Екатерина Глазова
Методическая разработка для воспитателей «Воспитание чувств и формирование эстетических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка для воспитателей
на тему «Воспитание чувств и формирование эстетических представлений»
Публикация «Методическая разработка для воспитателей „Воспитание чувств и формирование эстетических представлений“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них эстетических представлений. Отсутствие у ребёнка таких представлений, незнание того, «Что такое хорошо и что такое плохо», мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может явиться причиной слёз, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых. Нередко взрослые слишком формально подходят к усвоению детьми этических норм. Одних требований: «Нельзя лгать, нельзя злиться, драться, нельзя грубить и т. п., нужно быть добрым, честным вежливым.»-недостаточно, чтобы пробудить подлинные чувства.
На развитие у ребёнка представление о морали оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Причём влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда же оно противоречиво. Например, отправляя утром ребёнка в детский сад, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай свою игрушку, её сломают». В детском саду же воспитатель постоянно учит детей быть добрыми, делиться игрушками. Что же делать, как поступить ребёнку? Такого рода противоречия вызывают раздражение, неудовлетворённость, а иногда рождают хитрость, приспособленчество. В результате у ребёнка не может сложиться чётких представлений о том, как относиться к людям, как поступать в каждом конкретном случае.
При правильном воспитании дошкольники способны воспринимать сложные отношения между людьми. С возрастом дети становятся более наблюдательными, более объективными и точными в оценке поведения окружающих. Они способны уже к дифференциации и обобщению этических представлений. Поэтому работа воспитателя по формированию у детей гуманного отношения к людям, ко всему живому должна быть целенаправленной, систематической. При этом нужно помнить о доступности сообщаемых ребёнку сведений.
Опыт показывает, что формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости, являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог должен прежде всего выяснить, что знают сами дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия. Представления детей точны и содержательны. Они знают, что добрым быть-это делиться с товарищами сладостями, игрушками, помогать тем, кто попал в беду, любить животных, птиц и т. д., быть справедливым – это быть честным, не перекладывать свою вину на другого, не обвинять товарищей в том, в чём они не виноваты. При формировании у детей этических представлений не нужно требовать от них определения понятий. Содержание же их дети могут уяснить только на конкретных примерах из жизни или из художественных произведений. Обобщённое понятие ребята часто сами поясняют конкретным примером, так им легче входить в сложный круг отношений между людьми. Например, они говорят: «Быть добрым – это к папе с вопросами не приставать, а Лена всегда пристаёт», «Справедливый не только себе берёт хорошие роли в игре, но и другим раздаёт».
В своих беседах с детьми воспитатель должен подыскивать слова, образные выражения, обращать внимание на такие случаи из жизни, которые могли бы подействовать на чувства детей, пробудить их совесть, стыд, вызывать радость, восхищение и т. п. Приучая детей раздумывать над поступками, взрослые развивают у них нравственное сознание. Надо чаще создавать условия, в которых бы ребёнок мог проявить свою самостоятельность, активность. Если же все заботы о поведении детей воспитатель берёт на себя, у них постепенно угасает интерес и к себе, и к поведению окружающих и наоборот, развивается равнодушие, привычка жить чужим умом. Иногда можно наблюдать, как целая группа детей не вмешивается в конфликт, возникший у их товарищей, до тех пор, пока не подойдёт воспитатель. Отстранять детей от вмешательства в конфликт – это значит лишать их возможности действовать самостоятельно.
Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Он предполагает прежде всего формирование у них этических представлений, обобщённых и дифференцированных (что значит быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким и т. п.). Методика формирования этих представлений должна основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или художественных произведений, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений. При этом важно, чтобы педагог развивал у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отразится на других. Осознание детьми мотивов поступков способствует быстрому усвоению ими этических представлений и, следовательно, развитию чувств, правильному поведению.
Воспитание гуманных чувств находится в тесной зависимости не только от уровня этических представлений детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события: радоваться, сопереживать, возмущаться и т. п.
Эмоциональное отношение к поступкам окружающих и своим появляется у детей в том случае, когда для них ясен смысл этих поступков, когда они видят определённое отношение к ним взрослых, а также в условиях самостоятельного общения друг с другом. Желаю успехов!