Юлия Корочева
Методическая разработка для педагогов «Лепбук — как средство ознакомления детей с окружающим миром»
Методическая разработка для педагогов на тему : «Лепбук – как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром»
“Чудо – папку открываю, все что знаю, вспоминаю. ”
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педaгогов, на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с сaмим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром.
Публикация «Методическая разработка для педагогов „Лепбук — как средство ознакомления детей с окружающим миром“» размещена в разделах
Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками, с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие познавательной активности, самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.
В условиях реализации ФГОС ДО каждый педагог ищет новые средства, которые соответствуют целям и требованиям дошкольного образования. Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные облaсти в соответствии с ФГОС ДО является лэпбук.
Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это сравнительно новое средство обучения, пришедшее из Америки. Термин "Лэпбук" был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей для систематизации информации. Она назвала ее так, именно потому, что весь лэпбук умещается и на коленях ребенка.
Пособие – лэпбук прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме, он интересен и полезен тем, что в нем содержится практический материал, способствующий саморазвитию детей и повышению их познавательной активности. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала. Работа с ним учит детей мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, не только расширяя кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Он развивает детское воображение, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, активизирует общение как со сверстниками, так и со взрослыми, обогащает мир ребенка.
Что он собой представляет? Это интерактивная тематическая папка с множеством приспособлений для какой-либо информации – с кармашками, дверцами, окошками, конвертами, прорезями, подвижными деталями и т. п. Для ребенка весь развивающий смысл состоит в том, что он может самостоятельно брать и перекладывать, застегивать и передвигать, закрывать и открывать, складывать и перекладывать по своему усмотрению все то, что находится в этой папке, а еще и вдобавок мастерить сам.
В «наколенной книге» собирается материал по определенной теме.
Сущность лэпбука заключается в том, что для «оживления» папки ребенку необходимо осуществить какую-либо деятельность: провести наблюдение, выполнить поручения, изучить и исследовать материал.
Также лепбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал; является отличным способом для повторения пройденного; помогает ребенку учиться самостоятельно собирать информацию для решения задач и правил; лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов, можно выбрать задания под силу каждому ребенку (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д., в итоге сделать коллективную работу, которая будет служить эффективным наглядным дидактическим пособием.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения. Он всегда воспринимается дошкольниками как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и освежая в своей памяти
Примерный перечень тем для лэпбуков.
«Игрушки». Развитие знаний у детей о явлениях и предметах окружающего мира, способах их изготовления, их истории. Развитие мелкой моторики детей и способностей сенсорных эталонов.
«Времена года». Систематизация и закрепление знаний детей о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в растительном и животном мире.
«Девочки и мальчики». Полоролевое воспитание дошкольников
«Пожарная безопасность». Формирование у детей знаний правил пожарной безопасности, знакомство с пожароопасными предметами
«Все профессии нужны, выбирай на вкус!». Формирование у детей представлений о профессиях, формирование элементарных навыков профессионального самоопределения
«Моя Родина – Россия!». Формирование у детей патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине, закрепление знаний о государственной символике (гербе, флаге, гимне, государственных праздниках, воспитание чувств восхищения и гордости за свою Родину.
«Права ребенка». Знакомство дошкольников с международным документом «Конвенцией о правах ребенка», оказание помощи детям развивать в себе правовое сознание, чувство самоуважения, умение рассуждать, анализировать, делать выводы.
«По страницам сказок К. И. Чуковского» (выбирается тема по жанрам, автору). Знакомство детей с детской литературой, привитие желания к чтению, воспитание нравственных качеств дошкольников.
«Транспорт». Закрепление знаний детей о видах транспорта, способах и особенностях передвижения человека в разных средах, об истории транспорта, воспитание интереса к профессиям людей, работающих на транспорте.
«Новый год шагает по планете!» (аналогично по темам государственных и народных праздников). Знакомство детей с особыми календарными датами, праздничными традициями
«Подготовка к школе». Формирование психолого-педагогической готовности к обучению в школе
«Экология». Формирование у детей предпосылок экологической культуры
«Такие разные куклы!». Знакомство детей с историей возникновения куклы, с многообразием ее видов
«По страницам книг В. В. Бианки» (тема может варьироваться в зависимости от других авторов, произведений экологической направленности). Привитие любви к родному краю посредством природоведческой художественной литературы, к книгам, как к источнику знаний, любовь к чтению
«Красная книга». Знакомство дошкольников с Красной книгой, видами редких животных, птиц, растений, с разными способами охраны и бережного отношения к природе
«Звук «с» и Звук «л» (аналогично по всем звукам). Создание условий для речевой активности детей 5-7 лет посредством развивающих заданий и игр с данными звуками, развитие артикуляционной, пальчиковой моторики; зрительного внимания, восприятия, фонематического слуха и звукобуквенного анализа слов «Прятки» Развитие у детей 5-7 лет грамматического строя речи. и. т. д.