Папки-передвижки

Методическая разработка для педагогов «Организация речевого уголка в группе ДОУ»

Виртуальный методический кабинет
Методическая разработка для педагогов «Организация речевого уголка в группе ДОУ»
▼ Скачать +Заказ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15 «Березка» Левокумского муниципального округа Ставропольского края

Методическая разработка

для педагогов

«Организация речевого уголка в группе ДОУ»

Подготовлена

старшим воспитателем

Регуш Н. И.

Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого

Публикация «Методическая разработка для педагогов „Организация речевого уголка в группе ДОУ“» размещена в разделах

происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В состав предметно-развивающей среды входит речевой уголок в группе. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр по одиночке или небольшими группами.

В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью воспитатели создают условия для стимуляции речевой деятельности и речевого общения. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи.

Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Расположить уголок целесообразно в хорошо освещенном месте и несколько удаленном от игровой зоны. Это создаст более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку должен быть удобным, чтобы дети сами могли подходить к нему и заниматься. При недостаточном освещении, необходимо предусмотреть дополнительное. Близость игровой зоны будет мешать проведению занятий в уголке, и отвлекать ребенка от выполнения заданий.

Наполняемость уголка должна осуществляться по разделам: артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах). Это можно изготовить самостоятельно, а описание взять из методической литературы. Например: Т. А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Артикуляционная гимнастика в считалках», В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»;

Мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т. п. ; дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п. ; высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и другие.

Фонематический слух: игры на дифференциацию звуков – например «Игры с парными карточками» З. Т. Бобылевой, «Звонкий – глухой», «Твердый – мягкий», «Фонематика» и другие; лексика: картинки, отражающие изучаемую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и другие; грамматический строй речи: игры Е. М. Карповой, Е. В. Соловьевой, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, игра «Чей хвост?», «Один много», «Назови ласково», «Чего нет?» и другие.

Связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и другие; грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и другие.

Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем коррекционного уголка можно сделать игрушку. Игрушка должна быть многофункциональна. Это обязательно одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности.

Одним из главных условий качества речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднения. Если захочет взрослый, захочет и ребенок. Таким образом, использование речевого уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Группа раннего возраста : 1. Картинки по лексическим темам.

2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике.

3. Художественные произведения по программе и др.

4. Словесные дидактические игры.

5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6. Предметные картинки.

7. Различные виды театров.

8. Картинки: а) с изображением явлений природы; б) предметами домашнего обихода; в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т. д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т. д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).

Младшая группа : 1. Картинки по лексическим темам (альбомы).

2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастики.

3. Художественные произведения по программе и др.

4. Словесные дидактические игры.

5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7. Различные виды театров.

8. Картинки: а) с изображением характерных особенностей времен года; б) предметами домашнего обихода; в) деталями предметов; г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д) с изображением размера, цвета, качества предметов; е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).

Средняя группа :

1. Картинки по лексическим темам.

2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике.

3. Художественные произведения по программе и др.

4. Словесные дидактические игры.

5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7. Различные виды театров.

8. Картинки: а) с изображением явлений природы; б) предметами домашнего обихода; в) основными частями предметов; г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т. д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т. д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.). ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол); ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш)

9. Зеркало или индивидуальные зеркала.

Старшая и подготовительная группы :

1. Картинки по лексическим темам.

2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике; д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

3. Художественные произведения по программе и др.

4. Словесные дидактические игры.

5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

7. Картинки: а) с изображением явлений природы; б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель; в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина, электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т. д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.); ж) с изображением синонимов; з) с изображением животных во множественном числе; и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш); к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао) 8. Зеркало или индивидуальные зеркала.

Рекомендации к оформлению речевого уголка в подготовительной к школе группе

• Многофункиональная доска – Дом Гоши – Говоруши. Края крыши

украшены разноцветными буквами Алфавита, вырезанными по контуру. Чердачное окошко используется под место для размещения сюжетной картинки (согласно лексической теме). По всей крыши натянута леска, на которую можно с помощью зажимов для волос прицеплять картинки. В окно дома вмонтировано зеркало, которое закрывается занавеской. Над окном размещены три досочки с кармашками, для картинок. Срезы бревен оживите яркими желтыми кружочками с кармашками, куда тоже можно располагать картинки, карточки. (Виды упражнений артикуляционной гимнастики, Массаж лица, Пальчиковая гимнастика, предметные картинки на активизацию словаря по данной лексической теме, картинки с определенным звуком). Труба – обклеенная коробка из-под карандашей, в которую можно поместить пособие Ветерок.

«Речевые кубы». Пособие представляет собой кубы разного размера,

изготовленные из легких материалов (картон, пластмасса, поролон, ткань). На каждой грани куба расположены прозрачные карманы, предназначенные для сменного речевого материала, для развития общей и тонкой моторики, артикуляционных упражнений, развития лексико-грамматического строя и связной речи. С помощью речевых кубов можно познакомить детей с органами речевого аппарата, провести артикуляционную гимнастику, работать над темпом, ритмом речи, силой голоса, развивать тонкую моторику, эмоциональную сферу ребенка.

Каждый речевой куб в зависимости от своего функционального назначения может иметь личное имя.

Куб «Зарядка для языка». Цель: совершенствование мимических и пантомимических способностей.

Куб «Сенсорик». Цель: развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и положительных эмоций.

Куб «Звукарик». Цель: закрепить навыки звукового анализа и синтеза, уметь моделировать звуковую схема слова.

Куб «Составь предложение». Цель: учить с помощью опорной схемы и картинок составлять предложения.

Куб «Магнитофон». Цель: развитие слухового внимания, восприятия, овладение темпо-ритмическими (интонация, система пауз) и динамическими (регулирование громкости голоса) характеристиками звучащей речи; умение владеть своим голосовым аппаратом.

Куб «Слоговой». Цель: упражнять детей в преобразовании односложных слов в двусложные слова разного слогового состава с помощью с помощью грамматических категорий.

Куб «Образуй словечко». Цель: обучение умению различать по смыслу глаголы с общей корневой частью разными приставками с помощью сюжетных картинок.

Куб «Сосчитай-ка». Цель: согласование существительных с количественными числительными в роде, числе, падеже.

Игры. «Что из чего» - из набора картинок необходимо подобрать то, что соответствует теме (изделия из дерева, продукты питания.).

«Времена года» - к основной картинке, которая крепится на липучке необходимо подобрать все признаки этого времени года (снизу развесить). «Крепкие малыши» -знакомит детей с правилами личной гигиены.

Картинки по определенной теме. «Любимые сказки», «Астрономия» и так далее. Основные картинки крепятся на липучке сверху, а дополнительные вешаются снизу. Ленточки сделаны по цветам, одна тема –к онкретный цвет. «Волшебный зонтик». Такой зонтик используется в разных центрах развития ребёнка. Дети с удовольствием играют с ним. Применяется не только для развития речи, но и по экологии, математике, валеологиии т. д. «Подбери по смыслу» - предлагаются картинки к которым надо подобрать парные картинки. «На что похоже» - изображение геометрической фигуры. Подобрать изображение предметов, форма которых напоминает ту или иную фигуру.

«Чудо-дерево» в речевом уголке. В группе детского сада может «вырасти» небольшое «чудо-дерево», которое будет использоваться в различных речевых играх, поможет организовать сюрпризный момент, проблемную ситуацию. На ветки крепятся картинки для речевых игр, которые, как и предыдущие пособия используются для развития общей и тонкой моторики, артикуляционных упражнений, развития лексико-грамматического строя и связной речи.

Публикации по теме:

Организация уголка книги в старшей группеОрганизация уголка книги в старшей группе Книга – это не учебник. Это образец литературного искусства. В ней содержится опыт поколений, кладезь знаний. Задача взрослого - открыть.

Идея оформления и организация родительского уголка в группеИдея оформления и организация родительского уголка в группе Ни для кого не является секретом, что успешность образовательного процесса в дошкольном учреждении зависит от работы воспитателя и родителей.

Консультация для педагогов «Организация книжного уголка в ДОУ»Консультация для педагогов «Организация книжного уголка в ДОУ» Что касается детской литературы, художественного слова, то общение с ними для ребенка должно быть ежедневным в домашней обстановке и постоянным.

Методическая разработка беседы в подготовительной группе на тему «Пожар в квартире»Методическая разработка беседы в подготовительной группе на тему «Пожар в квартире» Методическая разработка. Беседа в подготовительной группе на тему: «Пожар в квартире» Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.

Методическая разработка для педагогов «Учим детей рисовать в стиле «Неопластицизм» Пита МондрианаМетодическая разработка для педагогов «Учим детей рисовать в стиле «Неопластицизм» Пита Мондриана Людмила Рыбакова Методическая разработка для педагогов «Учим детей рисовать в стиле «Неопластицизм» Пита Мондриана. Соавтор И. Минчукова.

Методическая разработка «Математика в продуктивной деятельности» во второй младшей группе Задания, входящие в методическую разработку «Математика в продуктивной деятельности» могут быть использованы педагогами в рамках проведения.

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми в старшей группе «Заколдованный лес»Методическая разработка образовательной деятельности с детьми в старшей группе «Заколдованный лес» Конспект занятия в старшей группе Тема: «Заколдованный лес»Цель: развивать воссоздающее воображение посредством природоведческих игр. Программные.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе «Издательский дом» Сюжетно-ролевая игра «Издательский дом» Цель. Способствовать творческому использованию в сюжетно-ролевой игре представлений о работе издательского.

Методическая разработка занятия «Обереги семьи» в подготовительной группеМетодическая разработка занятия «Обереги семьи» в подготовительной группе изобилии современных игрушек кукла занимает важное место, помогая ребёнку осознавать роль человека в социуме, семье. Наши предки маленькую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка для педагогов «Организация речевого уголка в группе ДОУ»
Опубликовано: 27 января 2023 в 13:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка для педагогов «Организация речевого уголка в группе ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Виртуальный методический кабинет в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД