грустная, весёлая). Предложить детям определить, про какую из подружек рассказывает музыку. На следующих занятиях педагог предлагает три платочка разных цветов, дети подбирают цвет платка к характеру подружек и изображают их в движении.
//Формировать эмоциональную отзывчивость на музыку, учить детей передавать характер музыки в движениях.
4. «Три чуда» из оперы Сказка о царе Салтане Н. Римского-Корсакова (для старшего возраста). Заранее приготовить три комплекта платочков синего, оранжевого и белого цвета по количеству детей.
Напомнить детям «Сказку о царе Салтане» А. Пушкина, прочитать отрывки из сказки, познакомить с фрагментом из одноимённой оперы Н. Римского-Корсакова. Показать детям три платка разного цвета: синий, оранжевый, белый; дети должны определить, какому из персонажей подходит данный цвет. Предложить детям разделиться на три группы по желанию (море, белка, лебедь) и, слушая музыку, дети узнают тему своего персонажа и выполняют соответствующие движения.
// Развивать творческое воображение, проявлять фантазию, самостоятельность в выборе движений.
5. Баттл платочков. «Турецкое рондо» В. Моцарт.
Прослушать музыкальное произведение, определить три музыкальные темы. Спросить у детей, какие части музыки характерны для девочек, какие для мальчиков, а какая подходит для всех. Предложить детям разделиться на две команды (девочки-мальчики, раздать платочки контрастных цветов (например, девочкам - розовые или белые, мальчикам - синие или зелёные) и придумать танец своему платочку. Задания можно усложнять и варьировать.
// Учить эмоционально воспринимать музыку, развивать внимание и передавать характер музыкального произведения с помощью атрибута.
II. Игры с платочками
1. «Алый платочек», чешская народная песня (для старшего возраста)
Педагог рассказывает детям, что в стране, которая называется Чехия, дети тоже очень любят играть. У них есть много музыкальных игр. И одна из самых любимых, игра с платочком. Роль ведущего сначала исполняет педагог.
Ход игры: дети стоят в кругу, в середине водящий.
Кружится, кружится алый платочек, алый платочек, алый платок,
Дети идут по кругу, ведущий ритмично размахивает платочком
Где же те, где же ты, милый дружочек, милый дружочек, милый дружок?
Дети останавливаются, ведущий проходит мимо детей, продолжая размахивать платочком, в конце останавливается. Тот ребёнок, возле которого остановился ведущий, берет платочек за другой конец, оба кружатся под платочком. Остальные дети хлопают в ладоши. Игра повторяется с новым ведущим.
//Знакомство детей с детским фольклором других стран.
2. Новогодние платочки «Пляска с платочками», слова О. Александровой, муз. Л. Быкадоровой, исп. Ю. Селиверстова (для младшего возраста).
Все дети сидят на стульчиках. В руках платочки красного, белого, синего и зелёного цветов. У центральной стены стоил ёлка.
1 куплет. Дети слушают песню, могут помахивать платочками.
Припев: (красные платочки). К ёлке бегут дети с красными платочками, кружатся, выполняют взмахи, на конец куплета кладут платочки под ёлочку.
Проигрыш: убегают на места.
2 куплет. Дети слушают песню, могут помахивать платочками.
Припев: (белые платочки). К ёлке бегут дети с белыми платочками, кружатся, выполняют взмахи, на конец куплета кладут платочки под ёлочку.
Проигрыш: убегают на места.
3 куплет: Дети слушают песню, могут помахивать платочками.
Припев: (синие платочки). К ёлке бегут дети с синими платочками, кружатся, выполняют взмахи на конец куплета кладут платочки под ёлочку,.
Проигрыш: убегают на места.
4 куплет: Дети слушают песню, могут помахивать платочками.
Припев: (зелёные платочки). К ёлке бегут дети с зелёными платочками, кружатся, выполняют взмах и на конец куплета кладут платочки под ёлочку.
Проигрыш: убегают на места.
// Упражнять в лёгком беге, развивать умение ориентироваться в пространстве. Реагировать на слова песенки. Игра может быть использована на новогоднем утреннике в качестве танца.
3. Игра с платочками, р. н. м. «Виноград расцветает» (для старшего возраста)
1. На дощечку, на плашечку, 2 раза
Расстелю платочек, 2 раза
Дети идут по кругу, держа в руке платочек
2. Как на этот на платочек, - 2 раза
Девочку поставлю,
Мальчика поставлю.
Расстилают платок и встают на него ножками, выполняют «пружинки».
3. Раскрасавицу поставлю,
Раскрасавчика поставлю,
Танцевать заставлю – 2 раза
Ходят вокруг платка.
4. Танцуй, танцуй, моя радость – 2 раза
Потанцуй маленько – 2 раза
Выставляют ножки попеременно, в конце музыки кланяются.
//Согласовывать текст песни с движениями, выполнять их выразительно, развивать координацию, продолжать учить ориентироваться в пространстве.
4. Игра «Разноцветные платочки», музыка «Карнивалито»
У каждого из детей в правой руке разноцветный платочек. Дети стоят в кругу.
Ход игры:
Музыка А - под веселую музыку дети легко двигаются по кругу. В центре – ведущий, у которого в руке несколько платочков разного цвета.
Музыка Б - ведущий поднимает платочек определенного цвета (например, синий, выбегают дети, у которых в руках такие же платочки; они произвольно танцуют. В следующий раз ведущий поднимает платочек другого цвета. Последний раз ведущий поднимает все платочки, танцуют все дети с разноцветными платочками.
// Установление контакта между детьми, создание раскрепощенной атмосферы и доверия.
III. Коммуникация и творчество
1. Девочки и мальчики, автор О. Арендоренко (для старшего возраста)
Дети стоят по кругу, парами. У каждого ребенка в паре – по платочку любого цвета.
Одна пара – ведущая, стоит в центре. На куплет все выполняют одинаковые движения,
Музыка А:
Девочки и мальчики сделали вот так! Взмах вверх
Девочки и мальчики танцевать хотят! Махи над головой
Девочки и мальчики пляшут вместе так! Кружатся в паре
Девочки и мальчики придумали вот так! Останавливаются, смотрят на ведущую пару.
Музыка В: ведущая пара придумывает движение или какую-либо фигуру с платочками а все остальные за ними повторяют.
Игра повторяется.
//Развивать у детей фантазию, уметь взаимодействовать в паре, уметь применять знакомые танцевальные движения.
2. Танец-игра Найди пару, авторы музыки неизвестны (для младшего возраста)
Для танца необходимы платочки двух контрастных цветов, например белые и синие, по количеству детей. У каждого из детей в руках - по одному платочку. Дети стоят врассыпную по залу.
Вступление – машут платочками над головой.
Музыка А – под музыку свободно передвигаются по залу, помахивая платочками.
Музыка В – ищут пару с платочком одинакового цвета, встают в пару, кружатся.
Игра повторяется.
//Учить детей ориентироваться в пространстве, быстро находить пару, закреплять знание основных оттенков цвета. Игру можно усложнять в соответствии с возрастом.
3. Танец Приветствие, Мексиканский вальс, муз. Хувентино Росеса (старший возраст)
Дети стоят в кругу, в правой руке платочек любого цвета.
Музыка А. Под музыку плавно покачивают платочком внизу, на музыкальный акцент
выполняют взмах и говорят «привет».
Музыка В. Врассыпную по залу придумывают своему платочку танец в характере музыки.
Музыка А. Маленькими шажками сходятся к центру круга, вместе выполняют взмах, говорят «привет», отходят назад, взмах – «привет».
Музыка В. Ходят по залу, меняются платочками. К концу музыки В образуют пару.
Музыка С. Свободно танцуют в парах
Музыка А. Выполняют движения первого куплета в паре.
//Задания варьируются, меняются и дополняются.