Миронова Елена
Методическая разработка дидактической игры с природным материалом «Познай лес»
Методическая разработка дидактической игры с природным материалом
Цель: формирование знаний о лесном богатстве, сезонных изменениях в лесу; воспитание любви к неживой природе, умений заботиться о ней; развивать интерес к родному краю.
Задачи:
1. Познакомить с 10 лиственными и хвойными деревьями.
2. Рассказать о разных видах лесов.
3. Формировать доброжелательное отношение к неживой природе.
4. Приучение к соблюдению норм и правил поведения в природе.
Публикация «Методическая разработка дидактической игры с природным материалом „Познай лес“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Поделки из природного материала
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Темочки
5. Развивать психические процессы: воображение, творческое мышление, память, внимание.
6. Активизировать словарный запас ребенка. Знакомство с новыми словами.
Оборудование для игры «Познай лес» :
• Игровая зона «Уголок природы» (наглядный материал : образцы веточек, плодов деревьев и кустарников)
• Дидактический материал в виде карточек с изображением деревьев, кустарников, плодов.
Педагогическая актуальность.
Одной из главных задач педагога стоит умение привить ребенку нравственные и моральные качества, доброжелательность, любовь к стране, природе.
Так как основным видом деятельности ребят в детском саду является игра, то наилучшая реализация поставленной задачи будет именно по средствам игры.
Поскольку дидактическая игра способствует формированию новых знаний и умений, а также закреплению уже полученных, отражает явления окружающей действительности, то создание дидактической игры и природным материалом является наиболее оптимальным вариантом детской игры, предназначенной для этой цели.
Игра «Познай лес» актуальна для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Через нее они познакомятся впервые с новыми видами деревьев, узнают, какие плоды на них растут, узнают особенности лиственных и хвойных деревьев, узнают, как лес меняется в течение года. Изучат, повторят и закрепят правила поведения в природе. Научатся рассказывать о красоте лесного богатства, задавать вопросы, закреплять умение игры в команде, группе.
Дети вместе с родителями выезжают на природу, поэтому знания об окружающем мире и умения вести себя в лесу не достаточны у детей. В силу этого проведение дидактической игры с природным материалом «Познай лес» поможет как детям, так и родителям в приобретении новых знаний, умений, расширении кругозора.
Вариант игры 1 : «Зима-лето»
Цель:
Умение видеть сезонные изменения в природе, устанавливать взаимосвязь этих изменений, развивать интерес.
Задачи:
1. Рассказать детям, как изменяются лиственные деревья с приходом зимы.
2. Показать отличия хвойных деревьев от лиственных.
Развивать внимание и сообразительность, тренировать память детей.
Материалы :
Карточки с изображением различных деревьев в летний и зимний период.
Ход игры:
Сначала воспитатель рассказывает о сезонных изменениях, происходящих с деревьями. Затем показывает карточки с изображением дерева в летний и зимний период. Рассказывает о нем, о его плоде. Так знакомит со всеми деревьями. Следующим этапом воспитатель показывает карточку с изображением дерева летом, а дети должны из предложенных зимних картинок найти это же дерево и назвать его.
Вариант игры 2 : «На какой веточке что растет»
Цель:
Развитие знаний о плодах деревьев.
Задачи:
1. Рассказать детям, у каких деревьев какие плоды и семена, а также листья.
2. Развивать внимание, память, расширять словарный запас и кругозор детей.
Материалы :
Карточки с изображением плодов и листьев деревьев, а также образцы плодов, веточек.
Ход игры:
Сначала воспитатель рассказывает о том, что осенью на деревьях созревают плоды. Это могут быть шишки, ягоды, семена. При этом демонстрируя и карточки с изображением, и сами плоды. Следующим этапом дети соотносят плоды одного дерева с веточками и листиками этого же дерева. Обсуждая по ходу игры особенности.
Вариант игры 3 : «Собери дерево»
Цель:
Закрепление полученных знаний о строении дерева, его плодах и листьях (хвое)
Задачи:
1. Показать детям, из чего состоит дерево, какие имеет плоды, и какие растут листья.
2. Рассказать, что хвоя- это видоизмененные листья.
3. Показать отличия и сходства лиственных и хвойных деревьев.
4. Тренировать память, мышление, сообразительность детей.
Материалы :
Карточки с изображением целого дерева, его плода и листа-10 штук, мешочек в котором находятся карточки с картинками деревьев, листьев, плодов-30 штук.
Ход игры:
Ведущий по одной достает карточки с различными изображениями. У кого на карточке есть этот плод (лист, дерево) поднимает руку, ведущий отдает эту карточку. Игрок закрывает соответствующую картинку у себя. Выигрывает тот, кто первым закроет все изображения у себя в карточке, тем самым «собрав дерево».