Любовь Савина
Методическая разработка дидактического пособия «Витаминные корзинки»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка дидактическое пособие "Витаминные корзинки".
Аннотация
В методической разработке представлено описание дидактического пособия «Витаминные корзинки» предназначенное для совместной деятельности с детьми 5-8 лет в рамках образовательной области «Физическое развитие». Рассказано о решении задач по становлению ценностей здорового образа жизни у дошкольников посредством данного пособия. Даны методические рекомендации по организации совместной деятельности с детьми, которые подкреплены игровыми заданиями, конспектом НОД.
Публикация «Методическая разработка дидактического пособия „Витаминные корзинки“» размещена в разделах
- Витаминная корзинка
- Витамины. Все о витаминах
- Витамины. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Методическая разработка адресована воспитателям, старшим воспитателям, студентам педагогических учебных заведений.
Пояснительная записка
Актуальность
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому особенно важно в этот возрастной период создавать условия для овладения элементарными нормами и правилами здорового образа жизни, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Особый смысл приобретает оснащение предметно-развивающей среды группы, которая инициирует субъектные проявления воспитанников. Этому способствуют дидактические пособия здоровьесберегающего содержания, которые направлены на формирование ценностей здорового образа жизни.
Дидактическое пособие «Витаминные корзинки» предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Играя с данным пособием, дети как самостоятельно пробуют решать задачи, связанные со здоровьесберегающим поведением, так и в совместной деятельности со взрослым.
Значимость и практическая направленность
Дидактическое пособие направлено на реализацию задач по образовательной области «Физическое развитие». Тесно интегрируется с ОО «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Игры с дидактическим пособием способствуют развитию мотивации у дошкольников к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей, развитию представлений о пользе и вреде продуктов питания, умений осуществлять выбор стратегии поведения и действовать с позиции сохранения здоровья и человеческой жизни.
С дидактическим пособием «Витаминные корзинки» можно играть на столе, на полу, также данное пособие можно крепить как на фланелеграфе, так и на магнитной доске.
Корзинки выполнены из мягкого фетра, что делает их безопасными в ходе использования. Продукты, витамины – А, В, С, D, также изготовлены из фетра, с использованием липучки, что позволяет неоднократно прикреплять их к корзинкам и снимать.
В ходе игры дети узнают, за что отвечают эти витамины, это тоже отражено в пособии при помощи символов : глаз – за зрение, жираф – для роста детского организма, сердце – за работу сердца, скелет человека – для развития костей, смайлик – для хорошего настроения и защиты организма от всех болезней.
Перечень игрушек (продуктов, имеющихся в пособии : витамин А – капуста, горох, картошка, рыба, мясо, яйцо, перец, тыква, кукуруза, сливочное масло, помидор, сыр, морковь; витамин В – огурец, свекла, репчатый лук, капуста, чеснок, горох, кукуруза, морковь, орех, хлеб, куриная ножка; витамин С – перец, чеснок, капуста, редиска, яблоко, лимон, апельсин, клубника, груша, картошка, ананас; продукты, витамин Д – молоко, растительное масло, сыр, яйцо, творог, сметана, рыба. Всего изготовлено 42 шт.
Цель методической разработки : Повышение методической компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений по реализации образовательной области «Физическое развитие» посредством дидактического пособия «Витаминные корзинки».
Ожидаемые результаты:
• Обогащение развивающей предметно-пространственной среды;
• Освоение технологии организации совместной деятельности с детьми посредством дидактического пособия «Витаминные корзинки».
Особенности и новизна
Применение дидактического пособия «Витаминные корзинки» в совместной деятельности с детьми предполагает решение проблемных ситуаций, основанные на ситуационных задачах. Специфика заключается в том, что ситуационная задача носит практико-ориентированный характер. Таким образом, ребенок, совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новые знания и новые умения.
Логика ситуационной задачи выглядит следующим образом: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.
Ознакомление:
• Назови свой режим питания; расскажи, что ты ел на завтрак, обед и т. п.
• «Определи, какой витамин» (в корзинке находятся продукты определённого витамина; дети по продуктам определяют название витамина и помещают букву в корзинку).
Понимание:
• Что будет, если исчезнут молочные продукты, чем их можно заменить; составь меню для малышей; объясни инопланетянину, какие витамины есть в данных продуктах.
Применение:
• «Наполни корзинки» (собрать в корзинки продукты, в которых содержатся витамины – А, В, С, Д);
• «Найди овощи, которые содержат несколько витаминов» (ребенок называет овощи и кладет их в соответствующие витаминные корзинки;
• «За что отвечают витамины» (в корзинки к каждому витамину положить символы – глаз, жираф, сердце, скелет, смайлик);
• «Отгадай загадку» (ребёнок отгадывает загадку о продукте и называет витамин, который содержится в этом продукте, и помещает его в витаминную корзинку);
Анализ:
• «Найди ошибку» (в витаминную корзинку положить продукт, не относящийся к данному витамину);
• Составь правила питания; Один персонаж говорит, что этот продукт полезен, другой говорит, что вреден, с кем ты согласен?
Синтез:
• «Придумай игру для малышей»
Оценка:
• Как узнать правильно ли мы выполнили задание?
• Какое из решений, предложенное ребятами самое полезное для здоровья?
Дидактическое пособие позволяет решать развития детей, как в рамках организованной образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов: при организации утреннего и вечернего круга, в организации досуговой деятельности, при разработке и внедрении образовательных исследовательских проектов.
Заключение
Апробируя пособие «Витаминные корзинки» в совместной деятельности с детьми: в режимных моментах, в организованной образовательной деятельности, мы увидели, что дети внимательнее стали относится к своему здоровью, они проявляют здоровьесберегающую компетенцию, мотивированы к сбережению здоровья окружающих людей.
Список литературы:
1. Фисенко М. А. ОБЖ. Разработки занятий (подготовительная группа) 2 часть / М. А. Фисенко, – Волгоград: ТД «Корифей», – 2007.
2. Югова М. Р. Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет: панирование, игры / М. Р. Югова, – волгоград:Учитеь. – 2012.
Приложение 1
к методической разработке
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Где прячется Здоровье?».
Цель: развитие мотивации у дошкольников к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
Задачи:
Образовательные:
• Закреплять, обобщать представления детей о витаминной ценности овощей, фруктов, продуктов, их влияния на состояние здоровья.
Развивающие:
• развивать познавательный интерес;
• развивать мышление, внимание, память, речь.
Воспитательные:
• воспитывать сознательную установку на здоровый образ жизни;
• воспитывать желание заботиться о своём здоровье способствовать формированию у ребенка потребности быть здоровым.
Формы организации деятельности: проблемная ситуация, ситуативный разговор, динамическая пауза, творческое задание.
Планируемый результат:
Ребё нок умеет:
• формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения, включаться в общий разговор;
• внимательно слушать, проявлять доброжелательные отношения к высказываниям других;
• планировать собственную деятельность;
• договариваться о совместной деятельности;
• объяснять свое эмоциональное состояние.
У ребенка происходит:
• актуализация представлений о пользе витаминов для организма человека, о пользе продуктов, в которых содержатся витамины;
• активизация потребности заботиться о своем здоровье.
Предметно-практическая среда: 4 корзинки из фетра, овощи, фрукты, продукты из фетра, символы из фетра, отвечающие за работу организма (жираф, глаз, сердце, смайлик, скелет, карандаши, листы бумаги, смайлики.
Среда взаимодействия взрослый – ребё нок: ситуативно-личностная форма общения, сотрудничество совместно-индивидуальное, способ поддержки – поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка.
Среда взаимодействия ребёнок – ребё нок: объединяются в группы, видят действия других, непринужденно обсуждают цели, ход работы и получаемые результаты.
Среда отношения к миру, другим людям, к себе: отвечают на вопросы, размышляют, выражают свои эмоции.
Мотивационно-побудительный этап:
1. Актуализации представлений воспитанников.
Воспитатель приветствует детей, используя художественное слово:
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов,
Потому что «здравствуй»
Значит – будь здоров
– Здравствуй! – ты скажешь человеку
– Здравствуй! – улыбнется он в ответ
– И наверно не пойдёт в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Воспитатель: Ребята, как Вы понимаете русскую народную поговорку «Здороваться не будешь, здоровья не получишь?»
Воспитатель: «Как бы Вы объяснили младшему брату или сестренке, что значит быть здоровым?».
Воспитатель: «Предложите способ, позволяющий укрепить свое здоровье?».
2. Создание проблемной ситуации.
В группу заходит повар детского сада: «Здравствуйте, дорогие ребята! Мы составляем меню для малышей, и у нас возник спор, какие из витаминов важнее для здоровья : А, В, С или Д. Может вы нам поможете, разрешить наш спор?»
Основной этап:
Воспитатель: «Ребята, что Вы знаете о витаминах?», «Как нам выяснить какой из витаминов важнее?»
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Витаминные корзинки». Правила игры: Ребятам необходимо разделиться на 4 команды: А, В, С, Д.
Игровые задачи:
• Выберите продукты, в которых содержатся ваш витамин, и положите его в корзинку.
Контроль: Участники команд проверяют правильность выполнения задания друг у друга.
• Сделайте рекламу вашей Витаминной корзинки (способ выбирают дети : нарисовать, сделать коллаж, изобразить действием и т. д.).
Воспитателем организуется динамическая пауза:
Мы стоим на огороде (потягивая руки в стороны)
Удивляемся природе:
Вот салат, а здесь укроп (правой рукой коснуться левой ступни)
Тут морковь у нас растет (левой рукой коснуться правой ступни).
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой –
С корнем будем вырывать,
Да пониже приседать (приседания).
Все полили мы из лейки
И садимся на скамейки.
Воспитатель предлагает обсудить ситуацию, что будет если исчезнет витамин А, витамин С, витамин В, витамин D?
Воспитатель применяет художественное слово:
В дыне, тыкве, помидоре,
И, конечно же, в моркови.
Витамина А не счесть,
Всем его нам надо есть,
Зрение он укрепляет
И всем роста прибавляет.
Витамин В найдем везде :
В яйцах, хлебе, молоке.
В мясе, чесноке, горохе
И в гранате его много.
Свое сердце укрепляй
Про витамин В не забывай!
Апельсины, лук, лимоны,
Помидор употребляй.
Витамин там С найдешь,
И здоровье сбережёшь!
Молоко, творог и рыбу
Чаще кушать надо нам.
Кости крепкими все будут,
Перелом не страшен нам.
Рефлексивный этап:
Воспитатель: «Ребята, как Вы думаете, какая Витаминная корзинка самая полезная для здоровья?», «Как будем доказывать поварам, что все витамины важны для здоровья?»