Радченко Татьяна
Сценарий мероприятия «Фольклор — путь к народному творчеству»
▼ Скачать + Заказать документы
«Фольклор – путь к народному искусству»
Данное мероприятие предназначено для детей разного возраста. В нем приняли участие не только воспитанники реабилитационного Центра, но и творческие коллективы Дома Культуры Азовского района Ростовской области.
Цели:
образовательная:
Публикация «Сценарий мероприятия „Фольклор — путь к народному творчеству“» размещена в разделах
- Единый день фольклора, 17 июля
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- расширить круг знаний ребят о фольклоре, его жанрах, пробудить интерес к творчеству народов России;
развивающая:
- помочь проявить свои творческие способности, смекалку;
воспитательная:
- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей великой Родине – России.
Ход мероприятия
Ведущие – в русских народных костюмах. Участники сидят в зале вместе со зрителями, выходя на выступления.
1 ведущий:
Ай же вы, люди добрые,
Красны девицы, добры молодцы,
Люди умные да ученые,
Нам наставники вы почтенные!
Вы садитесь-ка понадежнее
Да послушайте, что мы скажем вам.
2 ведущий:
Мы сегодня вам рассказать хотим
Про поэзию про народную,
Ту, что сыздавна создавал народ,
Чтобы выразить свою душеньку.
1 ведущий:
Здравствуйте, дорогие наши зрители и друзья! Сегодня мы предлагаем вам обратиться к тем истокам, «откуда есть пошла литература русская» – мы поговорим о фольклоре, вспомним его жанры, послушаем песни, разгадаем загадки, вспомним пословицы и приметы.
2 ведущий:
Устное народное творчество – это детство литературы, поэтому и сегодняшнюю встречу с ним мы начнем с детского фольклора. Ребенок рос под песни мамы – колыбельные песни. В них отражался характер русского человека – неторопливый, спокойный, величественный. Русские колыбельные показывают, как тесно был связан русич с окружающей его природой. В них постоянно упоминаются птицы, животные: голубок, котик, лебедушка.
Исполнение ансамблем колыбельной (руководитель Гунько И. А.)
1 ведущий:
Но детский фольклор – это не только колыбельные. (Обращается ко 2 ведущему) :
У Егора
Спина гола.
2 ведущий:
Ты чего дразнишься?
1ведущий:
Потому что это тоже устное народное творчество
Дети не могли в своих играх обойтись без считалок, встречали календарные праздники обрядовыми песнями, дразнили друг друга
Три участника исполняют считалки, дразнилки, обрядовые заклинания:
1-й ребенок
– Сорока – сорока кашу варила,
На порог скакала, деток созывала.
Этому дала кашки, этому, этому,
А этот каши не получил:
- Ты, болван, воду не носил,
Дров не рубил, печь не топил,
Кашу не варил.
2-й ребенок:
– Ах ты, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко - колоколнышко.
1-й ребенок
– Коля – Коля – Николай кинул шапку на сарай.
Шапка вертится, Коля сердится.
2 ведущий:
Особой популярностью у народов Руси отличались обрядовые песни.
Группа ребят исполняют обрядовые песни (ансамбль (младшая группа) под руководством Гунько И. А.)
1 ведущий:
Рос ребенок, становился взрослым, изменялись и произведения устного творчества, которые сопровождали его быт. Жизнь крестьянина была тесно связана с природой, и от нее часто зависело благополучие, а то и жизнь семьи. Вот человек и старался примечать изменения в природе, чтобы знать, к чему готовиться. Так появились приметы, проверенные многими поколениями.
По очереди два человека называют приметы:
3-й ребенок
- Если зимой частые туманы и иней – к урожаю хлеба.
4-й ребенок
- Осень ненастная – к урожаю.
3-й ребенок
- Гром на дерево без листьев – к неурожаю.
4-й ребенок:
- Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету.
3-й ребенок:
- Осенью гуси летят высоко – весной будет много воды.
4-й ребенок:
- Поздний листопад – к суровой зиме.
3-й ребенок:
- Весной много паутины – лето будет жаркое.
4-й ребенок:
- Много сока у березы – к дождливому лету.
2 ведущий:
Внимание к природе отточило и внимание к людям. Ах, как умеет русский человек подметить и тонко высмеять лень, жадность, глупость, неумелость! И над собой умеет он посмеяться. И все это – в наших изумительных русских пословицах.
Мальчик и девочка по очереди называют пословицы:
2-й ребенок
- Ты меня, работушка, не бойся: я тебя не трону.
1-й ребенок
- Дочки шьют да смеются, а мать распарывает да плачет.
2-й ребенок
- Сработал на рубль, а хвалится на сотню.
1-й ребенок:
Видно Меланью, что блины пекла: и ворота в тесте.
2-й ребенок:
- Лень, открой дверь! – Дай кочергу, я с печи открою.
1 ведущий:
Но пословицы отмечали и хорошее: верность слову, трудолюбие, дружбу, любовь к родине, к матери, силу совместной работы, пользу учебы. И сейчас мы проверим, как вы знаете русские пословицы.
Социальный педагог читает начала пословиц, зрители должны закончить их; ведущие дают награду правильно ответившим – конфету.
- Что посеешь… (то и пожнешь)
- Мал золотник… (да дорог)
- Дело мастера… (боится)
- Труд кормит… (а лень портит)
- Лето собирает… (а зима поедает)
- С миру по нитке… (голому рубаха)
- Старый друг… (лучше новых двух)
- Семь раз примерь… (один раз отрежь)
- Жить… (Родине служить)
- Терпение и труд… (все перетрут)
2 ведущий:
А любимой забавой на зимних посиделках, на вечёрках были загадки. А вы их любите? Вот сейчас мы и проверим, как вы умеете их разгадывать. Социальный педагог загадывает загадки, отгадавший получает приз – конфету, ее вручает один из ведущих.
Загадки про животных и птиц
Маленький,
Беленький,
По лесочку
Прыг-прыг!
По снежочку
Тык-тык! (Заяц)
В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живёт без оконца,
Не видывал солнца. (Крот)
Ползун ползёт,
Иголки везёт. (Ёж)
Днём спит, а ночью летает,
Прохожих пугает. (Сова)
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо)
В воде купался,
А сух остался. (Гусь)
Не ездок,
А со шпорами;
Не сторож,
А всех будит. (Петух)
Живё т в доме хозяин:
Шубка атласная,
Лапки бархатные,
Ушки чуткие.
Днём спит
Или сказки говорит,
Ночью бродит,
На охоту ходит. (Кот)
1ведущий:
И, конечно, через всю жизнь сопровождали человека песни. Они были разные: грустные, веселые, озорные; их пели на посиделках, в хороводах, их разыгрывали как сценки. Предлагаем вашему вниманию несколько народных песен в исполнении участниц ансамбля «Живая вода».
2 ведущий:
Мы с вами живем на Дону, а казаки всегда отличались особой любовью к песням. Послушайте одну из казачьих песен. Кстати, казаки песни не пели, они их играли. В этом вы сами сейчас убедитесь.
1 ведущий:
Особый песенный жанр – частушки. Ох уж эти частушки! В них и лукавство, и лиричность, и умение увидеть смешное.
Группа девочек исполняет частушки:
И на ручках, и на ножках
Очень звонкие ладошки.
Захочу - похлопаю,
Захочу - потопаю!
***
Я цветочки поливала
На балконе леечкой.
Почему-то стал вдруг мокрым
Дядя на скамеечке.
***
Вот как Петя хорошо
Поливает грядку!
Там теперь все лягушата
Делают зарядку.
***
Как по саду-огороду
Любит козочка гулять.
После этого похода
Урожая не собрать!
***
Я под краном руки мыла,
А лицо умыть забыла,
Увидал меня Трезор
Гавкнул он: «Какой позор!»
***
Летом скучно без частушек,
Без весёлых песен -
Без гармошки заводной
Мир неинтересен!
***
Я узнал, что очень скоро
Зубы будут выпадать,
И решил отдать их брату,
Чтоб добру не пропадать.
***
Письму внука дед учил,
А вышли-то каракули.
Внук двойку получил.
И оба горько плакали.
***
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы просим вас,
Чтобы нам похлопали
Социальный педагог
Ну и как же без русских народных танцев, ярких, искрометных и очень душевных.
Ансамбль исполняет танцы
Социальный педагог
И в заключение я хочу напомнить вам слова М. Горького: «Не зная фольклора, нельзя знать литературу». Мы надеемся, что наше сегодняшнее мероприятие поможет вам приобщиться к этому источнику, и вы будете часто обращаться к нашему великому народному наследию, помня о том, что:
Народный фольклор - душевность, свобода,
Народный фольклор - родная природа,
Народный фольклор - любовь и свиданья,
Народный фольклор - девичьи страданья,
Народный фольклор - гармоний начало,
Народный фольклор - стабильная мода,
Народный фольклор - характер народа.