Князева Людмила Николаевна
Методическая разработка интегрированной НОД, развития речи на музыкальных занятиях: «Веселые распевки»
МКОДОУ «Детский сад №59» г. о. Нальчик
Методическая разработка интегрированной НОД, развития речи на музыкальных занятиях : «Веселые распевки».
Автор разработки музыкальный руководитель:
Князева Людмила Николаевна
Цель: преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
1. Общеразвивающие : укрепление костно- мышечного аппарата,снятие излишнего мышечного напряжения, регуляция процессов возбуждения и торможения, выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью под музыку, развитие правильного физиологического дыхания.
2. Коррекционно -образовательные: закрепление у детей проблемных звуков в стихах, лого- ритмических упражнений, свободной речи, активизация словаря по изучаемой теме.
3. Коррекционно - развивающие: развитие слухового внимания и фонематических представлений, мелодико –интоннационных и просодических компонентов, чувства ритма, силы голоса, речевого и певческого дыхания; развитие психических процессов : внимания, памяти, творческого воображения.
4. Коррекционно-воспитательные: формирование простейших навыков способности к совместной деятельности в коллективе, воспитание критического отношения к своей речи; поддержка положительного эмоционального отношения детей.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Дети заходят в зал под музыкальную композицию и становятся полукругом.
Муз,рук-ль. : «Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. А теперь поздороваемся друг с другом.
2. Речевая игра по стихотворению «Добрый день».
В этот чудесный день, добрый день,
(Хлопки по коленям ритмично под музыку)
Дружно здороваться нам не лень!
(Ритмично топают ногами)
Руки протягивай, не зевай,
(Подают друг другу руку и здороваются)
Чистоговорки веселые запевай.
(Хлопки в ладоши)
3. (Рисунок нот распевки для чистоговорок)
Ря-ря-ря: алая заря.
Рю-рю-рю: игрушки подарю
Ри-ри-ри:чисто говори
Ре-ре-ре:игры во дворе.
Ро-Ро-ро:легкое перо.
5. Муз. рук-ль: Хорошо ребята вы справились, присаживайтесь, а сейчас мы с вами представимся нашим гостям по имени. Например: ЛЮ-ДА (2а хлопка руками,а ласково
ЛЮ-ДО-ЧКА(3раза прохлопать по ногам, под ритм слогов).
4. Развитие речевого дыхания и голоса.
Муз. рук-ль предлагает детям представить себя в зимнем лесу ранним утром.
«Утром в лесу свежо и прохладно, давайте погреем ладошки»
(Медленный вдох через нос и медленный выдох с произношением на выдохе звука Х. Дуем на ладошки, поднятые к лицу. Упражнение выполняется 3-4 раза).
«Согрелись?
Вьюга. Воет вьюга: «З-з-з». (С усилением звука.) Застонали тяжело дубы от вьюги: «М-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут березы: «М-м-м». (Тихо, высоким голосом) Шумят все деревья: «Ш-ш-ш»(на звук «ш»- набираем воздух носом и выдыхаем при помощи рта на звук, помогая при этом надавливая на живот). Стихает вьюга: «С-с-с».Страшным голосом ухает в лесу филин У-у (низкий голос «У» ,голосом пропеть на глиссандо звукоряд и достать голосом верхнюю «у», приблизительно в 3-ей октаве от исходной ноты, можно помогать руками).
5. Развитие артикуляционных движений.
Белочка. Ребята,как она щелкает орехи? Наш язычок тоже может изобразить щелканье орехов» (дети цокают языком: присасывают язык к твердому небу и расслабленно опускают на дно ротовой полости.
Муз. рук-ль: Ой, замерзла я ребята,
С вами по лесу гулять.
Чтоб согреть нам руки – ноги,
Предлагаю поиграть.
6. Логоритмическое-упражнение под музыкальное сопровождение:
«Я сидела на рябине»
Я сидела на рябине – 2 полуприседа на полу,одна нога шагает за другой.
Меня кошки теребили – выполняют движение «велосипед».
Малые котяточки - наклон вперед с имитацией коготков, показать с одной и другой стороны
царапали за пяточки - «складочка»
Муз. рук-ль. : А, теперь ребята предлагаю вам посидеть и немножко размять наши пальчики мы попытаемся открыть с вами открыть замок на двери:
7. Пальчиковая гимнастика: «Чудак-замок».
Замок-чудак
На двери замок – чудак.
Не открыть его никак.
Я его и так,
Я его и сяк,
Я его туда,
Я его сюда.
Ну, никак не открывается!
Вынул связку я ключей –
Ну-ка, ключик, поскорей!
Этот ключик не подходит.
Этот ключик не выходит,
Этот ключ не открывает,
Этот ключ не вылезает.
Этот ключик – от сарая.
Вынул связку я другую –
Этот ключик не подходит.
Этот ключик не выходит,
Этот ключ не открывает,
Этот ключ не вылезает.
Этот ключик – от рояля.
Дверка, миленькая, откройся!
Входите, пожалуйста! Пальцы сцеплены в замок.
Несколько раз
Эмоционально
И с ускорением
Выворачивать замок
В разные стороны.
Выполнять потягивания, пытаясь открыть замок.
Энергично встряхивать кистью одной руки.
Поочередно, начиная с мизинца,
Крутить пальцы одной руки
В кулачке другой;
Безымянный и указательный пальцы
Застревают в замке.
Поднять большой палец вверх.
Те же движения выполнить другой рукой.
Поднять большой палец вверх.
Развести руки в стороны.
8. Муз. рук-ль: Ребята, я вам хочу еще предложить прохлопать со мной ритм слов музыкальных инструментов.
9. Муз. рук-ль: Предлагаю вам под пианино пропеть со ной следующие скороговорки:
У Сени и Сани сом с усами.
От топата копыт пыль по полю летит.
Маланья- болтунья молоко болтала. да не выболтала.
10. Муз. рук-ль: Молодцы, ребята! А, сейчас хочу предложить вам спеть со мной в хороводе, но для начало нам нужно с вами рапеться. На вот такие звуки: «и-а-у», «е-о-а»(речевые нарушения, корректируют распевки с гласными звуками, затем транспонируя мелодию и меняя гласный звук).
11. Муз. рук-ль: У вас все отлично получилось и теперь, давайте с вами встанем в хоровод и споем «Арбуз», «Каравай»,а я вам с аккомпанирую.