МААМ-картинки

Формирование интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста (2 фото)

Ирина Чегошева
Формирование интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад № 232»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Формирование интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

Автор:

воспитатель Шарковская Ирина Владимировна

г. Краснодар 2021г.

Публикация «Формирование интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

«Формирование интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный,

думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.

В. А. Сухомлинский

Формирование интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста

В современном обществе возрастает роль телевизора, компьютера и других технических средств в жизни родителей и их детей. В связи с этим принижается роль чтения в семье. Но значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает, развивать взгляды, мировоззрение, культуру, внутренний мир человека. Книга для ребенка является источником знаний, развития, познания мира. Она помогает воспитывать человека, учит любить свою Родину, оценивать поступки, понимать жизнь.

В связи с этим, я как воспитатель дошкольного образовательного учреждения озабочена тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников.

В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми на этапе дошкольного возраста является один из актуальных в психологии, педагогике сегодня.

Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - вот одна из важнейших задач не только школы, но и дошкольных образовательных учреждений. Пробуждение интереса к книге происходит в младшем дошкольном возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача воспитателей-знакомить родителей с приемами общения ребенка с книгой.

Любовь к книге не «приходит» к ребенку сама по себе. Необходима активная помощь взрослых: воспитателей и родителей. Книга не дает готовых рецептов, как научить ребенка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, переживать их.

Почему же необходимо читать детям книги?

• Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас, книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

• Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

• Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

• Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.

• Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.

• Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.

• Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.

• Книги –помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

• Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

• Чтение - самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.

Все эти выделенные слова дают ответ на вопрос почему нужно читать детям книги.

Интерес к книге и чтению, желание ее рассматривать естественным образом формируются у ребенка в окружении книг, в обстановке уважения к ним, в читающей среде.

Если дома или в детском саду собрана даже небольшая библиотека, взрослые интересуются книгами, читают и говорят о них, дети довольно быстро усваивают демонстрируемую родителями или педагогами модель поведения. Подражая им, обращаются к книгам: листают, рассматривают.

Фото №1 Литературная деятельность литературе у детей старшего дошкольного возраста Автор воспитатель Шарковская Ирина Владимировна г

Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение детям младшего дошкольного возраста литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности. Если не заниматься воспитанием ребенка как читателя, чтение может принести ему вред, закрепить в его сознании неадекватные стереотипы. Это и обуславливает актуальность выбранной темы.

Развитее интереса у детей к книге и чтению является одной из главных задач дошкольного образования. Ребенок дошкольного возраста должен общаться с книгой ежедневно в домашней обстановке, а в условиях дошкольного образовательного учреждения постоянно. В группе детского сада создается книжный уголок с целью формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитанию бережного отношения к книге

На 5 году жизни дети более самостоятельны в восприятии художественного произведения, легко устанавливают цепочку событий и при необходимости вычленяют отдельные факты из этой цепи. Благодаря развитию воображения, роль наглядности несколько ослабевает, но не исчезает. При отсутствии иллюстрации к какой-либо части произведения, дети способны создать ее в своем воображении и уточнить при помощи последующих картинок.

У ребенка 5-6 лет появляется умение проводить грань между реальным и фантастическим, сказкой и рассказом. Дети чутко вслушиваются в каждое слово произведения. И самое обычное на наш взгляд слово, например, «вдруг», заставляет их насторожиться, приготовиться к повороту событий, попытаться предугадать развитие события. Зная такую особенность, я иногда предлагаю детям пофантазировать, и, учитывая жанр произведения, построить свою сюжетную линию.

У старшего дошкольника возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей. Самые любимые произведения в этом возрасте -сказки с их чудесными вымыслами, закрученными сюжетами и конфликтами между злыми и добрыми силами.

Очень популярны у старших дошкольников «толстые» книжки: «Приключения Буратино» Алексея Толстого, «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова, «Дядя Федор, пес и кот» Эдуарда Успенского. Такие произведения удовлетворяют потребность детей в более длительном общении с полюбившимися героями, которые попадают в новые ситуации.

В этом возрасте возрастает уровень воображения. Дети приобретают способность понимать текст без помощи иллюстрации. Усложняется понимание главного героя. Ребенок способен дать более сложную характеристику героям произведения по сравнению с предыдущим периодом, когда он просто делил героев на плохих и хороших. В данном возрасте дети понимают, что положительный герой тоже иногда совершает противоречивые поступки.

Актуальность темы

Книгу не зря называют источником знаний. Люди, которые много читают, - интересные собеседники, обладающие хорошей памятью, большим словарным запасом, развитым воображением. Книги оказывают огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, на формирование у них образной, грамматически правильной речи. Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к чтению в современном обществе требует повышенного внимания. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера и все реже читают книги. Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания отходят на второй план, уступая место устройствам для чтения электронных книг. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку - интересующую книгу можно найти в сети Интернет.

Учитывая это, задачи педагогов и родителей – направить детей на правильный выбор источника информации, а также повышать среди подрастающего поколения престиж чтения и статус «читающего человека».

Цель: воспитание у детей средствами художественной литературы

общечеловеческих ценностей, культуры речевого общения.

Задачи:

Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.

Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.

Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей.

Создание предметно-развивающей среды.

Неоспоримым фактом остается то, что эффективности и результата можно

достигнуть только при правильно организованной развивающей предметно -

игровой среде. Это, способствует запоминанию текста, развитию речи,

движений и вызывает у детей хорошее настроение. Мы придерживаемся

следующих принципов:

• соответствие предметного окружения санитарно-гигиеническим нормам и

требованиям;

• обеспечение положительного эмоционального состояния дошкольников;

• сочетание многофункциональных и легко трансформируемых, привычных

и неординарных элементов в эстетической организации среды;

• доступность оборудования в зависимости от желания и интересов

ребёнка;

• возможность у ребёнка выбора комфортной для него дистанции

взаимодействия и степени участия в общей деятельности;

• учета половых и возрастных различий детей.

В нашей группе создан книжный уголок художественной литературы.

В нем наблюдаются: книги, рекомендованные для чтения детям этого возраста;

книги, любимые детьми этой группы.

Книжный уголок – необходимый элемент развивающей предметной среды в нашей групповой комнате.

Книжный уголок располагается так, чтобы любой, даже самый маленький

ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без

посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать.

В книжном уголке выставлены разные книги: и новые, и красивые, и

зачитанные, но аккуратные. Его цель — не быть ярким, праздничным

украшением группового помещения, а дать возможность ребенку общаться с

книгой. Бывшие в употреблении книги порой привлекательнее для читателя

уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.

Основными целями нашего книжного уголка художественной литературы

являются:

• развитие познавательных и творческих способностей детей средствами

детской художественной литературы;

• создание психологически комфортных условий в соответствии с

возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе;

• обеспечение продуктивного взаимодействия с родителями в решении задач

воспитания и развития детей

Я считаю, что количество книг не должно быть регламентированным.

Оно зависит от тех задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми в

течение дня или недели. Если воспитатель знакомит детей с творчеством

одного автора и в его распоряжении имеются 2 - 3 книги писателя или поэта,

надо выставить их и не гоняться за количеством.

Меняя предмет разговора с детьми, меняем и книги. Если педагог говорит о жанре сказки, можно выставить 5-7 книг сказок, интересных, разнообразных, качественных и с

точки зрения иллюстрирования, и с точки зрения полиграфического

исполнения.

Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных

задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не

меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно

обращаться и воспитателю, и детям. Но, если смена книг произошла, детям

надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность

рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание,

какую книгу им захотелось прочесть тут же.

В книжном уголке мы помещаем портреты писателей, иллюстраторов детской книги.

У нас часто проходят книжные выставки, посвященные творчеству отдельных

писателей, отдельным жанрам (сказка, юмористический рассказ,

энциклопедия и т. д.) и даже одной книге, например, той, где опубликовано

произведение, проиллюстрированное разными художниками.

Дети старшего возраста не только с удовольствием рассмотрят шедевры книжного

искусства, но и обязательно заметят различия в творческой манере

художников, выберут себе ту книгу, которая будет ближе их эстетическому

вкусу, их представлениям о героях, персонажах произведения.

Кроме книг, в книжном уголке находятся разнообразные альбомы для

рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками

альбомы на определенные темы.

Книжный уголок в дошкольном учреждении не только необходимый элемент

предметной среды. Это форма распространения информации о книгах, их

авторах и иллюстраторах, способствующая привыканию детей к образу

книги, возбуждающая интерес к ней, желание рассмотреть и прочесть ее.

Технология развития интереса к художественной литературе включает следующие формы работы :

интегрированные занятия;

проектная деятельность;

творческие встречи;

книжные выставки;

тематические выставки рисунков и поделок;

конкурсы чтецов;

просмотр мультфильмов; -

презентации;

литературно-музыкальные праздники;

конкурсы;

экскурсии в библиотеку;

Для самостоятельной деятельности детей организовываю сюжетно- ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин»

театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам рассказов, сказок;

обсуждение произведений известных художников к сказкам;

«перевирание» сказки (детям предлагается вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому, добавить новых персонажей);

«салат из сказок» (детям предлагается сочинить новую сказку с героями различных произведений);

Драматизация сказок, стихов, потешек, перевёртышей, басен.

Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация, конструктивно-модельная деятельность

Эксперимент с художественным образом :

• рассказывание от имени одного из героев произведения,

«герои среди нас» (персонажи сказок переносятся в современную обстановку и реагируют на все происходящее в соответствии со своими характерами,

• домысливание судьбы героя.

Оценка и суждение

• Мой любимый герой (аргументированное доказывание достоинств своего героя и убеждение слушателей).

Любимое произведение, любимый автор.

• Тематические индивидуальные и коллективные беседы о прочитанном. («О каких событиях идет речь в произведении? Встречались ли подобные события в других произведениях? Где происходит действие? Знакомо ли это место по другим произведениям?»).

• Беседа о жанре. (Какие еще сказки ты знаешь? Какие сказки ты больше любишь: о современности или о прошлом? Какие ты помнишь сказки, где действуют только животные? Где показаны чудеса техники? Какие ты помнишь сказочные фильмы, спектакли?

• Беседа об авторе. После предварительной работы воспитатель может в доступной для детей форме рассказать о русских писателях и зарубежных. Рассказ о зарубежном писателе начинаю с рассказа о стране писателя, сообщаю о памятниках, посвященных сказочным героям, писателям, и о памятных местах, связанных с их именами.

Например,Г. Х. Андерсен.

Андерсен родился в Дании, в городке Оденсе. В Дании большое количество интересных и памятных мест, а так как страна очень маленькая, то создается впечатление, что она – одна большая сказка главного сказочника страны – Ганса Христиана Андерсена.

Памятники героям Андерсена есть и в России: в городе Сочи в 2006 году, на центральной аллее парка был установлен памятник Дюймовочке. Милая Дюймовочка с крыльями, подаренными ей Эльфом, сразу полюбилась малышам, посещающим этот парк, и, конечно, взрослым, у которых появился повод заинтересовать своего ребенка сказкой. В подмосковных Мытищах «поселился» Оле-Лукойе; в Сосновом Бору — Русалочка и Стойкий оловянный солдатик.

• Беседа о самом смешном произведении, самом смешном эпизоде.

Работа с родителями:

Крайне важным в деле приобщения ребенка к книге является сотрудничество с родителями, программа, по которой работает наш детский сад, «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы предполагает тесный контакт обеих сторон, ясное понимание того, что чтение способствует духовной связи ребенка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей, потому что процесс чтения не может быть механическим: это совместная работа ума и души. Для родителей размещаем консультации на сайте детского сада по проблемам детского чтения, психологии возраста и восприятия книги.

Приобщать ребёнка к чтению нужно начинать с самого раннего возраста. Помимо родителей, ключевую роль в этом играет детский сад — первый социальный институт ребёнка. Конечно, дошкольники — скорее слушатели, чем читатели. Содержание художественного произведения до них доносит педагог, он же раскрывает идею, помогает детям проникнуться переживаниями за героев. Именно поэтому воспитатель должен уметь заинтересовать малышей книгой, будучи компетентным в сфере детской литературы и в высокой степени владея навыками выразительного чтения.

ЛИТЕРАТУРА :

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному

языку дошкольников. – М., 2007

2. Большева Т. В. Учимся по сказке. - СПб., 2009

3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М. ,2014.

Публикации по теме:

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста» Хочется поделиться своим небольшим фотоотчетом, по работе с народной куклой. Вот уже много лет я работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Образовательная ситуация по формированию у детей интереса к художественной литературе на примере творчества В. Сутеева Игровая образовательная ситуация в старшей логопедической группе "По следам Кляксы" Дети вместе с воспитателем хотят отправиться в музыкальный.

Педагогический проект по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе «Сказки А. С. Пушкина» Актуальность: Сказка – это необходимый элемент жизни ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Дети стремятся.

Презентация «Повышение интереса дошкольников к художественной литературе в семье и ДОО»Презентация «Повышение интереса дошкольников к художественной литературе в семье и ДОО» (выступление на «Педагогических чтениях») В конце апреля у нас проходили ежегодные районные Педагогические чтения, на которых я выступала.

Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДОПриобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Елена Владимирова..

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 апреля 2021 в 15:13
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Чегошева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД