Приложение МААМ

Использование ТРИЗ в развитии креативных способностей дошкольников

Светлана Анатольевна Степочкина
Использование ТРИЗ в развитии креативных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить педагогов с использованием ТРИЗ в развитии креативных способностей дошкольников.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «ТРИЗ технология», раскрыть цель данной технологии;

2. Подробно рассказать о каждом этапе алгоритма решения изобретательских задач и проиллюстрировать конкретными примерами.

Темочки:

Своё выступление хотелось бы начать со слов советского писателя Генриха Сауловича Альтшуллера: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта».

В своей методической разработке я расскажу об одной очень известной технологии, которая называется технология ТРИЗ. И как ее можно использовать в развитии креативных способностей дошкольников.

Что такое креативные способности дошкольников?

Креативные (творческие) способности представляют собой набор качеств, благодаря которым дошкольник мыслит нестандартно и может создавать уникальные, принципиально новые результаты в своей деятельности.

Что значит ТРИЗ? Теория Решения Изобретательских Задач. Идея создания программы ТРИЗ принадлежит Генриху Сауловичу Альтшуллеру, по его словам, «ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию».

Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Алгоритм решения изобретательских задач

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:

I этап. Ситуация – задача, которую нужно решить

На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.

Игра «Да-Нетка» или «Угадай, что я загадала»

Например: воспитатель загадывает слово «Слон», дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон, воспитатель отвечает только «да» или «нет», пока дети не угадают задуманное. Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу.

Игра «Помоги Золушке»

«Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?».

Предположительные ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно раскатать пустой бутылкой или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; нарезать тесто маленькими кусочками, а потом чем-нибудь тяжелым прижимать.

II этап. Противоречие – должен потому что, не должен потому что …

На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.

Предложена ситуация

Например: «Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем-то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?».

Предположительные ответы детей: на черного зайца легче охотиться лисе; его будет хорошо видно на снегу; теперь ему только под землей надо жить или там, где вообще нет снега, а только черная земля, а гулять ему теперь надо только ночью; ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его.

Игра «Хорошо-плохо»

Воспитатель выбирает объект и предлагает детям найти положительные и отрицательные качества данного объекта. Так как дети более склонны называть положительные стороны объекта, на первом этапе игры воспитатель называет «плохо», а дети «хорошо». Детей 5-го года жизни можно делить на две команды, одна команда называет «хорошо», другая – «плохо», соревнуясь, кто больше назовет качеств. В работе со старшими дошкольниками берем объекты, имеющие для детей социальную значимость, и учимся находить противоречивые свойства («В следующем году мы пойдём в первый класс - это хорошо или плохо?»).

III этап. ИКР – оптимальный результат, полученный наименьшими затратами

На третьем этапе проходит работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.

Коллаж из сказок

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.

«Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание.. .».

Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.

Знакомые герои в новых обстоятельствах

Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Например, сказка «Гуси – лебеди». Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.

Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Например, сказка «Гуси – лебеди». Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.

Спасательные ситуации в сказках

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.

«Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть.. .».

Предложите свои варианты спасения котенка.

Сказки, по-новому

Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Старая сказка – «Крошечка –Хаврошечка».

Сказка по-новому – «Хаврошечка злая и ленивая».

Сказки от «живых» капель и клякс

Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Глядя на них, ребенок сможет увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что напоминает?».

Далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы «живых» капель, клякс помогают сочинить сказку.

Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование домино в развитии исследовательских умений дошкольниковИспользование домино в развитии исследовательских умений дошкольников Всем хорошо известна игра домино, но современные технические игрушки все чаще вытесняют доступные игровые средства прошлого. А ведь в них.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ТРИЗ в развитии креативных способностей дошкольников
Опубликовано: 25 апреля 2021 в 16:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование ТРИЗ в развитии креативных способностей дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Анатольевна Степочкина (УИ 2576559) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
30 декабря 2024 понедельник
31 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД