Рамиля Гильманова
Мастер-класс для педагогов по игре «Танграм»
▼ Скачать + Заказать документы
Гильманова Рамиля Наилевна - воспитатель Филиала №2 МАДОУ детский сад №18г. Туймазы мастер-класс по игре «Танграм».
Начинаем мастер - класс
Удивлю сегодня вас
А поможет в этом нам
Игра с названием «Танграм».
Игра «Танграм» это квадрат, разделенный на 7 частей - танов. За увлекательность его называют «Геометрическим конструктором», «Доской Мудрости». Сегодня мы в этом убедимся. С этапами игры «Танграм» детей знакомим на ООД по РЭМП.
Публикация «Мастер-класс для педагогов по игре „Танграм“» размещена в разделах
- Головоломки для детей
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Танграм, головоломка
- Темочки
У вас на столах игра «Танграм». Давайте поближе познакомимся с ним. Возьмите таны. Из скольких частей состоит «Танграм?» Из каких геометрических фигур состоит «Танграм?» (Показываю на мольберте - 2 больших треугольника, 1 средний треугольник, 2 маленьких треугольника, 1 квадрат, 1 четырехугольник (параллелограмм). А теперь каждую фигуру сложите на свое место обратно.
Вот видите, какая сложная игра, если нет последовательного обучения, то человек не справляется.
Возьмите 2 больших треугольника и составте из них последовательно: квадрат, треугольник, четырехугольник.
Из 2 маленьких треугольников составить те же фигуры, располагая их по-разному в пространстве.
Из большого и среднего по размеру треугольников составить четырехугольник.
Запомните, правило игры: геометрические фигуры присоединяются одна к другой по сторонам. Обязательное последовательное обучение.
Разделите их на 2 группы: треугольники и четырехугольники.
Составить четырехугольник из большого и среднего треугольников.
Составить новую фигуру из квадрата и 2 маленьких треугольников. (Сначала - прямоугольник, затем - четырехугольник.).
Составить новую фигуру из 2 больших и среднего треугольника. (Пятиугольник и четырехугольник).
Внимание на экран. Кто это? (Заяц).
Внимательно посмотрите на зайца и расскажите, как он составлен. Сколько танов использовано? Из каких геометрических фигур и как составлен заяц? Нельзя нарушать порядок обследования (туловище, голова, лапы зайца). Составление любой фигуры начинаем с туловища. А теперь вы составьте зайца по образцу.
Правило игры: используются все 7 танов.
Сложной и интересной деятельностью является воссоздание фигур по образцам контурного характера.
Выставляем образец бегущего гуся (контур).
Посмотрите и подумайте с чего можно начать составление фигуры (туловище, голова, лапы). 2 больших треугольника всегда используются первыми.
А теперь составьте любую фигуру по замыслу, учитывая правила: используются все 7 танов, геометрические фигуры присоединяются одна к другой по сторонам, 2 больших треугольника всегда используются первыми. Справились? Молодцы. Что скажите? Игра сложная или легкая? Игра интересная, увлекательная.
Итак, в обучении детей 5-6 лет воссозданию фигур-силуэтов из частей игры «Танграм» последовательность усложнения заданий можно представить следующим образом: от овладения элементарными способами зрительного анализа дети переходят к усвоению способов мысленных действий.
Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детский сад общеразвивающего вида № 18 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Этапы ознакомления с игрой «Танграм»
Первый этап - ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой.
1.
Цель. Упражнять детей в сравнении треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников.
Материал: у детей наборы фигур к игре "Танграм", у воспитателя фланелеграф и набор фигур к нему.
Ход работы. Воспитатель предлагает детям рассмотреть набор фигур, назвать их, сосчитать и определить общее количество. Дает задания:
1. Отобрать все треугольники, сосчитать. Сравнить по размеру, накладывая один на другой.
Вопросы для анализа: "Сколько больших, одинаковых по размеру треугольников? Сколько маленьких? Сравните этот треугольник (среднего размера) с большим и маленьким. (Он больше самого маленького и меньше самого большого из имеющихся.) Сколько всего треугольников и какого они размера?" (Два больших, 2 маленьких и 1 средний по размеру.)
2. Взять 2 больших треугольника и составить из них последовательно: квадрат, треугольник, четырехугольник. Один из детей составляет фигуры на фланелеграфе. Воспитатель просит назвать вновь полученную фигуру и сказать, из каких фигур она составлена.
3. Из 2 маленьких треугольников составить те же фигуры, располагая их по-разному в пространстве.
4. Из большого и среднего по размеру треугольников составить четырехугольник.
Вопросы для анализа: "Какую фигуру составим? Как? (Присоединим к большому треугольнику средний или наоборот.) Покажите стороны и углы четырехугольника, каждой отдельной фигуры".
В итоге воспитатель обобщает: "Из треугольников можно составлять новые различные фигуры - квадраты, четырехугольники, треугольники. Фигуры присоединяются одна к другой по сторонам". (Показывает на фланелеграфе.)
2.
Цель. Упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.
Материал: у детей - наборы фигур к игре "Танграм". У воспитателя - фланелеграф и таблицы с изображенными на них геометрическими фигурами.
Ход работы. Дети, рассмотрев фигуры, делят их по заданию воспитателя на 2 группы: треугольники и четырехугольники.
Воспитатель поясняет, что это набор фигур к игре, называется она головоломка или танграм; так ее назвали по имени ученого; придумавшего игру. Можно составить много интересных изображений.
1. Составить четырехугольник из большого и среднего треугольников.
2. Составить новую фигуру из квадрата и 2 маленьких треугольников. (Сначала - квадрат, затем - четырехугольник.).
3. Составить новую фигуру из 2 больших и среднего треугольника. (Пятиугольник и четырехугольник.)
4. Воспитатель показывает таблицы и просит детей составить такие же фигуры (см. рис.). Дети последовательно составляют фигуры, рассказывают, как они делали, называют их.
Воспитатель составляет их на фланелеграфе.
Дается задание на составление нескольких фигур по собственному замыслу детей.
Итак, на первом этапе освоения игры "Танграм" проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой, соотношение сторон фигур по размерам. Задания видоизменяют. Дети составляют новые фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Им предлагают выполнить задание в плане представления, а затем - практически: "Какую фигуру можно составить из 2 треугольников и 1 квадрата? Сначала скажите, а затем составьте".
Второй этап - составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам. Второй этап работы с детьми является наиболее важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур. Игры должны быть эффективно использованы воспитателем не только с целью упражнения в расположении частей составляемой фигуры, но и в приобщении детей к зрительному и мысленному анализу образца.
1. Составление фигуры-силуэта зайца
Цель. Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.
Материал: у детей - набор фигур к игре "Танграм", образец.
Ход работы. Воспитатель показывает детям образец фигуры-силуэта зайца (рис. 62) и говорит: "Посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур составлены туловище, голова, ноги зайца?" Надо назвать фигуру и ее величину, так как треугольники, из которых составлен заяц (показывает, разных размеров; предлагает нескольким детям ответить.
Р. - Голова зайца составлена из квадрата, ухо - из четырехугольника, туловище - из двух треугольников, а лапы - тоже из треугольников.
В. Правильно ли рассказал Коля? Если заметили ошибки, исправьте их.
Воспитатель просит рассказать другого ребенка.
Р. Туловище надо составить из 2 больших треугольников, лапу (вот эту) - из среднего треугольника и маленького, а другую - из маленького треугольника.
В. Теперь посмотрите, какую геометрическую фигуру образуют 2 больших треугольника. Покажите стороны, углы этой фигуры.
Р. Это четырехугольник (показывает его контур, считает углы, стороны).
В. А какую фигуру образует вместе средний и маленький треугольник?
Р. Это четырехугольник, вот здесь (показывает) не как у прямоугольника.
В. Вот мы и рассмотрели, как составлен заяц, из каких фигур составлены туловище, голова, лапы. А теперь возьмите свои наборы и составляйте. Кто выполнит задание, проверьте, правильно ли составил.
После того как фигура составлена, воспитатель просит двоих детей рассказать, как они составили фигуру, т. е. назвать расположение составных частей по порядку.
Р. Я составила так: голову и ухо - из квадрата и четырехугольника, туловище - из 2 больших треугольников, лапы - из среднего и маленького и 1 лапку - из маленького треугольника.
Р. У меня ухо составлено из четырехугольника, голова - из квадрата, лапа - из треугольника, туловище - из больших треугольников, лапы - вот эти - из 2 треугольников.
Анализ образца в данном случае проводился под руководством педагога. В дальнейшем следует предлагать детям самостоятельно провести анализ фигуры и составить ее.
Третий этап освоения игры - воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным)
2. Воссоздание фигуры-силуэта бегущего гуся
Цель. Учить детей предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления.
Материал: наборы, фигур к игре "Танграм", фланелеграф, образец, доска и мел.
Ход работы. Воспитатель обращает внимание детей на образец: - Посмотрите внимательно на этот образец. Фигуру бегущего гуся можно составить из 7 частей игры. Надо сначала рассказать, как это можно сделать. Из каких геометрических фигур можно составить туловище, голову, шею, ноги гуся?"
Р. Я думаю, что туловище составлено из 2 больших треугольников, голова - из маленького треугольника, шея - из квадрата, лапы - треугольники.
Р. Я думаю, что голова из среднего треугольника составлена, а дальше все так же, как Лена говорила.
Р. Голова из среднего треугольника, шея - из квадрата, а туловище - из 2 больших треугольников, вот так они лежат (показывает, и четырехугольника, а ноги - из маленьких треугольников.
В. Возьмите фигуры и составляйте. И мы узнаем, кто из ребят прав.
После того как большинство детей составят силуэт гуся, воспитатель вызывает одного ребенка, который мелом на доске рисует расположение частей. Все дети сверяют составленные ими фигуры с изображением на доске.
В дальнейшем возможно проведение анализа образца составляемой фигуры не в начале занятия, а в ходе его, когда дети апробируют различные пути составления на основе предположительного самостоятельного анализа.
Четвертый этап - упражнения в составлении изображений по собственному, замыслу. Задумав составить какое-либо изображение, мысленно, в плане представления, членят его на составные части, соотнося их с формой танграмов., затем составляют.
Пятый этап - составление силуэтов. Из 2-3 одинаковых наборов фигур к игре "Танграм"
Руководство процессом составления должно быть направлено на развитие умения предвидеть сочетание фигур, изменения в их расположении и форме составляемого силуэта.
Итак, в обучении детей воссозданию фигур-силуэтов из частей игры "Танграм" последовательность усложнения заданий можно представить следующим образом: от овладения элементарными способами зрительного анализа дети переходят к усвоению способов мысленных действий.
Родилась игра в Китае
И любима с древних пор,
Мал и стар соревновались
В составлении фигур.
А теперь хочу представить
Разрезной квадрат – танграм
Из него составить нужно
Славный домик сейчас нам.
1. А еще составить можно
Замечательных зверей
Выбираем страусенка
Начинайте поскорей.
1. Чтобы вам не очень сложно
Составленье начинать
С треугольников по – больше
Начинайте собирать.
.