Вера Жаркова
Консультация для педагогов «Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Известно, что музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребёнка. Поэтому очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Основные задачачи музыкального воспитания :
1. Развитие музыкальных и творческих способностей;
2. Формирование основ музыкальной культуры, общей духовной культуры.
Публикация «Консультация для педагогов „Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные инструменты
- Темочки
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной деятельности.
В ребёнке важно развивать всё лучшее, что заложено в нём от природы, учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности; на основе различных природных задатков формировать музыкальные способности, способствовать общему развитию.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение их игре на детских музыкальных инструментах.
Обучать дошкольников игре на музыкальных инструментах следует организованно и последовательно, применяя разнообразные методы и приё мы: показ музыкальных инструментов, иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр.
В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес.
Существует много разнообразных возможностей использования музыкальных инструментов : это и индивидуальное музицирование в часы досуга, и коллективное исполнение в детском оркестре.
Задача педагога - с помощью инструментов побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы или подбирать по слуху знакомые мелодии, петь и подыгрывать себе.
Некоторые игрушки-инструменты используются как наглядные дидактические пособия. Они помогают педагогу развивать музыкально-сенсорные способности дошкольников, знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоты.
В детском саду следует предусмотреть полный ассортимент детских музыкальных инструментов, из которых можно составить ансамбль или даже маленький оркестр.
Детские инструменты должны чисто звучать, иметь определенный тембр, быть доступными детям по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными. Если педагог использует инструменты, требующие настройки, то такие инструменты должны быть приведены в порядок до начала занятий.
Названия «музыкальные игрушки» и «детские музыкальные инструменты» весьма условны. Музыкальные игрушки чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. В основном музыкальными игрушками пользуются дети самого младшего возраста. Но и позже некоторые игрушки могут участвовать в оркестре как равноправные инструменты.
Детские инструменты нередко являются маленьким подобием настоящих. Конечно, они сильно упрощены, и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих инструментов, хотя иногда носят их названия, схожи по внешнему виду и по способу извлечения из них звуков.
Виды инструментов :
В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания, детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды.
- Беззвучные:
Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баяны, аккордеоны с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации.
- Звучащие:
1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.
2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,— свирели, дудки, рожки.
3. Игрушки с фиксированной мелодией: музыкальные шкатулки, музыкальные ящики. Во время игры на них действия детей носят только механический характер.
4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих: играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии.
Задачи и содержание музыкального воспитания определяют и ассортимент игрушек для той или иной возрастной группы. В работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста применяются в первую очередь такие игрушки, как погремушки, колокольчики, дудочки, т. е. все те игрушки, которые звучат мягко и негромко. Надо помнить, что в этом возрасте необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша.
В музыкально-дидактических играх роль инструментов возрастает. Детям предлагают различать звуки по их высоте, длительности, тембру, динамике.
Для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, звучащие различно по своей высоте, и дети узнают, какой колокольчик звучит выше, какой ниже, или же металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой».
Для развития ритмического чувства лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо» : один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.
Для развития тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание не только «представителей» различных групп — струнной, духовой или ударной, но и предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания однородные инструменты, например бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники и т. д. Упражнения эти хорошо проводить в виде музыкальных загадок.
При комплектовании оркестра или ансамбля следует придерживаться известной пропорции: желательно, чтобы были представлены все группы инструментов - струнные, духовые, ударные ударно-клавишные, клавишно-язычковые.
Примерное количество инструментов для организации детского оркестра: металлофонов, ксилофонов: 5 - 7; аккордеонов: 1 – 2; кастаньет: 2—3;
румбы, маракасы: 2 -4; треугольников: 2—3; барабанов, бубнов, тарелок - по одному инструменту. Конечно следует использовать те инструменты, которые есть в детском саду.
Детей в оркестре рассаживают так, чтобы справа от руководителя находились низко звучащие инструменты, а слева — высокие; ударные размещаются сзади, в произвольном порядке.
Проводя музыкальные занятия, педагог должен уделить большое внимание игре на детских музыкальных инструментах, потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.
Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир, способствует развитию мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.