Перевалова Екатерина
Интегративная НОД с детьми седьмого года жизни «В гости к хозяйке медной горы»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегративная НОД с детьми седьмого года жизни
Образовательная область «Коммуникация»
Непосредственно образовательная деятельность «Чтение художественной литературы»
Тема: «В гости к хозяйке медной горы» Программное содержание:
1. Продолжить знакомство детей с историей Урала, через восприятие произведений, уральского писателя П. П. Бажова.
2. Обобщать и закрепить представления детей о творчестве уральского писателя П. П. Бажова.
3. Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы.
Публикация «Интегративная НОД с детьми седьмого года жизни „В гости к хозяйке медной горы“» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
4. Воспитывать у детей любовь к родному краю, традициям и обычаям Урала через художественную литературу.
5. Развивать психические процессы у детей.
Материал: портрет П. П. Бажова, письмо от хозяйки медной горы, игрушки: голубая змейка и Огневушка – поскакушка, аудиозапись Огневушки – поскакушки, волшебный цветок, муляж костра, кроссворд, коллекция камней, образец каменного цветка, альбомные листы на каждого ребенка, клеевые кисти на каждого ребенка, детали вазы из цветной бумаги на каждого ребенка, декоративный песок для украшения поделки на каждого ребенка, костюм Хозяйки медной горы.
Словарная работа:
• Познакомить детей с новыми словами – сказ, подбоченилась, драгоценные, малахит, яшма, агат, гранит.
• Активизировать словарь за счет новых слов. Предварительная работа:
1. Чтение сказов П. П. Бажова «Горный мастер», «Серебреное копытце», Горный мастер.
2. Просмотр мультфильмов по мотивам сказов П. П. Бажова «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок», «Огневушка – поскакушка».
3. Прослушивание музыки Григ «Шествие гномов», «В пещере горного короля».
4. Беседы по темам: «Что такое горы?», «Какие бывают камни?».
5. Заучивание стихотворения П. Воронько «Родной край Урал», «В стране малахита».
6. Рассматривание иллюстраций к сказам П. П. Бажова.
7. Организация выставки книг П. П. Бажова и рисунков к прочитанным книгам.
Индивидуальная работа:
Развивать умения:
• Димы М., Вероники П., Маши Т., Дарьи К. – пересказ сказа по иллюстрациям.
• Маши Ш., Витали П. – составлять из кусков бумаги целое изображение.
.
НОД "В гости к хозяйке медной горы"
Эмоционально психологический настрой в предстоящую деятельность (звучит волшебная музыка К. Мери "Волшебство", дети и воспитатель стоят в ресурсном кругу)
"Здравствуй солнце"
Воспитатель: Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю.
Всех я вас приветствую!
Воспитатель: Я хочу рассказать историю, которая приключилась со мной. Мне было грустно и одиноко, и вдруг кто-то погладил меня по спинке. Вот так! (воспитатель подходит к каждому ребёнку и гладит его по спинке)
Воспитатель: Я обернулась, но никого не увидела. Немного испугалась, но кто-то сказал: "Не бойся! Я хочу с то бой подружиться"- и погладил меня по руке. Вот так! (воспитатель подходит к каждому ребёнку и гладит его по руке)
Воспитатель: Я повернула голову и увидела змейку. Она очень внимательно посмотрела на меня. Вот так! (воспитатель смотрит на каждого ребёнка по- доброму) и спросила: "Почему я грущу?"
Воспитатель: Я не знала, что ей ответить. Я смотрела на неё и думала, какая она, добрая или злая? Как ребята это можно узнать? (ответы детей)
Воспитатель: Я так и сделала. Знакомая прошипела мне, что она обычная "Голубая змейка", и сегодня приглашает нас с вами в страну великих сказов. Это удивительная, волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становится умным, добрым, чутким и внимательным.
Воспитатель: Хотите отправиться в путешествие со змейкой? (ответы детей)
Воспитатель: Тогда вперёд! А поможет нам попасть в страну сказов волшебный цветок. (Голубую змейку дети несут по очереди)
Ритуал вхождения в сказ
(Звучит музыка К. Мери "Волшебство", дети и воспитатель, прикладывают ладошки к "Волшебному цветку")
Воспитатель: "Волшебный цветок, в сказку введи! Не дай нам цветок, ослабнуть в пути!
Ты смелость и свет нам подари, И сказы скорей покажи!"
Воспитатель: Ну, вот мы с вами и попали в страну сказов! Эта страна не принимает хмурых и сердитых. Улыбнёмся друг другу ну как весеннее солнышко.
Воспитатель: Посмотрите, что это? (воспитатель обращает внимание детей на письмо). Ребята, мне кажется, что волшебство уже началось. Давайте, прочтем, что там написано? (ответы детей)
Воспитатель: (читает письмо)
"Дорогие друзья! Вы попали в страну сказов П. П. Бажова. И сегодня я -
Хозяйка медной горы приглашаю вас в гости. На пути вам встретятся разные преграды, но я думаю, что вы с ними справитесь, и всё преодолеете! Удачи вам!"
Хозяйка медной горы.
Воспитатель: Кто написал письмо? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята хотите отправиться в гости к хозяйке медной горы? (ответы детей)
Воспитатель: Не боитесь преград, о которых вас предупреждала Хозяйка медной горы? (ответы детей)
(Звучит музыка Пелагея "Кумушки", дети встают в ресурсный круг, идут по кругу, на мультимедийном проекторе появляется изображение "Огневушки - поскакушки")
Первая остановка "У костра Огневушки-поскакушки"
Воспитатель: Ножки долго шли, устали! Давайте присядем у костра, отдохнём. Ой, ребята, а кто это в костре, смотрите? (ответы детей)
Воспитатель: А ей там не жарко?
(звучит аудиозапись голоса Огневушки - поскакушки)
Огневушка - поскакушка: "Я весёлая девчушка Огневушка - поскакушка Всем на помощь прихожу
Если друг в опасности, сразу помощь окажу! Люблю я очень книжки читать!
А вы, хочу я знать? (ответы детей)
Тогда попробуйте, волшебные загадки отгадать!"
(чтение отрывков из сказов П. П. Бажова сопровождается показом мультфильмов на мультимедийном проекторе)
Воспитатель: Ребята я буду вам читать отрывки из произведений П. П. Бажова, которые приготовила для вас Огневушка - поскакушка, а вы
попробуйте отгадать названия этих произведений. Согласны? (ответы детей) Загадывание загадок от Огневушки - поскакушки.
1. " Поглядела девчонка весёлыми глазками, блеснула Зубенками,
подбоченилась, платком махнула и пошла плясать. И так у неё легко, да ловко выходит, что и сказать нельзя. " (Огневушка-поскакушка)
2. " Собираться в дорогу женщина стала. Поклонилась низенько хозяйке,
подала Танюшке узелок с мелками да бисером, потом достала пуговку махонькую. Подаёт её Танюшке, да и говорит: "Прими-ка от меня доченька памятку. Как что забудешь по работе, либо трудный случай подойдёт, погляди на эту пуговку, тут тебе и ответ будет. " (Малахитовая шкатулка)
3. " Насыпала из правого рукава золотого песка, из левого чёрной пыли,
смешала на ладони и стала у неё плитка чёрно - золотого камня. Женщина эту плитку прочертила ногтем, а она распалась на две равные половинки. Женщина подала ребятам половинки и говорит: "Коли, который хорошее задумает, у того плиточка золотой станет, коли плохое, выйдет обычный камешек " (Голубая змейка)
4. " Как стал Кокованя с Дарёнкой из деревни выходить, слышат
собачонки, что-то сильно забеспокоились. Такой лай да визг подняли, будто
зверя на улице увидели. Оглянулись, а это Мурёнка серединой улицы бежит, от собак отбивается. " (Серебряное копытце)
Воспитатель: Молодцы справились с этим заданием. Ну что пора нам идти дальше.
(звучит музыка М. Магомаева Позднее счастье, дети встают в ресурсный круг, идут по кругу, на мультимедийном проекторе появляется изображение четырё х фрагментов из сказов: голубая змейка, три пёрышка, Кокованя, Федюнька с лопатой)
Вторая остановка Эрудиты
Воспитатель: Ну, вот мы с вами и дошли до следующего испытания. Давайте присядем и поговорим с вами вот о чём, когда мы выполняли предыдущее задание, вы называли разные сказы: "Малахитовая шкатулка", "Голубая змейка" ну и другие. Сейчас нам с вами предстоит ответить на вопрос: "Где жил и писал, всеми любимый П. П. Бажов свои сказы?" а для этого нам нужно отгадать кроссворд.
Отгадывание кроссворда
i. Какого цвета была змейка в одном из сказов?
ii. Сколько пёрышек носил с собой Илья, в сказе "Синюшкин колодец?"
iii. Кто забрал к себе сиротку Дарёнку?
iv. На чём оставила золотые камешки Огневушка - Поскакушка Федюньке?
Воспитатель: Молодцы хорошо постарались! Кто может ответить, где жил и работал писатель? (ответы детей)
Воспитатель: Верно на Урале! Ведь не зря Бажова называют Уральский сказочник! Его сказы познакомили нас с уральской природой, с жизнью людей и их работой. Ведь герои сказов, созданные писателем - это воплощение трудолюбия и таланта рабочего человека.
Воспитатель: С испытанием вы справились, на отлично! Но хозяйка медной горы приготовила следующее испытание.
(Звучит музыка Э. Григ "В пещере горного короля", дети встают в ресурсный круг, идут по кругу, на мультимедийном проекторе появляется изображение "Самоцветов камней")
Третья остановка "В стране камня"
Воспитатель: Скажите, что в произведении "Серебряное копытце", появилось на том месте, где козёл топал ножкой? (ответы детей)
Воспитатель: Да, из под копыт появлялись самоцветы камни. (воспитатель скидывает покрывало со стола)
Воспитатель: Сейчас я буду загадывать вам стихи - загадки, про камешки, которые приготовила для вас Хозяйка, а вы постарайтесь отгадать загадки и показать нужный камешек.
(Дети отгадывают загадки и вместе с воспитателем рассматривают камни, используя лупу)
Загадывание стихов - загадок от Хозяйки медной горы
• Кто секрет хранить умеет
Тот таинственно молчит И всегда понять сумеет Камень ящерок и змеек
Темноглазый.? (малахит)
• Этот камень красота Уральских гор,
Будь то в чаше в этом камне - воды чистые озёр? (Яшма)
• На закат похож тот камень,
Эти камни в ожерельях
Силу солнышка таят? (Агат)
• Красный, крепкий и могучий
Твёрдый, прочный не сыпучий Известен людям он давно
Узнаем мы его легко? (Гранит)
Воспитатель: Какие вы молодцы, мы можем двигаться дальше!
(Звучит музыка С. Цун "Волшебство", дети встают в ресурсный круг, идут по
кругу, на мультимедийном проекторе появляется изображение "Каменного цветка")
Четвёртая остановка "Юные мастера"
Воспитатель: Ребята нам с вами осталось пройти последнее испытание. Вы не забыли к кому мы идём в гости? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы удивить, порадовать Хозяйку медной горы? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а может, подарим ей что-нибудь сделанное своими руками. Скажите, а кто помнит, как называется сказ, в котором мастер Данила, выточил из камня чашу, на цветок похожую, а красоты не видимой? А кто помнит, что с ней произошло? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте сегодня в подарок Хозяйке медной горы попробуем из осколков собрать ту вазу, которую разбил Данила, я думаю, ей будет приятно! Согласны? (ответы детей)
Воспитатель: Но чтобы ощутить себя настоящими мастерами, нам нужно отправиться в настоящую мастерскую.
Воспитатель: Сегодня мы будем делать аппликацию из кусочков бумаги. (воспитатель показывает готовый образец вазы)
Воспитатель: Давайте подготовим свои пальчики для работы.
Пальчиковая гимнастика "Волшебный цветок"
Стал цветок волшебным сном (кулачки крепко сжаты)
Был закрытым, но потом, показался лепесток, (распрямить большой палец)
А за ним его дружок (распрямить
указательный палец)
Вот и третий не проспал (распрямить средний палец)
А четвёртый не отстал, (распрямить безымянный палец)
Вот и пятый лепесток, (распрямить
мизинец)
И раскрылся весь цветок! (пошевелить пальчиками)
Воспитатель: Приступайте к работе!
Продуктивная деятельность.
(дети под музыку К. Мери "Волшебство" работают. Воспитатель следит за их осанкой, обращает внимание на аккуратность, последовательность
выполнения задания, напоминает о необходимости уборки рабочего места)
(Звучит музыка трек из кинофильма "Хозяйка медной горы", перевоплощение педагога в Хозяйку)
Хозяйка медной горы : Здравствуйте мои маленькие мастера! (рассматривает работы детей). Да вы настоящие волшебники. Какая красивая ваза! Вот эта ещё лучше! Нет вот эта! Или та! Они все прекрасны! (рассматривает работы детей и приглашает в хоровод).
Хозяйка медной горы : Хочу поблагодарить вас за ваш труд, за смелость вашу, за то, что вы не испугались препятствий в пути, все их преодолели. А в благодарность принимайте подарки (хозяйка медной горы дарит детям по игрушке "Змейка")
Хозяйка медной горы : Пусть эта змейка оберегает вас, и принесёт вам только радость и счастье! Ну а мне пора, прощайте!
Саморефлексия:
Воспитатель: Ребята, кто мне скажет о каком Уральском писателе мы говорили? (ответы детей)
Воспитатель: Что он писал? (ответы детей)
Воспитатель: Какие сказы вы можете назвать? (ответы детей)
Воспитатель: Какой подарок мы мастерили для Хозяйки медной горы? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а что вам больше всего понравилось в гостях у хозяйки медной горы? (ответы детей)
Воспитатель: Какое было самое трудное задание для вас? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! На этом наше увлекательное занятие закончено!