Наталья Баскакова
Методическая разработка наглядно-дидактического пособия «Логопедическое панно»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка наглядно-дидактического пособия «Логопедическое панно»
Разработала Баскакова Наталья Геннадьевна
учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад №22
Городской округ Красногорск Московской области
Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным –
вот задача первоначального обучения.
К. Д. Ушинский
Пояснительная записка
Публикация «Методическая разработка наглядно-дидактического пособия „Логопедическое панно“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логопедические игры
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов от современного учителя-логопеда требуется решение сложных задач поиска новых форм и методов работы по исправлению речевых нарушений у детей. Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи различной степени тяжести, во многом зависит от правильно организованной предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.
Для повышения результативности коррекционно-образовательной работы мною разработано, изготовлено и активно используется авторское дидактическое пособие «Логопедическое панно». Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
«Логопедическое панно» было создано, учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления и игре. Ведь игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
«Логопедическое панно» можно использовать на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях. Данное дидактическое пособие успешно прошло апробацию в работе с детьми, посещающими логопедический пункт ДОУ №22 в течение 2015 – 2016 учебного года.
Пособие гармонично вписывается в предметно-развивающую среду логопедического кабинета и отвечает ее основным задачам: оно вариативно, доступно и безопасно для детей. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии его использования в соответствии с поставленной целью.
Актуальность дидактического пособия в том, что оно имеет широкую направленность коррекционно-развивающего воздействия, обучающее и воспитывающее значение.
Дидактическое пособие «Логопедическое панно» содержит элементы новизны, вводит детей в условную ситуацию, эмоционально приобщает их к процессу приобретения знаний, нацеливает на самостоятельное решение речевых задач. «Логопедическое панно» помогает не только пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи, но и позволяет логопеду плавно регулировать этот процесс, повышая мотивацию к логопедическим занятиям.
Пособие могут использовать в своей работе учителя-логопеды, учителя-дефектологи, воспитатели ДОУ общеразвивающей и коррекционной направленности. «Логопедическое панно» расширяет возможности для дальнейшего роста творческого потенциала логопеда: его можно легко модифицировать и дополнять по своему усмотрению.
Способ изготовления пособия: Логопедическое панно представляет собой единую композицию, в состав которой входят: солнце с «косичками», тучка со снежинками или с «капельками дождя», пенёк и дерево. Дерево и пенек изготовлены из самоклеющейся пленки цвета натурального дерева и наклеены на стену логопедического кабинета. Солнышко изготовлено из соломы, косички из шерсти для вязания, тучка из поролона и голубой ткани, капельки из прозрачной пленки. Находится панно недалеко от зоны индивидуальных занятий. Размер дерева соответствует среднему росту ребенка старшего возраста. Все картинки к дереву легко прикрепляются и снимаются с помощью липучек. Солнышко и тучка мобильны, их можно переносить в другие зоны логопедического кабинета.
Данное пособие позволяет ребенку двигаться и манипулировать картинным материалом. Дерево и тучка преображаются в соответствии со сменой времени года: на дереве весной появляются зеленые, осенью желтые листочки, зимой на дереве и тучке снежинки. Картинный материал меняется в зависимости от темы и целей занятия.
Назначение пособия: Данное пособие можно использовать:
- при коррекции звукопроизношения (для проведения дыхательной и артикуляционной гимнастики, при автоматизации и дифференциации звуков, для развития фонематического слуха и восприятия);
- при работе над лексическими темами (времена года, зимующие и перелетные птицы, дикие и домашние животные, грибы, насекомые);
- для формирования лексико-грамматической стороны речи (правильного употребления предлогов, подбора родственных слов, образования относительных и притяжательных прилагательных, приставочных глаголов);
- при формировании связной речи (составление предложений, пересказов, рассказов с опорой на предметные картинки);
- при развитии фонематического восприятия и обучении детей грамоте;
- для развития познавательных процессов (зрительной памяти, логического мышления, восприятия, внимания);
- для развития ориентировки в пространстве и зрительно-моторной координации;
- для развития мелкой моторики;
Технология использования пособия:I. Элементы дыхательной гимнастики
Цели: развитие длительного, ровного, непрерывного, ротового, плавного выдоха; выработка у детей умения тонкого регулирования дыхания; активизация губных мышц.
Методические рекомендации: дуть целенаправленно посередине языка.
1) Упражнение «Дождик» («Снежинки»)
Оборудование: снежинки или капельки на ниточках свисают с тучи.
Логопед предлагает ребенку поддувать вверх снежинки (капельки).
Логопед сопровождает действия ребенка стихотворным текстом:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!
А. С. Пушкин
2) Упражнение «Листопад»
Оборудование: разноцветные листья из цветной бумаги на ниточках свисают с веток дерева (осенью можно использовать настоящие листья деревьев).
Логопед предлагает ребенку устроить листопад, сдувая листочки (аналогично снежинкам или капелькам) с дерева. Логопед сопровождает действия ребенка стихотворным текстом:
Листопад, листопад,
Листья кружатся, летят!
Разноцветные, резные,
Словно кистью расписные…
А. Рябинка
3) Упражнение «Бабочки»
Оборудование: бумажные бабочки на ниточках свисают с веток дерева на уровне лица ребенка.
Логопед произносит русскую народную поговорку:
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На дубовой ветке!
Затем предлагает подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».
Примечание: Упражнения выполняются стоя. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
II. Формирование звукопроизношения
1. Дидактическое упражнение «Украсим дерево осенними листочками»
Вариант №1
Цели: коррекция звукопроизношения
Задачи: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Игровая ситуация. Логопед предлагает ребенку украсить дерево осенними листочками. На листочках картинки-подсказки: иголочка, лопата, лошадка, чашечка, лягушка, слон и др. Ребенку сначала нужно посмотреть на листочки, назвать артикуляционное упражнение, четко выполнить его перед зеркалом. После правильного выполнения упражнения, ребенок может прикрепить листочек к ветке дерева.
Примечание: логопед сопровождает стихами выполнение ребенком артикуляционного упражнения.
Вариант №2
Цели: коррекция звукопроизношения
Задачи: автоматизация поставленного звука в словах разной слоговой структуры; развитие фонематического восприятия.
Логопед раскладывает перед ребенком (или подгруппой детей) листочки с изображением разных предметов и просит отобрать только те листочки, на которых изображены предметы с заданным звуком (например со звуком -С-, четко произнести названия предметов и украсить дерево листочками. Далее задания можно изменять и усложнять, включая грамматические упражнения.
Например:
- отобрать листочки-картинки со звуком -С- в начале, в конце, в средине слова;
- разделить слова на слоги;
- узнать предмет по описанию;
- назвать предметы, про которые можно сказать «Мой - моя - моё»;
- изменить слова «Один - много»;
- назвать «Каких листочков не стало?», «Что изменилось на дереве?»
- закончить предложение, подобрав слово-предмет;
- составить предложение с заданным словом;
2. Дидактическое упражнение «Сова и кукушка»
Цели: коррекция звукопроизношения
Задачи: развитие фонематического слуха и восприятия, дифференциация звуков С - Ш- по картинкам и в произношении.
Игровая ситуация. Логопед сообщает ребенку о том, что сегодня он будет учиться различать звуки С-Ш. После уточнения артикуляции и характеристики звуков С-Ш, логопед предлагает рассмотреть листочки, назвать предметы, изображенные на них.
- С правой стороны на дереве сидит сова.
Какой звук есть в слове СОВА? (звук -С-). Ей подарим листочки со звуком -С-.
- С левой стороны сидит кукушка. Какой звук есть в слове КУКУШКА? (звук -Ш-). Ей подарим листочки со звуком -Ш-.
Ребенок отбирает листочки, называет слова и прикрепляет листочки на ветки дерева, объясняя свой выбор.
Предполагаемые ответы: Кукушке подарю шапку, потому что в этом слове есть звук -Ш-, сове – миску, потому что в этом слове есть звук -С-.
III. Формирование лексико-грамматической стороны речи
1. Дидактическое упражнение «Оживи птицу»
Цели: обогащение словарного запаса детей
Задачи: закрепление знаний о зимующих и перелетных птицах, подбор слов-признаков к предмету, активизация в речи сложных прилагательных, развитие зрительного восприятия.
Игровая ситуация. На дереве расположены черные силуэты зимующих или перелетных птиц.
Логопед предлагает детям «оживить» птиц. Для этого каждый из детей должен описать птицу, придумав как можно больше слов-признаков так, чтобы все дети догадались, о какой птице идет речь. Если дети узнали птицу, ребенок прикрепляет цветную картинку на черный силуэт.
Предполагаемые ответы: Это зимующая, маленькая, желтогрудая, юркая птица. Кто это? (синица).
Аналогично дети подбирают слова-признаки о других птицах.
2. Дидактическое упражнение «Прятки»
Цели: формирование лексико-грамматической стороны речи
Задачи: развитие навыка образования притяжательных прилагательных, закрепление в речи правильного употребления простых и сложных предлогов, развитие зрительного восприятия.
Игровая ситуация: Из-за дерева, из-за пенька, из дупла, из-под веток выглядывают разные части диких животных (рога, хвосты, копыта, уши, и т. д.)
Логопед: Звери решили поиграть с нами в прятки. Скажите, кто спрятался?
Дети узнают по частям тела, кто спрятался в лесу, чья это часть тела и откуда выглядывает.
Предполагаемые ответы:
Заяц спрятался за дерево. Из-за ствола дерева выглядывает заячий хвост.
Белка спряталась в дупло. Беличий хвост выглядывает из дупла.
Медведь залез на дерево. Медвежья голова выглядывает из-за веток дерева.
Лось стоит за деревом. Лосиная голова выглядывает из-за дерева.
Волк лежит за пеньком. Волчий хвост выглядывает из-за пенька.
3. Дидактическое упражнение «Подбери предлог»
Цели: формирование лексико-грамматической стороны речи
Задачи: закрепление навыка практического употребления простых и сложных предлогов; развитие мышления, зрительного внимания.
Игровая ситуация: Логопед предлагает детям отправиться в сад.
Логопед: В саду выросли яблоки. Будем собирать яблоки. На каждом яблоке написано маленькое слово-предлог. Я читаю предложение, в котором пропущено маленькое слово-предлог. Нужно сорвать яблоко с предлогом, который подходит к предложению. Сначала прочитаем на яблоках все маленькие слова-предлоги. Каждый сам будет выбирать предлог, используя считалку:
Раз, два, три, четыре, пять.
Буду я предлог искать.
Буду я предлог искать,
В предложение вставлять.
Дети слушают предложения: Воробей слетел ___ дерева (С). Заяц выглядывает ___ куста (ИЗ-ЗА). Белка спряталась ___ дупло (В).
Затем дети снимают с дерева яблоко с соответствующим предлогом, проговаривают предложение с выделением предлога.
Примечание: данное упражнение предлагается детям, которые уже умеют читать.
4. Дидактическое упражнение «Родственное дерево»
Цели: обогащение словарного запаса детей
Задачи: активизация словаря путем подбора родственных слов.
Вариант №1
Игровая ситуация. У детей на столе разные картинки. Логопед предлагает детям научиться «выращивать» слова. В саду есть чудо-дерево, вместо листочков на нем сегодня вырастут слова. Логопед прикрепляет картинку «САД» к корням дерева и читает стихотворение Е. Измайлова:
«Как растут слова»
Как то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым - был он просто словом.
Это слово, слово - корень разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло - стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада, вот еще посадки рядом,
А вот садовод, с ним садовник идет.
Очень интересно гулять в саду словесном!
Логопед предлагает вспомнить все слова-родственники в стихотворении, посмотреть на свои картинки, найти среди них эти слова и прикрепить картинки на дерево. Далее дети с помощью логопеда объясняют значение каждого слова.
Вариант № 2
Цели: обогащение словарного запаса детей
Задачи: подбор родственных слов с опорой на графическую схему.
Оборудование: опорная графическая схема для подбора родственных слов, предметные картинки у детей, дерево.
Игровая ситуация.
Логопед: Дети, сегодня мы будем подбирать родственные слова к слову: РЫБА. Поможет нам эта схема. Кто из вас назовет правильное слово, прикрепляет на дерево картинку. Так на дереве вырастут родственные слова.
- Подберите родственные слова-предметы.
- Как можно сказать про маленькую рыбу? (рыбка, рыбешка)
- Как можно сказать про большую рыбу? (рыбище)
- Подберите родственные слова-признаки.
- Какой суп варят из рыбы? (рыбный).
- Хвост у рыбы чей? (рыбий)
- Чешуя чья? (рыбья)
- Подберите родственные слова-действия.
- Что делает человек, когда ловит рыбу? (рыбачит)
- Составьте сложное слово: рыбу ловит кто? (рыболов)
- Если рыбу ловит женщина, как ее назвать? (рыбачка)
- Если рыбу ловит мужчина, то он? (рыбак)
Вариант № 3
Логопед: Будем подбирать родственные слова к слову СНЕГ.
Я буду описывать предмет, а вы должны узнать, о чем или о ком я говорю.
Если ответ будет правильным, то на нашем дереве «вырастет» желудь.
Логопед:
- Девочка в красивой шубке и шапочке, любит веселить ребят и приходит зимой с Дедом Морозом. (СНЕГУРОЧКА)
- Его лепят из снега. Вместо носа морковка, на голове ведро. (СНЕГОВИК)
- Падает, кружится, ажурная, холодная. (СНЕЖИНКА)
- Зимующая, красногрудая птица. (СНЕГИРЬ)
- Цветок, который появляется весной из-под снега. (ПОДСНЕЖНИК)
Дети прикрепляют желуди на родственное дерево.
Логопед: от какого слова родились эти слова? (от слова СНЕГ)
Логопед: значит слово СНЕГ – главное слово (прикрепляет желудь к корням дерева).
Примечание: на следующем занятии дети заменяют желуди картинками, повторяя все родственные слова, образованные от слова СНЕГ.
5. Дидактическое упражнение «Перчатки»
Цели: формирование лексико-грамматической стороны речи
Задачи: обогащение словаря качественными прилагательными, упражнение в образовании относительных прилагательных; развитие мышления, пространственной ориентировки, зрительного восприятия, тактильных ощущений.
Игровая ситуация. На дереве развешены изготовленные из разного материала разноцветные силуэты перчаток.
Логопед сообщает, что дети играли в парке и забыли свои перчатки. Подул сильный ветер и перчатки оказались на дереве, зацепившись за ветки.
Задания:
- определить, с какой руки каждая перчатка (с левой, с правой руки);
- на ощупь определить, какая перчатка (гладкая, шершавая, мягкая, колючая);
- назвать цвет перчатки (красная, желтая)
- назвать материал, из которого изготовлена перчатка и образовать слово-признак (из шерсти – шерстяная, из меха – меховая, из фетра – фетровая, из резины – резиновая);
- снять с дерева только перчатки с правой (левой) руки;
IV. Развитие фонематических процессов и обучение грамоте
1. Дидактическое упражнение «Собери слова»
Цели: Развитие фонематических процессов и обучение грамоте
Задачи: упражнять в составлении односложных слов и двухсложных слов с прямыми слогами, развивать звукобуквенный анализ, закреплять связь «звук – буква», совершенствовать навык послогового чтения.
Игровая ситуация. Логопед сообщает, что на волшебном дереве выросли буквы. Какие слова можно составить из данных букв? Ребенок ведет указкой от буквы к букве, прочитывая составленное слово (СОКИ, МАКИ, ЛУК, СУК, СЫР, КИТ). Затем ребенок снимает буквы с дерева и выкладывает слово на наборном полотне. Все дети хором прочитывают составленные слова.
Далее задание усложняется:
а) Подобрать слова к звуковой схеме.
б) Дать полный звукобуквенный анализ слова.
2. Дидактическое упражнение «Подбери картинки»
Цели: Развитие фонематических процессов и обучение грамоте
Задачи: формирование умения определять слово по первому слогу, развивать зрительное восприятие; закреплять навык деления слов на слоги, совершенствовать навык чтения.
Игровая ситуация. На суку дерева сидит сорока, под деревом на пеньке волк. На дереве предметные картинки, на наборном полотне карточки, на которых написан первый слог слова.
Логопед читает стихотворение:
На суку сидит Сорока, Что такое? Что случилось?
На пенечке – Серый Волк, Видно буквы заблудились!
Волк моргает изумленно – Хочет он детей позвать,
Не возьмет никак он в толк: Чтобы слово отгадать.
Здесь картинка, а вот слог, Согласитесь! Помогите!
Но никак он не поймет! И картинку подберите!
Дети читают начало слова, соотносят с картинкой на дереве, определяют, что предмет на картинке начинается с данного слога. Затем снимают картинку с ветки, на наборном полотне выставляют картинку рядом со слогом.
Предполагаемые ответы: СНЕ - снеговик, КЛУ - клубок, БАН - бантик,
ЛИС – листок, ТЕЛЕ - телефон и т. д.
V. Развитие связной речи
1. Дидактическое упражнение «День рождения Бабочки»
Цели: развитие связной речи
Задачи: активизация знаний о насекомых, образование приставочных глаголов, составление простых распространенных предложений с предлогами, развитие мышления и зрительного восприятия.
Игровая ситуация. Логопед объявляет детям, что у бабочки день рождения, и она пригласила в гости насекомых.
-А где находится бабочка? (на красивом цветке).
- Где вырос цветок? (между деревом и пеньком)
- Какие насекомые поселились на дереве? (паук, гусеница, божья коровка, стрекоза, кузнечик, шмель)
Далее логопед предлагает детям назвать способы передвижения насекомых. Дети вспоминают, что названные слова – это слова-действия. Затем по просьбе логопеда дети подбирают слова-синонимы к словам «летать», «прыгать».
- Бабочка летает – порхает, кружится, вьется.
- Кузнечик прыгает – скачет.
- Помогите насекомым перебраться к цветку.
- Покажите, как насекомые доберутся в гости к бабочке.
Дети открепляют картинки насекомых и переносят их на цветок, составляя предложения.
Предполагаемые ответы: Гусеница переползет с дерева на цветок. Стрекоза перелетит с ветки на цветок. Кузнечик перепрыгнет с ветки на цветок. Паук сплетет паутину и по ней спустится на цветок.
2. Дидактическое упражнение «Скворечник и кормушка»
Цели: развитие связной речи
Задачи: дифференциация зимующих и перелетных птиц; развитие навыка использования в речи простых предлогов; составление сложных предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО.
Игровая ситуация. Логопед предлагает вспомнить названия птиц. Назвать, кто из них перелетная, а кто зимующая и отправить птиц к кормушке и скворечнику. У детей цветные силуэтные изображения птиц. Они называют птицу и прикрепляют картинку соответственно (к кормушке – зимующих птиц, к скворечнику – перелетных, сопровождая действия предложениями.
Предполагаемые ответы: Грач полетит к скворечнику, потому что это перелетная птица. Дятел сядет на кормушку, потому что это зимующая птица.
3. Фрагмент занятия по теме:
Пересказ рассказа «Неудачная охота» с опорой на предметные картинки
Цели: развитие связной речи
Задачи:
коррекционно-образовательная:
- обучать детей составлению рассказа с опорой на предметные картинки;
коррекционно-развивающие:
- развивать умение строить последовательно свое высказывание;
- активизировать и расширять словарь детей по теме «Домашние животные»;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей любознательность к окружающей природе.
Оборудование: дерево, силуэтные цветные картинки 2-х воробьев, мягкая игрушка «Кот».
1) Логопед читает рассказ «Неудачная охота».
2) Беседа по содержанию:
- Какое время года изображено на картинках? (Осень).
- Почему вы так думаете? (Потому, что на дереве желтые листья, а птицы, за которыми охотится Вася — воробьи — зимующие.)
- Что делает Вася?
- Почему он обратил внимание на воробьев?
- Какая мысль пришла ему в голову?
- Как кот Вася поднимается по стволу дерева? (Тихо, бесшумно, крадучись.)
- Покажите, как кот Вася крадется.
- Заметили его птицы?
- Почему охота у Васи не удалась?
3) Игра «Составь предложение».
Дети составляют предложения по демонстрируемым логопедом действиям.
Логопед помещает кота: на дерево; под дерево; перед деревом; около дерева и т. д.
Дети составляют предложения, манипулируя мягкой игрушкой кота.
Предполагаемые ответы: Кот Вася сидит под деревом. Кот Вася спрятался за дерево. Кот Вася карабкается по стволу дерева. Воробьи слетели с дерева. Кот Вася упал с дерева.
4) Дети самостоятельно пересказывают рассказ, передвигая кота и воробьев по дереву.
Выводы
Использование новых игровых приемов с дидактическим пособием «Логопедическое панно» не исключает традиционных методик логопедического воздействия, а является своеобразным продолжением, закреплением и дополнением к ним.
Во время логопедических занятий (индивидуальных, подгрупповых) с использованием отдельных игр и упражнений, входящих в комплект многофункционального пособия, стимулируется работоспособность детей, поддерживается их интерес и внимание в течение всего занятия и, что самое главное, различными способами решаются следующие задачи:
1. Подготовка речевого аппарата к постановке звуков.
2. Автоматизация поставленных звуков.
3. Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении.
4. Формирование слоговой структуры слова.
5. Пополнение активного и пассивного словаря.
6. Формирование навыков словообразования и словоизменения.
7. Формирование связной речи.
8. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
9. Развитие пространственных представлений.
10. Развитие мелкой моторики рук.
11. Развитие зрительного восприятия.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод: построение образовательного процесса с использованием нетрадиционного дидактического пособия «Логопедическое панно» помогает эффективно решать основные задачи коррекционного процесса и значительно повышать качество логопедической работы в ДОУ.
Литература:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
2. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр; Учеб. -метод. пособие. М., 2003.
3. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования. М. : Мозаика - Синтез, 2015.
4. Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Литур, 2003.
5. Ивановская О. Г., Гадасина Л. Я. Энциклопедия логопедических игр. – СПб. : КАРО, 2004.